Классификация зрительных признаков

В качестве заключения нашего обсуждения роли различных зри­тельных признаков в восприятии абсолютной и относительной удаленности объектов дадим краткую характеристику принципов их классификации и еще раз подчеркнем их особенности.

Одним из важных оснований для классификации, используе­мых многими авторами, является разделение зрительных призна­ков на монокулярные и бинокулярные. Хорошо известно, что люди, имеющие всего один глаз, способны достаточно эффективно оце­нивать расположение предметов в пространстве. Это неудивитель­но, поскольку монокулярных признаков много и к ним относят:

1) наложение или перекрытие;

2) линейную и воздушную перспективу;

3) распределение света и тени;

4) высоту расположения в поле зрения;

5) градиент текстуры;

6) относительный размер;

7) монокулярный параллакс движения;

8) аккомодацию;

9) знакомый размер.

Бинокулярных признаков намного меньше:

1) конвергенция;

2) бинокулярная диспаратность.

Другим достаточно распространенным основанием для клас­сификации является разделение признаков на те, которые связа­ны с движением человека, его органов чувств, и те, которые ото­бражают пространственную информацию на статичной поверх­ности сетчатки. К трансформационным признакам относят:

1) аккомодацию;

2) конвергенцию;

3) монокулярный параллакс движения;

4) бинокулярную диспаратность. К статичным относят остальные:

1) наложение или перекрытие;

2) линейную и воздушную перспективу;

3) распределение света и тени;

4) высоту расположения в поле зрения;

5) градиент текстуры;

6) относительный размер;

7) аккомодацию;

8) знакомый размер.

Большую роль трансформаций оптического потока, попадаю­щего на сетчатку, связанных с движениями тела человека, его головы и глаз, отмечал Дж. Гибсон. Его идеи об инвариантах зри­тельного потока, которые содержат информацию об относитель­ном расстоянии между объектами, принимаются многими психо­логами как весьма продуктивные. Например, при движении на­блюдателя вперед или в сторону показателем неизменности отно­сительного расстояния между двумя объектами в поле зрения бу­дет неизменное отношение скоростей перемещения их проекций по сетчатке (рис. 76). Если это отношение изменилось, то мы на­блюдаем перемещение одного или обоих объектов относительно друг друга и, следовательно, воспринимаем относительные изме­нения глубины.

Иногда используют еще одно основание: разделяют признаки, связанные непосредственно с анализом оптико-геометрической информации проксимального стимула (зрительные признаки в узком смысле этого слова), и так называемые незрительные при­знаки, т.е. те, которые прямо не связаны с характером распреде­ления света по сетчатке. К ним традиционно относят два окуло-моторных признака (аккомодация и конвергенция) и знакомый размер.

Подчеркнем, что сам факт сенсорного кодирования характера пространственного расположения двух объектов, например с по­мощью перекрытия, еще не означает, что данный признак дей­ствует непосредственно, автоматически, сам по себе, без какого-либо научения. Безусловно, человек должен иметь некоторый опыт, чтобы увидеть в совокупности многих зрительных признаков оп­ределенные пространственные соотношения. Более того, резуль-

таты анализа культурных различий между людьми показывают, что, для того чтобы адекватно воспринимать положение отдель­ных объектов в плоскости рисунка или фотографии, нужно иметь соответствующий опыт восприятия изобразительных признаков, принятых в современной культуре, т.е. на бумаге. Таким образом, в психологии восприятия весьма распространена точка зрения о том, что процесс восприятия пространства — это процесс слож­ной когнитивной переработки сенсорной стимуляции (объектных признаков), соотнесения ее с прошлым опытом, опосредство­ванных собственной активностью наблюдателя. С этой позиции множество зрительных признаков — это исходный материал для некого конструктивного процесса пространственного образа.

Известна также позиция, связанная с именем Дж.Гибсона, основывающаяся на том, что внешний мир настолько богат опти­ческой информацией, что вряд ли стоит думать о необходимости какой-то дополнительной ее переработки или интерпретации. Иными словами, зрительная информация о пространстве воспри­нимается человеком прямо, непосредственно, и не нуждается в какой-либо переработке.

Вопрос о том, какой подход — когнитивно-конструктивист­ский или экологический, гибсоновский, имеет большую объяс­нительную силу или более продуктивен, вряд ли уместен, по­скольку логику научного развития лучше представлять как исто­рию открытий, а не как историю заблуждений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику субъектным и объектным признакам восприя­тия удаленности и глубины.

