Стихи-диалоги развивают речь, воображение, творческие способности, умение владеть своим голосом, тренируют память, повышают самооценку ребенка.

5. Предложите ребенку поговорить от имени «гонзика» — придумать ему имя, одеть его (самостоятельно выбрать цвет пальчика на перчатке или перчатку, если в комплекте они одноцветные), рассказать его историю, поделиться проблемами, ответить на вопросы других детей. Подобные задания позволят развить актерские навыки дошкольников, а также в игровой форме узнать, что волнует ребенка, — ведь рассказывая о проблемах «гонзика», он невольно делится своими проблемами.

Разыграйте вместе с детьми сценку (три участника), у которых на руках перчатки разного цвета. Для сценки приготовьте ширму.

Сценка «Волшебная поляна» Педагог-психолог: В одном красивом лесу была очень необычная цветочная поляна. На ней росли чудесные цветы. Действия детей: поднимают ладошки над ширмой — показывают лес. Двое крайних детей соединяют большие пальцы и мизинцы, остальные слегка раскрывают — показывают цветы. Средний ребенок убирает руки вниз и надевает «гонзиков» на указательные пальцы обеих рук. Остальные пальцы сжимает в кулачок. Поднимает над ширмой одну руку. Педагог-психолог: А еще в этом лесу жила маленькая принцесса. Ее звали Роза. Она была очень красивая. У нее были большие добрые глаза. Она очень любила цветочную поляну. Действия детей: те, кто изображает цветы, опускает руки вниз, остается рука с «гонзиком». Она двигается по ширме вправо — влево. Педагог-психолог: Принцессе было очень скучно одной и не с кем было поиграть. Действия детей: рука с «гонзиком» опускается. Появляются руки-цветы с двух сторон, слегка покачиваясь. Педагог-психолог: И вот однажды на цветочной поляне появился маленький принц. Действия детей: средний ребенок поднимает другую руку с «гонзиком». Педагог-психолог: Он был тоже очень красивым, веселым и звонко смеялся. Звали его Василек. Действия детей: рука с «гонзиком» двигается от цветка к цветку. Педагог-психолог: Услышала принцесса звонкий смех и пошла посмотреть, кто там так смеется. Действия детей: над ширмой появляется вторая рука с «гонзиком». «Гонзики» смотрят друг на друга. Педагог-психолог: Увидели они друг друга, познакомились и стали дружить и вместе гулять по лесу, любуясь красотой волшебной поляны. Действия детей: крайние дети изображают ладошками то деревья, то цветы. Скачать сценку в pdf

Развивающее игровое пособие «Волшебные гонзики» применяйте в играх для развития кругозора дошкольников, используйте в качестве физкультминуток, во время проведения НОД или игровых сеансов. Конспект игрового сеанса «Гонзики — верные друзья» для детей 5–6 лет.

Рекомендуйте пособие родителям. Оно поможет им не только разнообразить досуг с ребенком, но и отвлечь его в дороге, в очереди, снизить тревожность, например при посещении врача.

Приложение 1

Литературный материал для коррекционно-развивающей работы с использованием игрового пособия «Волшебные гонзики»

I. Знакомство с эмоциями

Понадобятся шесть пар детских перчаток красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного цветов. Для придания наибольшей эмоциональной выраженности можно в дополнение к «глазкам» сделать бровки из синельной проволоки.

Эмоция радости

Радость
Радость пробежала по дорожке.
Радость распахнула все окошки.
Радуется клен, что он силен, —
Радугу на ветке держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется елка.
Разбудите, дети, всех людей!
Радость запрягает лошадей.
Надевайте лучшие одежки!
Радость распахнула все окошки!
М. Карем

Этюды: «Золотые капельки», «Праздничное настроение», «Пришла зима».

Игры: «Разноцветный букет», «Подарок другу», «Ручеек радости».

Беседа на тему: «Я радуюсь, когда…»1.

