Специфика деятельности психолога в ОВД.
Совершенствование системы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел во многом связано с формированием кадрового ядра психологов-профессионалов. Перед молодой, динамично развивающейся психологической службой МВД России проблема поддержания среди специалистов высокого профессионального уровня стоит очень остро. Среди почти 3 тысяч психологов около 2 тысяч специалистов (66 %) имеют базовое профильное (психологическое) образование, более 300 человек прошли курсы профессиональной переподготовки. Однако свыше 450 сотрудников (16%), замещающих должности практических психологов, не имеют специального психологического образования. Ситуация усугубляется достаточно высокой ежегодной сменяемостью кадров среди психологов (около 15 %). В этих условиях как одно из направлений решения проблемы дефицита кадров особое значение приобретает профессиональная подготовка психологов.
В профессиональном становлении специалиста-психолога важная роль отводится его информированию о предстоящей деятельности. Идентификации психолога как субъекта профессионального психологического сообщества, привитие общей психологической культуры и этики, системность взгляда на психологическую работу - базовые компоненты профессионального образования психолога.
Современная профессиональная деятельность психологов носит многоплановый и поливариантный характер. Она направлена на оказание помощи руководителям различных уровней в оптимизации системы управления и кадровой политики, качественное комплектование ОВД личным составом, улучшение социально-психологического климата в служебных коллективах, предупреждение и разрешение межличностных конфликтов, психологическую профилактику девиантного поведения, психологическую адаптацию, подготовку и сопровождение, развитие личности сотрудников и формирование профессионально важных качеств, внедрение в служебную деятельность прогрессивных психологических методов и техник. В конечном счете, проведение психологической работы формирует условия для успешной реализации основных задач, стоящих перед органами внутренних дел - обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Адекватное ориентирование в столь большом многообразии реализуемых направлений - сложная задача не только для начинающего психолога, но и состоявшегося специалиста. Более того, с одной стороны, перед практическими психологами ставятся одинаковые задачи, используются примерно одни и те же методики, а с другой - отсутствует единое понимание психологической работы (кое-кто из психологов ограничивается работой с одной категорией личного состава, а кто-то, наоборот, старается быть включенным во все профессиональные задачи) [11 ст.3]
Среди множества профессий, имеющихся в органах внутренних дел, психолог - профессия относительно новая. Несущая выражено гуманитарную миссию, призванная оказать личному составу психологическую помощь и поддержку, она выступает "носителем" психологической практики. К сфере деятельности практического психолога относится широкий спектр психологических мероприятий: от психологической диагностики и непосредственной работы с людьми, основанной на использовании специальных психологических техник, до работки психологически обоснованных рекомендаций. Применение подготовленными специалистами психологического знания для решения профессиональных прикладных задач позволяет говорить о формировании психологии как профессии. Именно использование психологии для решения конкретных задач и штатная обеспеченность психологической работы отличают прикладную психологическую практику от психологии фундаментальной и научно-исследовательской. Соответственно с ведением в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел латных должностей психологического профиля ("инспектор-психолог", специалист психофизиологического подразделения) ведомственная психопрактика связывает появление профессии "психолог ОВД".
Ведомственный психолог "существует" не сам по себе, а для достижения конечного результата - выполнения функций и задач, возложенных на органы внутренних дел. Соответственно деятельность психолога должна быть полезной не просто психологии вообще, а повышать эффективность профессиональной (служебной, служебнобоевой, оперативно-служебной, учебно-служебной, административно- управленческой и т.п.) деятельности милиции.
В основе организации ведомственной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности лежат следующие принципы:
- системности, единства, непрерывности, своевременности, доступности, гуманизма и нравственности;
- единства сознания и деятельности;
- конфиденциальности;
- научной обоснованности, профессионализма, преемственности и плановости в реализации психологического обеспечения;
- прогрессивности развития психологического обеспечения с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, накопленного в психологической теории и практике профессионального содружества,
- персональной ответственности психолога за результаты проводимой психологической работы;
- компетентного управления психологическим обеспечением профессиональной деятельности;
- многообразия форм и методов психологической работы;
- материально- технической достаточности психологической работы.
