Экологический подход к восприятию движения. Роль оптической стимуляции при восприятии движения и формы

Объекта

Начиная с работ Дж. Гибсона в современной психологической литературе вполне укоренился взгляд о ведущей роли информа­ции, содержащейся в объемлющем оптическом строе1, для вос­приятия движения [34; 120; 135; 158; 221]. Кратко основную идею Дж. Гибсона можно выразить так: стимульная информация о дви­жении заключена в изменении самого паттерна оптического строя. Поэтому как при движении объектов внешнего мира, так и при движениях самого наблюдателя (в реальной жизни это неотдели­мо) можно обнаружить закономерные паттерны трансформации оптического строя, несущие исчерпывающую и однозначную ин­формацию для восприятия движения. Эти паттерны или инвари­анты оптического строя несут достоверную информацию о дви­жениях самого наблюдателя и перемещениях объектов в простран­стве (рис. 85 и рис. 86).

Продуктивность данного подхода йе /ас!о доказана при созда­нии движений трехмерных объектов в современных компьютер­ных играх. Поскольку мы очень реалистично воспринимаем ре­зультаты такой компьютерной симуляции движений самых раз­ных объектов компьютерных игр, то у нас нет оснований сомне­ваться в том, что программистами моделируются существенные характеристики изменения оптического строя, несущие однознач­ную информацию о движении.

Описывая результаты, свидетельствующие о непосредственном восприятии движения, определяемого очень простой стимульной переменной, Дж. Гибсон ссылается на элегантные эксперимен­ты, проведенные им совместно с В.Шиф и Э. Гибсон (1962).

Кратко опишем их. Использовался проектор, создававший на мато­вом полупрозрачном экране некое теневое изображение. Изображение

1 В ряде современных работ используемое нами понятие оптический строй, введенное Дж. Гибсоном, переводится как оптический поток. Мы предпочитаем вариант, предложенный А. Д. Логвиненко при переводе книги Дж. Гибсона (1988).

Экологический подход к восприятию движения. Роль оптической стимуляции при восприятии движения и формы - student2.ru

Рис. 85. Изменение объемлющего оптического строя в ситуации посадки

летчика на аэродром. Длина и направление стрелок обозначают скорость

и направление приближения поверхности летного поля к летчику [34]

могло очень быстро и плавно (за несколько секунд) увеличиваться от небольшого пятна в центре экрана до размеров всего экрана. Испытуе­мому, сидевшему перед экраном в затемненной комнате, отчетливо ка­залось, что объект неопределенной формы надвигается на него и оста­навливается у самого лица. Такого рода зрительное переживание, обла­давшее абсолютной реальностью воспринимаемого движения, Дж. Гиб-сон с полным правом назвал зрительным столкновением [34]. Он отме-

Экологический подход к восприятию движения. Роль оптической стимуляции при восприятии движения и формы - student2.ru

Рис. 86. Изменение объемлющего оптического строя в ситуации движе­ния наблюдателя, находящегося на крыше последнего вагона поезда. Длина и направление стрелок обозначают скорость и направление уда­ления поверхности окружающей среды и железнодорожного полотна от

наблюдателя [135]

чал, что подобное «оптическое изменение, конечно, не является стиму­лом в обычном смысле слова. Оно является оптически увеличением, т.е. расширением усеченного угла вплоть до его теоретического предела, со­ставляющего 180°. Это зрительный телесный угол естественной перспек­тивы» [34, 252\. Испытуемые сообщали, что им не казалось, что объекты становятся больше, они не замечали увеличения размера тени как тако­вой, они воспринимали именно движущийся на них объект и пытались уклониться от столкновения. Когда увеличение тени было несимметрич­ным по отношению к наблюдателю (т.е. смещенным относительно цен­тра), он видел нечто приближающееся, однако не к той точке, где он сидел, а справа или слева от него. Поэтому Дж. Гибсон делает резонное заключение: «По-видимому, существует прямое восприятие события, которое может быть описано, как приближение чего-то» [34, 252]. После­дующие опыты В. Шиффа с животными (обезьяны, котята, цыплята, лягушки, крабы) продемонстрировали сходный перцептивный эффект: животные пытались убежать или (как и человек) уклониться от надвига­ющегося объекта.

То же самое впечатление испытывает пилот, осуществляющий по­садку самолета: земля стремительно приближается, а небо, наоборот, удаляется (см. рис. 85). Обратная картина представлена в пространстве перцептивного образа человека, сидящего на крыше последнего вагона поезда, уходящего вдаль: железнодорожное полотно и горы на горизон­те «убегают» от него по направлению к горизонту, причем близлежащие предметы проносятся мимо с большей скоростью, чем удаленные от него (см. рис. 86).

Резюмируя свои представления о связи структуры объемлюще­го оптического строя и движения, Дж. Гибсон отмечал следую­щее [34].

1. Изменения оптического строя содержат информацию о дви­жении.

2. Центробежные изменения оптического строя определяют приближение к наблюдателю, а центростремительные — удале­ние от него.

3. Положение центра или фокуса оптического строя определяет направление движения в окружающей среде.

