Эксперименты Дж. Гибсона по константности восприятия размера
Дж. Гибсон описывал оригинальные эксперименты, показывающие, что константность размера оцениваемого объекта можно объяснить наличием инвариантной оптической информации — градиентом текстуры [34]. Его опыты проводились на большом поле, простиравшемся до горизонта. Оно было хорошо перепахано и выглядело как хорошо текстурированная комочками земли ровная поверхность. От испытуемых требовалось оценить высоту столбиков-вех, которые были расставлены по полю на расстоянии до 800 м от испытуемого. Результаты обнаружили, что обычные нетренированные испытуемые давали достаточно точные оценки высоты вех, и эти оценки не уменьшались даже тогда, когда они были удалены на 800 м. С увеличением расстояния увеличивался лишь разброс индивидуальных оценок. Таким образом, при изменении удаленности воспринимаемого объекта в больших пределах наблюдается константность восприятия его размера.
Рис. 114. Два объекта цилиндрической формы на фоне выраженного градиента текстуры. Основания обоих цилиндров покрывают одинаковое число элементов текстуры, это свидетельствует о равенстве их размеров
Дж. Гибсон сделал принципиальное заключение о природе константности зрительного восприятия величины объекта: «...наблюдатели неосознанно извлекают определенное инвариантное отношение, а размер сетчаточного изображения не играет никакой роли. Независимо от того, насколько далеко находится объект, он пересекает или заслоняет одно и то же число текстурных элементов земли. Это число является инвариантным» [34, 233]. Далее Гибсон указывает на еще один мощный оптический инвариант: «На каком бы расстоянии ни находилась веха, отношение, в котором ее делит горизонт, также является инвариантным» (там же). Важно, что это не признаки для дальнейшей ментальной переработки, а оптическая информация для прямого восприятия размера объекта (рис. 114).
7.3.5. Измерения инвариантных отношений в восприятии
Ряд экспериментальных исследований обнаружил закономерные эффекты взаимодействия между феноменальными параметрами зрительного образа. Рассмотрим несколько вариантов изученных перцептивных взаимодействий, которые получили свое выражение в виде так называемых перцептивных уравнений [73]. Это и есть количественное выражение результата взаимодействия различного рода стимульных и феноменальных параметров, характеризующих разные виды константностей.
Отношение видимой величины и видимой удаленности может быть выражено следующей формулой:
где а — зрительный угол (проксимальная величина объекта); 5 — видимая величина объекта; В — его видимая удаленность; к — коэффициент пропорциональности.
Наглядное следствие из этой формулы дают описанные выше результаты Холвея и Боринга: при а = соп81 видимая величина тестового круга пропорциональна его видимой удаленности^ Из нее следует хорошо известный закон зрительного угла: при В = соп$1 видимая величина изменяется пропорционально зрительному углу.
Еще одно классическое подтверждение «работы» этого инвариантного отношения представляет закон Эммерта: при неизменности площади сетчаточной проекции изменение видимого расстояния до экрана, на который проецируется послеобраз, влечет за собой пропорциональное увеличение его видимого размера.
В работах У. Годжела было показано, что при редукции всех зрительных признаков1 наблюдаются интересные феномены, названные им тенденцией к равноудаленности и тенденцией к специфической удаленности [73]. Тенденция к специфической удаленности заключается в том, что при полной редукции зрительных признаков человек склонен воспринимать объекты расположенными на одной и той же удаленности от себя, примерно на 1,5 — 2,5 м. Аналогичная тенденция к равноудаленности состоит в том, что все видимые объекты кажутся расположенными в одной плоскости.
Третье следствие из данного инвариантного отношения имеет место при 5 = СОП81, тогда, естественно, В = к/а. Это означает, что если известна видимая величина объекта, то видимая удаленность будет пропорциональна углу зрения. Блестящая иллюстрация данного следствия — эксперимент с игральными картами, описанный в главе 5.
И наконец, последнее следствие из описываемого инвариантного отношения «видимая величина — видимая удаленность», собственно, и описывает феномен константности видимой величины: видимая величина объекта постоянна, если видимая удаленность изменяется обратно пропорционально величине зрительного угла.
В работах У. Годжела также исследовано и другое инвариантное отношение, связывающее видимую глубину и видимую удаленность2:
1 Хороший пример восприятия пространства при редукции зрительных при
знаков дают нам отчеты космонавтов, осуществлявших оценки абсолютной и
относительной удаленности объектов в так называемом безориентированном
космическом пространстве.
2 Это соотношение справедливо для удаленностей до двух метров, свыше этого
расстояния в знаменателе формулы параметр В включается без показателя степени.
АО /О2 = кг\,
где АО — видимая относительная удаленность; В — видимая абсолютная удаленность; ц — диспаратность; к — здесь и далее некоторый коэффициент пропорциональности.
Кроме того, было установлено инвариантное отношение, связывающее видимую величину, видимую глубину, диспаратность и зрительный угол:
АО/5 = кц/а.
• Его смысл в том, что не только видимая абсолютная удаленность, но и видимая величина могут определять восприятие глубины.