Целью (миссией психолога) психологическо- профессиональной деятельности являются:
- повышение эффективности деятельности ОВД (т.е. достигшая -общественно-значимого результата с оптимальными затратами);
- гуманизация профессиональной деятельности полиции;
- развитие личности сотрудников и работников ОВД;
- оказание помощи руководителям в создании социально-психологической среды, обеспечивающей условия для полноценного труда и охраны психического здоровья.
- В соответствии с данной целью задачами, стоящими перед психологической службой МВД России (практическими психологами), выступают:
- качественное комплектование органов, подразделений и учреждений внутренних дел личным составом;
- достижение высокого уровня профессиональной психологической подготовленности личного состава;
- применение психологического знания в профессиональной (служебной, оперативно-служебной, служебно-боевой, учебно-служебной) деятельности;
- формирование благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах;
- обеспечение личностного и профессионального роста сотрудника;
- оказание психологической помощи в преодолении личностных проблем, разрешении конфликтов, формировании социально и профессионально одобряемого поведения, использовании психологических приемов управления людьми;
- поддержание надежной и психологически устойчивой детальности личного состава в различных условиях (в т.ч. экстремальных ситуациях).
Рассматривая вопрос становления психолога как профессионала, необходимо учитывать, что его многолетнее обучение в процессе реализации профессиональной деятельности, усвоение прикладных знаний методом "проб и ошибок" - непозволительная роскошь для психологической службы МВД России. В условиях, когда правоохранительная деятельность требует от психологической практики сиюминутной и реальной отдачи, аспект обеспечения высокого профессионализма психологов приобретает особую актуальность.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
1. Понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. В основе любой психологической защиты лежит эмоция страха и состояние тревоги. Поэтому базовой функцией защиты является избавление от тревоги, ее производными - регулятивная и адаптивная. Психологическая защита – сложная структура, в основе которой лежит комплекс защитных механизмов, имеющих как врожденную, так и прижизненную природу. Психологическая защита не ограничивается патологией, а проявляется и в норме. Поскольку защита имеет свою структуру и функции, то, следовательно, можно говорить о системном характере психологической защиты. Система психологической защиты включает набор психологических защитных механизмов со связями разной тесноты и направленности, который встроен в структуру личности и имеет устойчивый характер. Психологическая защита как система имеет уровневое строение.
2. К стратегиям адаптации человека в стрессовой ситуации совладания относятся: 1. "поиск эмоциональной общественной поддержки" – поиск понимания и сочувствия окружающих; 2. "подавление конкурирующей деятельности" – снижение активности, полное сосредоточение на источнике стресса, отстранение от других дел и проблем; 3. "сдерживание" – ожидание благоприятных условий для разрешения ситуации. [32.C58]
В различных ситуациях личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации. Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях.
3. Саморегуляция и самосохранение личности сотрудника полиции в сложных и экстремальных условиях деятельности невозможны без использования механизмов психологической защиты. Интенсивное и постоянное функционирование некоторых защитных механизмов, выработанных в процессе несения службы, является проявлением профессиональной деформации. Деятельность сотрудников ОВД имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить: необходимость не только знать, но и грамотно применять нормативные документы, регламентирующие деятельность в различных условиях оперативно-служебной деятельности; обязанность выполнения поставленных задач в строго ограниченные промежутки времени; привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего дня; допуск к конфиденциальным сведениям, составляющим государственную тайну; допуск к табельному огнестрельному оружию; экстремальные условия деятельности (вид телесных повреждений, крови, трупа, исполнение служебных обязанностей в темное время суток); риск и опасность в оперативно-служебной деятельности как для жизни и здоровья сотрудников, так и граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность; повышенная ответственность за принятие решений, связанных с применением боевых приемов борьбы, табельного огнестрельного оружия.