Афферентная и эфферентная теории стабильности видимого мира
Отметим, что в реальной жизни наши глаза и голова находятся в постоянном движении, но мы воспринимаем окружающий нас мир стабильным, а не постоянно мельтешащим перед глазами. Этот феномен получил название константности положения видимого мира. Можно сделать предположение о том, что наша перцептивная система тонко дифференцирует и соотносит между собой реальные перемещения предметов и происходящие синхронно с этим движения наших глаз, головы, тела. Фактически осуществляется строгое соотнесение афферентных зрительных сигналов (перемещение изображения на сетчатке, проприоцептивная информация о движении мышц) и эфферентной информации от ЦНС к мышцам.
В истории психологии известны две теории, объясняющие стабильность видимого мира. Первая — это афферентная теория, которую предложил вьщающийся английский нейрофизиолог Чарльз Шерингтон. Согласно этой теории (см. рис. 84, а) афферентные сигналы от глазодвигательных мышц поступают в головной мозг, тормозят афферентные сигналы от движения объекта, возникающие в сетчатке, выполняя, таким образом, функцию отрицательной обратной связи.
Вторая — эфферентная теория^ была сформулирована известным физиологом Германом Гельмгольцем. Он предположил, что
1 В современной литературе эта теория также получила название теории упреждающего сигнала.
Сигналы, идущие Сигналы, идущие от глазных мышц у к глазным мышцам |
АФФЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ |
ЭФФЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ
Рис. 84. Схема коррекции перемещения по сетчатке согласно афферентной (вверху) и эфферентной теориям (внизу) [37]
механизм, указанный Г. Шерингтоном, вряд ли можно рассматривать как основной, поскольку он сравнительно медленный: управляющие эфферентные импульсы должны дойти до мышц, а затем афферентный поток в качестве сигналов обратной связи опять возвращается в мозг. По Г. Гельмгольцу сетчаточные сигналы при перемещении объекта тормозятся не афферентными сигналами от глазодвигательных мышц, а эфферентными управляющими сигналами, поступающими от мозга к этим мышцам (рис. 84, б).
В настоящее время существует множество эмпирических доказательств справедливости эфферентной теории. Еще сам Г. Гельм-гольц обратил внимание на то, что если на глазное яблоко надавить пальцем, т.е. осуществить пассивное, а не произвольное движение глаз (как результат происходит смещение проекций всех объектов), то видимый мир сдвинется. Что происходит в этом случае? Мы исключили эфферентные сигналы к мышцам, но оставили афферентные сигналы от мышц.
В данном случае константность положения при смещении сет-чаточных изображений не сохраняется несмотря на то, что эфферентные сигналы о произошедшем растяжении мышц поступают в мозг. Эрнст Мах, проводя опыты на самом себе (1908), показал, что верно и обратное: константность положения исчезает при стабильности сетчаточного изображения и одновременной эфферентной глазодвигательной команде. С помощью специальной мастики он обездвижил глаза, и в момент, когда его взор произвольно
перемещался, видимый мир сдвигался в сторону. Что происходило в этом случае? В перцептивной системе наблюдалось рассогласование: сетчаточное изображение в силу фиксации глаза было неизменно, а эфферентные сигналы о движении глаз поступали к мышцам. Данные современных ученых подтвердили блестящие демонстрации Г.Гельмгольца и Э.Маха: 1) при параличе глазных мышц у неврологических больных наблюдается ощущение вращения окружающего мира при попытке двигать глазами; 2) временная парализация глазных мышц ядом кураре дает аналогичный эффект; 3) обездвиживание глазных мышц с помощью специальных фиксаторов, вводимых под конъюнктиву испытуемого, приводит к тому же результату; 4) опыты с послеобразом показали, что в темноте при произвольных движениях глаз послеобраз кажется движущимся несмотря на то, что возбуждение на сетчатке остается неизменным.
Данные современных исследователей также подтверждают справедливость эфферентной теории, свидетельствуя о том, что информация о движении глаз учитывается зрительной системой либо для последующей компенсации движения объекта в видимом поле, либо для подавления этого движения. Оригинальная точка зрения об использовании зрительной системой эфферентной информации о движении глаз была сформулирована Д. Мак-Кеем (цит. по: [73]). Он предположил, что стабильность видимого мира можно уподобить своего рода «нулевой гипотезе» зрительной системы или некой презумпцией его неподвижности. Проверяя эту «гипотезу», наша перцептивная система каждый раз сравнивает движение в видимом поле с некоторым критерием. Если этот критерий превышен (например, глаза неподвижны при условии смещения сет-чаточного изображения), то принимается решение о наличии движения объекта.
Красивую иллюстрацию справедливости теории Г. Гельмгольца дают опыты Джорджа Стреттона (1896, 1897), в течение нескольких дней носившего линзы, переворачивающие ретиналь-ное изображение справа налево (так называемая реверсия сетча-точного изображения). В первые часы опыта он отмечал, что в тех случаях, когда поворачивал голову или тело, видимый мир двигался в том же направлении. Интересно, что после снятия реверсирующих линз окружающий мир также казался движущимся при движениях самого наблюдателя. В конце 1960-х гг. эти данные были подтверждены в ряде более строгих исследований [93]. Наблюдения за проявлением константности положения видимого мира у испытуемых в периоды адаптации и реадаптации к реверсии показывают, что механизмы восприятия движения, основанные на взаимодействии систем изображение — сетчатка и глаз —голова складываются в результате перцептивного научения, а не являются только врожденными.
Таким образом, одно лишь перемещение проекционного изображения объекта по сетчатке не приводит к восприятию движения. Если имеется адекватная информация о синхронных с ним перемещениях глаз и головы наблюдателя, то объект будет восприниматься неподвижным или движущимся в зависимости от реального соотношения афферентной (перемещение по сетчатке) и эфферентной (моторные команды, контролирующие движения глаз, головы или тела) информации.