Описанная выше проблема стабильности видимого мира, рас­смотренная выше в контексте афферентной и эфферентной тео­рий, у Дж. Гибсона находит совсем иное решение. Он полагал, что зрительной системе нет необходимости использовать инфор­мацию о движении глаз для разделения движений, вызванных пе­ремещением глаз и головы, и движений, обусловленных переме­щением самого объекта. Необходимая информация имеет исклю­чительно оптическую природу, ее несут так называемые инвари­анты объемлющего оптического строя: те трансформации, кото­рые происходят в нем при движении глаз, отличаются от тех, которые возникают при реальном движении объекта.

Оценивая роль оптической стимуляции при восприятии дви­жения, нельзя не подчеркнуть значение исследований Дж. Гибсо-на в области разработки понятия о зрительных кинестезиях. «Я счи­таю, что зрение кинестетично в том смысле, что оно регистриру­ет движение тела точно так же, как это делает система «мышца — сустав—кожа», или вестибулярная система. Зрение схватывает и движение всего тела относительно земли, и движение отдельных членов относительно тела. Зрительная кинестезия действует наря­ду с мышечной... Зрение получает информацию как об окружаю­щем мире, так и о самом наблюдателе» [34, 263]. Это означает, что в объемлющем оптическом строе всегда присутствует опти­ческая информация о самом наблюдателе и его движениях, на­пример в нашем поле зрения постоянно представлен нос, конту­ры бровей, очертания щек, а нередко и других частей нашего тела. Поэтому мы постоянно имеем надежную совместную информа­цию и о собственных движениях, и о перемещениях объектов во внешнем мире. Фактически любые перемещения объектов вне нас происходят в координатах нашего собственного тела.

Важность принципа зрительных кинестезии для передачи реальности восприятия движений можно продемонстрировать на одном из приемов кино- и видеосъемки — съемки передвижной камерой. Когда использу­ется передвижная камера, самые различные сцены делаются более жи­выми и естественными, возникает чувство личного присутствия в кадре. При съемках стационарной камерой отснятые сцены выглядят более ста­тично, картинно и менее реально.

Для подтверждения роли зрительных кинестезии в восприятии дви­жений Дж. Гибсон приводит результаты оригинальных экспериментов своих последователей с так называемой летающей комнатой [176]. Спе­цифика экспериментального стенда состояла в том, что у этой искусст­венной комнаты были стены и потолок, но она сама была подвешена относительно пола за углы на большой высоте так, что почти касалась реального пола лабораторного помещения. Изменяя положение стен и потолка этой комнаты относительно испытуемого, экспериментаторы могли создавать такие изменения в оптическом объемлющем строе, ко­торые соответствовали реальному перемещению испытуемого в простран­стве комнаты. Ставя своих испытуемых на тележку и лишая их возможно­сти видеть пол, Дж.Лишман и Д. Ли добивались от них полной иллюзии, что они движутся по комнате. Когда стены придвигались к ним или ото­двигались от них, создавался ярко выраженный оптический эффект дви­жения испытуемого, хотя реально он оставался неподвижным.

Дж. Гибсон и многие другие исследователи описывают также опыты с комнатой цилиндрической формы, вращающейся вокруг своей оси. Ее стены текстурированы вертикальными полосами, испытуемый сидит на стуле и смотрит прямо перед собой, не видя пола (см. рис. 87).

При медленном движение комнаты вокруг своей оси у испытуемых возникает полное впечатление собственного вращения. Вращение дей-


Экологический подход к восприятию движения. Роль оптической стимуляции при восприятии движения и формы - student2.ru

Рис. 87. Лабораторная установка для изуче­ния восприятия наблюдателем собственно­го движения, индуцированного вращающей­ся комнатой [93]

ствительно существует, но не механическое, а оптическое — такое изменение в структу­ре оптического строя, которое соответству­ет реальному перемещению испытуемого. Эти опыты наглядно показывают приори­тет зрения над проприорецепцией: ведь нет никакой проприоцептивной или вестибуляр­ной информации о вращении наблюдателя, и если бы он просто закрыл глаза, то вос­принял бы себя неподвижным.

В каждом из приведенных выше опытов испытуемый извлекает оптическую информацию о движении, которая содержит одно­значное отношение между объемлющим оптическим строем, за­дающим внешний мир, и краями поля зрения, задающего грани­цы тела испытуемого. Восприятие этого виртуального движения собственного тела происходит потому, что края поля зрения за­кономерно смещаются относительно оптического строя, создава­емого движением стен и потолка летающей или крутящейся ком­наты. Такого рода симуляция точно соответствует тем оптическим изменениям, которые происходят при реальном движении наблю­дателя. Очевидно, что на этом принципе построены многие авиа­ционные тренажеры: находясь на земле, летчики должны научиться хорошо видеть те перемещения в пространстве, которые соответ­ствуют различным ситуациям реального полета. Кроме опыта ра­боты с элементами управления самолетом, курсанты-летчики при­обретают очень важный опыт — опыт восприятия движения само­лета (и себя самого) относительно различных объектов и поверх­ностей окружающей среды.

Наши рекомендации