Классификация зрительных признаков
В качестве заключения нашего обсуждения роли различных зрительных признаков в восприятии абсолютной и относительной удаленности объектов дадим краткую характеристику принципов их классификации и еще раз подчеркнем их особенности.
Одним из важных оснований для классификации, используемых многими авторами, является разделение зрительных признаков на монокулярные и бинокулярные. Хорошо известно, что люди, имеющие всего один глаз, способны достаточно эффективно оценивать расположение предметов в пространстве. Это неудивительно, поскольку монокулярных признаков много и к ним относят:
1) наложение или перекрытие;
2) линейную и воздушную перспективу;
3) распределение света и тени;
4) высоту расположения в поле зрения;
5) градиент текстуры;
6) относительный размер;
7) монокулярный параллакс движения;
8) аккомодацию;
9) знакомый размер.
Бинокулярных признаков намного меньше:
1) конвергенция;
2) бинокулярная диспаратность.
Другим достаточно распространенным основанием для классификации является разделение признаков на те, которые связаны с движением человека, его органов чувств, и те, которые отображают пространственную информацию на статичной поверхности сетчатки. К трансформационным признакам относят:
1) аккомодацию;
2) конвергенцию;
3) монокулярный параллакс движения;
4) бинокулярную диспаратность. К статичным относят остальные:
1) наложение или перекрытие;
2) линейную и воздушную перспективу;
3) распределение света и тени;
4) высоту расположения в поле зрения;
5) градиент текстуры;
6) относительный размер;
7) аккомодацию;
8) знакомый размер.
Большую роль трансформаций оптического потока, попадающего на сетчатку, связанных с движениями тела человека, его головы и глаз, отмечал Дж. Гибсон. Его идеи об инвариантах зрительного потока, которые содержат информацию об относительном расстоянии между объектами, принимаются многими психологами как весьма продуктивные. Например, при движении наблюдателя вперед или в сторону показателем неизменности относительного расстояния между двумя объектами в поле зрения будет неизменное отношение скоростей перемещения их проекций по сетчатке (рис. 76). Если это отношение изменилось, то мы наблюдаем перемещение одного или обоих объектов относительно друг друга и, следовательно, воспринимаем относительные изменения глубины.
Иногда используют еще одно основание: разделяют признаки, связанные непосредственно с анализом оптико-геометрической информации проксимального стимула (зрительные признаки в узком смысле этого слова), и так называемые незрительные признаки, т.е. те, которые прямо не связаны с характером распределения света по сетчатке. К ним традиционно относят два окуло-моторных признака (аккомодация и конвергенция) и знакомый размер.
Подчеркнем, что сам факт сенсорного кодирования характера пространственного расположения двух объектов, например с помощью перекрытия, еще не означает, что данный признак действует непосредственно, автоматически, сам по себе, без какого-либо научения. Безусловно, человек должен иметь некоторый опыт, чтобы увидеть в совокупности многих зрительных признаков определенные пространственные соотношения. Более того, резуль-
таты анализа культурных различий между людьми показывают, что, для того чтобы адекватно воспринимать положение отдельных объектов в плоскости рисунка или фотографии, нужно иметь соответствующий опыт восприятия изобразительных признаков, принятых в современной культуре, т.е. на бумаге. Таким образом, в психологии восприятия весьма распространена точка зрения о том, что процесс восприятия пространства — это процесс сложной когнитивной переработки сенсорной стимуляции (объектных признаков), соотнесения ее с прошлым опытом, опосредствованных собственной активностью наблюдателя. С этой позиции множество зрительных признаков — это исходный материал для некого конструктивного процесса пространственного образа.
Известна также позиция, связанная с именем Дж.Гибсона, основывающаяся на том, что внешний мир настолько богат оптической информацией, что вряд ли стоит думать о необходимости какой-то дополнительной ее переработки или интерпретации. Иными словами, зрительная информация о пространстве воспринимается человеком прямо, непосредственно, и не нуждается в какой-либо переработке.
Вопрос о том, какой подход — когнитивно-конструктивистский или экологический, гибсоновский, имеет большую объяснительную силу или более продуктивен, вряд ли уместен, поскольку логику научного развития лучше представлять как историю открытий, а не как историю заблуждений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику субъектным и объектным признакам восприятия удаленности и глубины.
2. Назовите и дайте характеристику монокулярным и бинокулярным признакам восприятия глубины.
3. Какие зрительные признаки восприятия глубины считаются «сильными», а какие — «слабыми»?
4. Опишите суть опыта В. Иттельсона с игральными картами.
5. Кто впервые описал изобразительные признаки удаленности и глубины?
6. Дайте характеристику трансформационным признакам удаленности и глубины.
7. Каким образом оценивают величину бинокулярной диспаратности?
8. Дайте характеристику понятиям «фузия», «диплопия», «стереопсис», «зона Панума».
9. Для чего нужен стереоскоп?
10. Каким образом можно создать стереограммы Юлеша?
