Анализ полученных результатов и их интерпретация
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Рис. 1. Результаты диагностики готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) (старшая и младшая подгруппы).
Как видно на рис. 1, уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей старшей подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У младшей группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей младшей подгруппы, их потребностью быть все время с матерью.
2. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Рис. 2. Результаты исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения (старшая и младшая подгруппы).
Результаты диагностики показали, что уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей старшей подгруппы.
3. Результаты опроса родителей детей раннего возраста:
Таблица 5 Результаты опроса родителей детей раннего возраста
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Да Нет Затруднились ответить Да Нет Затруднились ответить
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? 8 2
7 3
2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). 10
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника? 4 4 2 8
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми? 7
3 10
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? 5 2 3 8
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей). 10
4 4 2
Итого 44 8 8 47 7 6
Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками. Для младшей группы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для младшей группы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей. В старшей группе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.
Таким образом, для младшей группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для старшей группы – субъектный аспект.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети старшей подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми младшей группы. Полученные данные были статистически обработаны с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) – таблица 6, вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста – таблица 7.
Таблица 6. Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста младшей подгруппы
Эмоциональное состояние Социальные контакты ребенка Сон ребенка Аппетит ребенка
Какое из перечисленных настроений преобладает? -0,08 0,34 -0,26 0,52
Как засыпает Ваш ребенок? 0,22 -0,28
0,75 0,20
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? -0,02 -0,39 -0,10 0,34
Какова длительность сна? -0,20 -0,02
0,68 0,13
Какой аппетит у Вашего ребенка? 0,47 0,09 0,47 -0,59
Просится ли на горшок?
0,63 -0,25 -0,04 0,05
Как относится к высаживанию на горшок? 0,40 -0,15 0,10 -0,13
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? 0,38 -0,35 0,16 -0,12
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? 0,52 -0,19 0,22 0,17
Проявляет ли интерес, активность при обучении? 0,20 -0,16 -0,43 -0,23
Инициативен ли в игре? 0,33 -0,20 0,26 -0,32
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? -0,16 -0,03 0,51 -0,35
Инициативен ли в отношении с детьми? -0,07 -0,26 0,39 0,16
Был ли опыт разлуки с близкими? -0,02 -0,39 -0,10 0,34
Как перенес разлуку?
- 0,68 -0,15 0,10 -0,1
Как видно в таблице 6, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.
Фактор «Как засыпает Ваш ребенок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,75).
Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).
Фактор «Просится ли на горшок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Эмоциональное состояние ребенка» (r=-0,63).
Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,68).
Таким образом, особенности адаптации детей раннего возраста младшей подгруппы определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Таблица 7. Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы
Эмоциональное состояние Социальные контакты ребенка Сон ребенка Аппетит ребенка
Какое из перечисленных настроений преобладает? 0,08 -0,17 -0,46 -0,21
Как засыпает Ваш ребенок? -0,47 0,29 -0,07 0,07
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? -0,16 -0,03
0,80 -0,35
Какова длительность сна? -0,16 -0,11
0,68 0,22
Какой аппетит у Вашего ребенка? 0,21 0,08 0,12
0,87
Просится ли на горшок? -0,10 0,31 -0,32 -0,35
Как относится к высаживанию на горшок? -0,07 -0,26 0,39 0,16
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? 0,27 -0,39 0,18 -0,25
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?
0,91 -0,55 0,37 -0,24
Проявляет ли интерес, активность при обучении? -0,41 -0,09 0,50 -0,52
Инициативен ли в игре? 0,43 0,18 0,47 0,48
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? 0,47 0,09 0,47 -0,59
Инициативен ли в отношении с детьми?
0,63 -0,25 -0,04 0,05
Был ли опыт разлуки с близкими? 0,40
0,68 0,10 -0,13
Как перенес разлуку?
0,80 -0,35 0,16 -0,12
Как видно в таблице 7, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.
Фактор «Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,80).
Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).
Фактор, «Какой аппетит у Вашего ребенка» имеет положительную корреляционную связь с фактором «аппетит ребенка» (r=0,87).
Фактор «Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,91).
Фактор «Инициативен ли в отношении с детьми» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,63).
Фактор «Был ли опыт разлуки с близкими» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Социальные контакты ребенка» (r=0,68).
Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,80).
Таким образом, особенности адаптации детей раннего возраста старшей подгруппы определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей данной подгруппы значимо общение со сверстниками. Для этих детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. При этом для детей старшей подгруппы также характерны переживания из-за разлуки с матерью, как и для детей младшей подгруппы.