Эмоция страха

Не буду бояться!
Страшно в лесу.
А если в грозу?
А в темные ночи?
Страшно очень.
И там медведь,
И медведица есть,
И волки даже!
А заяц — как же?
А заяц живет, и — ничего!
И ежик живет, и детки его,
И бегают детки, резвятся!
И я не буду бояться!
Э. Мошковская

Страх
Он колышет занавески,
Если дома я одна.
Он скрепит дверями в детской,
И тогда мне не до сна
На каток коньки одели —
Он дрожит в моих ногах.
Не пускает на качели.
Вот какой он вредный — страх.
Т. Коваль

Этюды: «Лисенок боится», «Гроза», «Момент отчаяния».

Упражнение: «Нарисуй свой страх».

Игры: «Конкурс пугалок», «Страх на поводке», «Прогони Бабу-ягу».

Беседа по теме: «Я боюсь, когда…».

Эмоция грусти (печали)

Все сделалось грустным
Яблоко стало невкусным.
Веселое стало грустным.
Сахар — не сладкий.
Соль — не соленая.
Дождик — не мокрый.
Трава — не зеленая.
Гром на кого-то с неба ворчит.
Мама не хочет со мной разговаривать.
Мама молчит…
Л. Николаенко

Эмоция обиды

Обида
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог,
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось.
Э. Мошковская

Этюды: «Остров плакс», «Маленькая обезьянка», «Облачко».

Упражнения: «Грустный-веселый принц» (Н. Горячева), «Мусорное ведро».

Игры: «Не будем грустить», «Царевна Несмеяна», «Щепки на реке».

Беседы по теме: «Я грущу, когда…», «Я обижаюсь, когда…».

Эмоции интереса и удивления

Мне ужасно интересно
Мне ужасно интересно:
А в яйце цыпленку тесно?
Сколько молока в корове,
И зачем нужны нам брови?
Почему, кто даст ответ,
У медведя слуха нет,
У мальчишек — длинных кос,
А на лысине — волос?
Есть ли у жука коленки?
Может каша быть без пенки?
Спрятали куда конфеты?
Как найти на все ответы?
Т. Коваль

Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит — что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
А. Барто

Этюды: «Кузнечик», «Собака принюхивается», «Облачко».

Беседы по теме: «Я удивляюсь, когда…», «Мне интересно…».

Эмоция гнева (злости)

Злость
Сегодня я сердит с утра.
В садик пришел я — и вот беда:
Игрушку мою отобрали,
И с нею играть мне не дали!
Когда вам сердиться придется,
То злостью это назовется.
Автор неизвестен

Этюды: «Два сердитых мальчика», «Маленькая обезьянка».

Упражнение: «Добрая-злая фея» (Н. Горячева).

Игры: «Коврик злости», «Тух-тиби-дух», «Добрые-злые кошки», «Рассерженные шарики», «Брыкалки», «Рычи, лев, рычи!».

Беседа по теме: «Я злюсь, когда…».

II. Стихи-диалоги

Как лягушонок с утенком разговаривал
Лягушонок: «Квак, квак!»
А утенок: «Кряк, кряк!»
Все сказали, все спросили…
Хорошо поговорили!
В. Липанович

Разговор лютика и жучка
— Лютик, лютик, что хохочешь?
— Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь — захохочешь.
И. Токмакова

Кошка
— Что ты, кошка, сторожишь?
— Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу ее на чай!
В. Лунин

Кто первый?
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили?
— Я дружил.
— И я дружил.
— Что же вы не поделили?
— Я забыл.
— И я забыл.
В. Орлов

Ослик
— Ослик, Ослик,
Где твой хвостик?
— Хвостик мой пошел гулять,
Он вернется ровно в пять.
М. Дружинина

Разговор в темной комнате
— Знаешь, там за занавеской кто-то дышит и молчит…
— Это кит.
— Чья-то тень крадется… Видишь — по стене на потолок?
— Это волк.
— Кто-то скрипнул дверцей шкафа…
— Домовой.
— Отчего тебе не страшно?!
— Ты со мной.
М. Лукашина

Знакомство
— Гонзик, Гонзик, где ты был?
— К детям в детский сад ходил.
— Что там делал?
— Я играл, малых деток забавлял.
О. Куликова

Вернуться в текст

III. Игры на развитие кругозора2

«Весна». На указательный палец правой руки ребенок надевает «гонзика» зеленого цвета. При чтении стиха слегка покачивает фалангой пальца вперед.

