Восприятие продолжительности времени и количество познавательной активности
Одна из первых когнитивных теорий изложена в книге Р. Орн-штейна «О переживании времени» [189]. Основная идея этого автора заключается в том, что воспринимаемая продолжительность временного отрезка зависит от количества воспринятой в этот период и сохраненной в памяти информации: чем больше объем сохраняемой в памяти информации, чем сложнее у нее структура, тем более продолжительным нам кажется прошедший промежуток времени. Из этого следует, что не только количество воспринятых событий определяет оценку временного интервала, но и сложность ее переработки с помощью когнитивных структур человека. Еще в 1940-е гг. С.Л.Рубинштейн, обобщая подобные наблюдения, назвал эту закономерность законом заполненного временного отрезка [94].
Эксперименты, проведенные Р.Орнштейном, были достаточно просты: испытуемых просили оценить длительность опыта, в котором им предъявлялись звуки, следовавшие с различной частотой — 40, 80 или 120 стимулов в мин. Как и ожидалось, самым продолжительным оказался опыт с высокой частотой предъявления стимулов — 120 в мин, т.е. с максимальной информационной нагрузкой. Позднее в исследованиях других авторов, использовавших стимулы других модальностей и более сложные экспериментальные планы, были получены аналогичные результаты (см. [120]).
Весьма надежные результаты, подтверждающие теорию Р. Орн-штейна, получены в экспериментах с оценкой длительности «заполненных» и «незаполненных» временных интервалов. Заполненными промежутками называются такие, которые содержат определенное стимульное наполнение, например звуковой сигнал 1 000 Гц в отличие от двух щелчков, обозначающих начало и конец оцениваемого интервала, или свечение светового пятна на экране монитора в отличие от двух коротких вспышек света, и т. п. В подобных опытах установлено, что заполненные интервалы оцениваются как более продолжительные по сравнению с «пустыми»1.
Наполненность временного интервала может быть и совершенно другого рода, например напряженное или тягостное ожидание чего-либо. Это тот случай, когда в процессе ожидания нам кажется, что время тянется особенно медленно. На первый взгляд мы
Этот феномен получил название иллюзии заполненной длительности.
имеем дело с «незаполненным» ничем интервалом ожидания, который должен оцениваться как менее продолжительный, ведь мы только ждем и ничего не делаем, но наполненность внешними событиями в данном случае компенсируется излишним переполнением напряженными эмоциональными переживаниями. С.Л.Рубинштейн зафиксировал данный феномен как закон эмоционально детерминированной оценки времени [94]. Как правило, время, заполненное эмоционально положительными событиями, в наших переживаниях сокращается, а эмоционально негативных — удлиняется. «Счастливые часов не наблюдают», — говорил грибоедовский герой Чацкий, а шекспировский Ромео, наоборот, печально замечал: «Грустные часы длинны». Экспериментальные результаты по оценке 20-секундного временного интервала в условиях кратковременной невесомости показали, что те испытуемые, кто хорошо переносил невесомость, как правило, недооценивали интервал времени, а испытуемые, испытывавшие неприятные ощущения тошноты и головокружения, в 3 — 4 раза его переоценивали [65]. Таким образом, пере- или недооценка «пустого» интервала времени зависит от специфики той ситуации, в которой находится человек, а информационная наполненность/ пустота временного интервала может быть по-разному связана со сложностью и спецификой тех когнитивных и эмоциональных процессов, которые проходят в этот период.
Теория Р.Орнштейна подтверждается экспериментами, в которых варьировалась когнитивная сложность стимулов. В них установлено, что длительность экспериментальных серий, в которых применялись сложные стимулы, оценивалась испытуемыми больше, чем тех серий, в которых предъявлялись относительно простые стимулы. X. Шиффман сообщает о результатах, показавших, что при выполнении сложной, напряженной деятельности субъективно проходит больше времени, чем при хорошо знакомой и регулярной [120].
Исследования показали связь количества информации, сохраненной в памяти, и оценкой длительности запомненных событий. Например, неприятные стимулы запоминаются хуже и воспринимаются как более быстротечные, а приятные и запоминаются лучше и оцениваются как более длительные. Эффект незаконченного действия, открытый Б. В. Зейгарник, — классический пример лучшего запоминания незаконченного действия; незаконченные задания испытуемые оценивали как более продолжительные [120].
Рассматриваемая теория подтверждается рядом исследований восприятия времени в условиях сенсорной изоляции и сенсорной депривации. Так, французские спелеологи М.Скифр и Ж. Мэре-те, находившиеся в одиночестве в пещере на дне пропасти Ска-рассон, сообщили о значительных нарушениях чувства времени. Так, Скифр, находившийся в одиночестве более 58 суток в оцен-
ке времени своего пребывания «отстал» на 25 суток, а его ученик Мэрете за 174 дня изоляции отстал в своих отсчетах времени на 88 суток [40].
Результаты уникальных экспериментов Л.П.Гримака, проведенных с испытуемыми, которым внушался ускоренный или замедленный в 5 раз ход времени, показали, что их ощущения собственной познавательной активности ускорялись или замедлялись в соответствии с характером сделанного в состоянии гипноза внушения. Причем характерно, что в одном случае оценки воспроизведения длительности временных интервалов возросли по сравнению с фоновыми опытами в среднем в три раза, а в другом, соответственно, в три раза уменьшились [40].
Таким образом, и теория Р.Орнштейна, и разного рода модели когнитивного усилия или объема сохраненной в памяти информации — все они основываются на допущении о том, что частота тиканья гипотетических когнитивных часов зависит от количества когнитивной активности, включенной в процесс переработки информации.