А.Д.Логвиненко описывает и другие инвариантные отношения: «видимая скорость—абсолютная удаленность»:
У/а = ку,
где й — абсолютная удаленность; V — скорость перемещения объекта по сетчатке; V — видимая скорость.
Необходимо отметить, что проведение исследований инвариантных отношений в восприятии чрезвычайно сложное дело, требующее от экспериментатора высокого мастерства, поскольку само изучение эффекта влияния одного феноменального параметра на другое требует создания такой стимул ьной ситуации, при которой были бы исключены влияния других феноменальных признаков.
Демонстрация А. Эймса
Блестящей демонстрации некоторых инвариантных отношений в восприятии пространства мы обязаны А.Эймсу, сконструировавшему специальную комнату; в которой «нарушаются» наши привычные представления о размере и удаленности находящегося там объекта [169].
Иллюзия «комнаты Эймса» заключается в том, что испытуемый смотрит в эту комнату одним глазом через искусственный зрачок и видит там в ее правом дальнем углу маленького мальчика большого роста, а в левом углу взрослого мужчину... маленького роста (рис. 115). Если туда поместить двух людей абсолютно одинакового роста, то результат будет тем же: в правом углу — большой человек, в левом — маленький.
Причина этого ошибочного восприятия состоит в конструкции самой комнаты. С помощью специально подобранных признаков удаленности (художник особым образом нарисовал окна, стены, пол) создается иллюзия, что комната имеет обычную прямоугольную форму, т.е. видимая удаленность этих двух человек одинакова, а на самом деле ее площадь представляет трапецию и левый дальний угол комнаты реально расположен от наблюдателя почти вдвое дальше, чем правый (рис. 116).
Рис. 115. Что видит испытуемый в комнате Эймса. Мальчик в действительности маленького роста, а мужчина — это обычный и достаточно высокий взрослый человек
Особенно важно, что видимая величина не просто уменьшилась при увеличении реального расстояния, и, следовательно, при уменьшении размера сетчаточного изображения, а уменьшилась во столько раз, во сколько раз уменьшилось видимое расстояние. Из этой демонстрации следует, что зрительный угол определяет не видимую величину объекта, а отношение видимой величины к видимой удаленности. Что, собственно, и следует из приведенного выше перцептивного уравнения. Таким образом, если меняется один из феноменальных параметров (видимая удаленность), то
А что реально... (/)///)2=1,9) |
Что видит испытуемый
\ /
\ /
\ /
\ /
\ /
ВА 1т
\ I
\ I
\ I
\ /
\ I
\ /
\/
-V-
Рис. 116. Соотношение реальных и видимых размеров в комнате Эймса:
слева: видимые размеры самой комнаты, а также видимые размеры и удаленность двух людей, видимых в комнате Эймса; справа: реальные размеры комнаты и видимые размеры людей. Пунктиром обозначены видимые расстояния и видимый размер человека. В1 и 02 — физические расстояния от наблюдателя до находящихся в комнате людей, /)/ и В2 — видимые расстояния [142]
это однозначно приводит к изменению другого феноменального параметра воспринимаемой ситуации (видимый размер).
Интересные эксперименты проводил в комнате Эймса его ученик и последователь Ф. Килпатрик (1954)1. Его интересовал вопрос, будет ли испытуемый воспринимать пропорции искаженной комнаты адекватно в том случае, если он получит необходимую информацию о ее реальных размерах. Им были проведены три опыта. В первом испытуемый мог сам совершать определенные действия в пространстве этой комнаты, например дотрагиваться указкой до ее стен или бросать мяч в заднюю стенку. Во втором опыте он мог наблюдать, как это делает экспериментатор. В третьем — ему рассказывали о том, как реально устроена комната Эймса. Оказалось, что переход к верному восприятию происходил только в первых двух случаях, т.е. когда испытуемый получал наглядные чувственные впечатления о пространственных пропорциях комнаты.
В последние годы появилось и другое объяснение перцептивного эффекта, происходящего в комнате Эймса. X. Седвик предложил, что феномен основан не на отношении видимого размера к видимому расстоянию, а на принципе относительного размера. Это объяснение заключается в том, что наше восприятие размера двух людей основано на том, как они собой заполняют расстояние от пола до потолка комнаты Эймса. Поскольку мальчик справа заполняет собой почти все пространство от пола до потолка, а мужчина слева только часть его, то мы и воспринимаем его ниже [209]. Для большей наглядности мы приводим еще один рисунок реальной формы комнаты Эймса с сохранением объемных пропорций ее частей (рис. 117), а не просто план комнаты, как это делается в большинстве учебников (см. рис. 116).
Это объяснение выглядит резонно, и влияние фактора относительного размера на иллюзию восприятия стоит принять во внимание естественно не исключая и приведенное выше классическое объяснение, поскольку оно подкрепляется другими исследованиями инвариантных отношений в зрительном восприятии.
Для тех, кто заинтересовался рассмотренными проблемами, рекомендуем внимательно разобраться с объяснениями так называемой иллюзии восприятия размера луны [55; 93].