И вкривь, и вкось, и напрямик
Бегут ручьи. Чирик-чирик!
Кричат скворцы, дрозды, грачи —
Попробуй всех перекричи!

«Лето». Инструкция та же, что и в первом задании, только ребенок надевает «гонзика» красного цвета.

Чирик-чик-чик. Светло. Тепло.
И значит, лето вновь пришло.
Пою со всеми заодно:
«Пусть не кончается оно!»

«Осень». Инструкция та же, что и в первом задании, только ребенок надевает «гонзика» желтого цвета.

Закрыли тучи синеву.
Дождинки падают в траву.
Чик-чик-чирик! На край земли
Летят куда-то журавли.

«Зима».Инструкция та же, что и в первом задании, только ребенок надевает «гонзика» синего цвета.

Повсюду снег. И кто-то мне
Кормушки ставит на окне.
Быть благодарным я привык.
Спасибо, люди!
Чик-чирик!

Вернуться в текст

IV. Задания для физкультминуток

Массаж в паре «Смешные человечки». Дети стоят парами друг напротив друга. Все движения выполняются на теле партнера руками, одетыми в цветные перчатки с «гонзиками» на них.

Бежали мимо речки Смешные человечки, Шагательные движения пальцами вверх по рукам партнера
Прыгали, скакали, Постукивания по плечам
Солнышко встречали. Поглаживания щек
Построили мосток, И забили там гвоздок. Руки перед собой, согнутые в локтях, постукивания кулачками друг о друга
А потом — бултых — в речку. Взяться с партнером за руки «лодочкой» и резко бросить руки вниз
Где же человечки? Пожать плечами

Зрительная гимнастика. Наденьте «гонзика» на указательный палец и попросите детей следить за его движениями, повторяя глазами его действия по тексту.

Вариант 1

Гонзики пошли гулять, Движения влево-вправо
Стали прыгать и скакать. Движения вверх-вниз, зигзагами
Стали веселиться, Весело кружиться. Круговые движения
А потом устали И в кровать упали Закрыть глаза

Вариант 2

Гонзик, посмотри-ка на ребят, Дети смотрят друг на друга
Теперь на небо — Там птички летят. Переводят глаза наверх вслед за «Гонзиком»
Внизу по травке жук ползет. Смотрят вниз
А слева — деревце растет. Смотрят влево
Направо — алые цветы, Смотрят вправо
Закрыв глаза, понюхай ты Закрывают глаза, делают глубокий вдох

Вернуться в текст

Вернуться в текст

Приложение 2

Конспект игрового сеанса «Гонзики — верные друзья»
для детей 5–6 лет

Цели: создать положительный эмоциональный фон, укрепить взаимоотношения детей в группе.

Задачи:

· развить навыки эффективного взаимодействия;

· повысить уверенность детей;

· формировать конструктивные способы управления своим телом, снять психоэмоциональное напряжение;

· активизировать эмоциональное и моторное самовыражение;

· развить внимание, слуховое и зрительное восприятие, слуховую память;

· развить межполушарное взаимодействие, крупную и мелкую моторику;

· тренировать усидчивость и самоконтроль;

· закрепить положительные способы произвольной регуляции поведения.

Материалы и оборудование: пособие «Волшебные гонзики»; воздушный шарик голубого цвета; рисунок солнышка (прикрепить к потолку); рисунок сказочного домика; изображение сороки (или кукла бибабо); воздушные шарики; перчатка черного цвета; мешочек хорошего настроения с конфетами; стулья, расставленные кругом (по количеству участников); аудиоаппаратура.

Материалы к игре «Заколдованные лица»: надутые воздушные шары, прикрепленные к пластиковым стаканчикам (из расчета один шарик на двух детей); детали для выполнения аппликации, наклеенные на двусторонний скотч (различные части лица — губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния — грусть, радость, удивление и т. п.).

Музыкальное сопровождение: любая лиричная композиция, В. Шаинский «Вместе весело шагать»,
В. Щербачев «Змейка», Т. Ломова «Этюд», В.А. Моцарт — любая легкая мелодия.

Количество детей: 6–8 (обязательно четное количество).

Продолжительность: 20–25 минут.

Ход игрового сеанса

Дети и педагог-психолог сидят на стульчиках.

Наши рекомендации