11. Придумайте вариант демонстрации феномена бинокулярного соревнования.
12. Для чего при просмотре стереофильмов зрителям в кинотеатре выдают специальные очки?
13. Продемонстрируйте, как работает зрительный признак, называемый монокулярным двигательным параллаксом.
14. Можете ли вы повторить опыты Дж. Гибсона с оптическим тоннелем? Как это сделать?
Темы для эссе и рефератов
Эмпирические исследования восприятия пространства.
Как «работают» изобразительные признаки восприятия удаленности и глубины.
Исследования Дж. Гибсоном восприятия пространства.
Классификация зрительных признаков.
Проблемы слухового восприятия пространства.
Использование зрительных признаков различными художниками: каким образом передается и для чего искажается перспектива?
Способы передачи свойств трехмерного мира в компьютерных играх.
Рекомендуемая литература
Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 98 — 144.
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 343-358; 383-402.
Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — СПб., 2003. — С. 343-388.
Дополнительная литература
Величковский Б. М, Зинченко В. Я., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1973.-С. 143-147.
Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., 1950. — С. 256 — 288.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.
Грегори Р. Разумный глаз. — М, 1972. — С. 145—157.
ЛогвиненкоА.Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985.
ЛогвиненкоА.Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981. — С. 100-177.
Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М, 1980. — Т. 1. — С. 98 — 177.
Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — СПб., 2003. — С. 567-584.
ГЛАВА 6 ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ И ВРЕМЕНИ
Две системы детекции движения: изображения/сетчатка и глаз/голова • Константность положения видимого мира: афферентная теория и эфферентная теория • Экологический подход к восприятию движения • Кинетическое восприятие формы • Кинетический эффект глубины • Биологическое движение • Константность воспринимаемой скорости • Феномен транспозиции скорости • Восприятие направления движения • Иллюзии восприятия движения: аутокинетическое движение, эффекты последействия движения, кажущееся движение, индуцированное движение • Субъективное настоящее • Чувство течения времени • Биологические часы • Когнитивные часы • Циркадианные ритмы • Закон заполненного временного отрезка • Закон эмоциональной детерминированности оценки времени • Гипотеза экспериментальной относительности пространства и времени • Каппа-эффект, тау-эффект • Психофизика восприятия времени
Как справедливо отметил известный исследователь в области психологии зрительного восприятия И. Рок, восприятие движения «относится к впечатлениям "все или ничего". Объект кажется либо движущимся, либо неподвижным...» [93, т. 1, 203]. На первый взгляд при рассмотрении вопроса, почему мы видим объект движущимся в пространстве, большой проблемы не существует, поскольку когда объект движется, то его перемещение в пространстве отображается на сетчатке как смещение максимума возбуждения светочувствительных нейронных элементов, которое выделяется особыми нейронами-детекторами, а затем интерпретируется перцептивной системой в качестве движения объекта1. В действительности все происходит намного сложнее, такое простое объяснение справедливо лишь для низших животных, например для лягушки, а для человека не подходит.
Сама способность к восприятию движения объекта в окружающем пространстве чрезвычайно важна в эволюционном смысле,
1 Обзор нейрофизиологических механизмов восприятия движения не входит в нашу задачу, они рассматриваются в курсах «Физиология сенсорных систем» и «Психофизиология».
поскольку принципиальна для выживания, например, животных: необходимо вовремя заметить появившегося врага или отследить перемещение потенциального источника пищи. Восприятие движения — это эволюционно ранний компонент психического отражения по сравнению с восприятием формы. Многие животные (насекомые, земноводные) реагируют только на движущиеся объекты, не замечая неподвижные. Этологи и зоопсихологи полагают, что только высшие животные могут воспринимать неподвижные объекты.
У человека движение объекта на периферии поля зрения обнаруживается еще до отчетливого восприятия его формы и опознания как конкретного предмета. Как подчеркивает Р. Грегори, по-видимому, периферия нашей сетчатки выполняет функцию раннего обнаружения объекта в поле зрения, после чего следует поворот глаз, он попадает в фовеальную часть сетчатки, где и происходит детальное выделение его свойств [37]. Опыт, демонстрирующий специфическую чувствительность периферии сетчатки к движению, провести очень просто. Нужно зафиксировать прямо перед собой некоторую точку и, грубо определив границу поля зрения правого или левого глаза, попросить кого-нибудь совершать колебательные движения небольшим предметом так, чтобы его проекция попадала на самый край одного из полей зрения. Вы отчетливо увидите, как некий объект совершает движение, сможете определить его направление, но вы не сможете увидеть, какой именно предмет движется.
В психологии восприятия выделяют два аспекта проблемы зрительного восприятия движения. Во-первых, когда отмечается движение реального объекта, говорят о феноменологии восприятия реального движения. Во-вторых, мы можем воспринимать движение и в тех случаях, когда никакой объект не движется; в подобных случаях говорят об иллюзиях движения.