2. Назовите и дайте характеристику монокулярным и бинокулярным признакам восприятия глубины.

3. Какие зрительные признаки восприятия глубины считаются «силь­ными», а какие — «слабыми»?

4. Опишите суть опыта В. Иттельсона с игральными картами.

5. Кто впервые описал изобразительные признаки удаленности и глу­бины?

6. Дайте характеристику трансформационным признакам удаленно­сти и глубины.

7. Каким образом оценивают величину бинокулярной диспаратности?

8. Дайте характеристику понятиям «фузия», «диплопия», «стереопсис», «зона Панума».

9. Для чего нужен стереоскоп?

10. Каким образом можно создать стереограммы Юлеша?

11. Придумайте вариант демонстрации феномена бинокулярного со­ревнования.

12. Для чего при просмотре стереофильмов зрителям в кинотеатре выдают специальные очки?

13. Продемонстрируйте, как работает зрительный признак, называе­мый монокулярным двигательным параллаксом.

14. Можете ли вы повторить опыты Дж. Гибсона с оптическим тонне­лем? Как это сделать?

Темы для эссе и рефератов

Эмпирические исследования восприятия пространства.

Как «работают» изобразительные признаки восприятия удаленности и глубины.

Исследования Дж. Гибсоном восприятия пространства.

Классификация зрительных признаков.

Проблемы слухового восприятия пространства.

Использование зрительных признаков различными художниками: каким образом передается и для чего искажается перспектива?

Способы передачи свойств трехмерного мира в компьютерных играх.

Рекомендуемая литература

Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 98 — 144.

Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 343-358; 383-402.

Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — СПб., 2003. — С. 343-388.

Дополнительная литература

Величковский Б. М, Зинченко В. Я., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1973.-С. 143-147.

Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., 1950. — С. 256 — 288.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.

Грегори Р. Разумный глаз. — М, 1972. — С. 145—157.

ЛогвиненкоА.Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985.

ЛогвиненкоА.Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981. — С. 100-177.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М, 1980. — Т. 1. — С. 98 — 177.

Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — СПб., 2003. — С. 567-584.

ГЛАВА 6 ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ И ВРЕМЕНИ

Две системы детекции движения: изображения/сетчатка и глаз/голова • Константность положения видимого мира: аффе­рентная теория и эфферентная теория • Экологический подход к восприятию движения • Кинетическое восприятие формы • Кине­тический эффект глубины • Биологическое движение • Констант­ность воспринимаемой скорости • Феномен транспозиции скоро­сти • Восприятие направления движения • Иллюзии восприятия движения: аутокинетическое движение, эффекты последействия движения, кажущееся движение, индуцированное движение • Субъ­ективное настоящее • Чувство течения времени • Биологические часы • Когнитивные часы • Циркадианные ритмы • Закон запол­ненного временного отрезка • Закон эмоциональной детерми­нированности оценки времени • Гипотеза экспериментальной относительности пространства и времени • Каппа-эффект, тау-эффект • Психофизика восприятия времени

Как справедливо отметил известный исследователь в области психологии зрительного восприятия И. Рок, восприятие движе­ния «относится к впечатлениям "все или ничего". Объект кажется либо движущимся, либо неподвижным...» [93, т. 1, 203]. На пер­вый взгляд при рассмотрении вопроса, почему мы видим объект движущимся в пространстве, большой проблемы не существует, поскольку когда объект движется, то его перемещение в простран­стве отображается на сетчатке как смещение максимума возбуж­дения светочувствительных нейронных элементов, которое выде­ляется особыми нейронами-детекторами, а затем интерпретирует­ся перцептивной системой в качестве движения объекта1. В дей­ствительности все происходит намного сложнее, такое простое объяснение справедливо лишь для низших животных, например для лягушки, а для человека не подходит.

Сама способность к восприятию движения объекта в окружаю­щем пространстве чрезвычайно важна в эволюционном смысле,

1 Обзор нейрофизиологических механизмов восприятия движения не входит в нашу задачу, они рассматриваются в курсах «Физиология сенсорных систем» и «Психофизиология».

поскольку принципиальна для выживания, например, животных: необходимо вовремя заметить появившегося врага или отследить перемещение потенциального источника пищи. Восприятие дви­жения — это эволюционно ранний компонент психического от­ражения по сравнению с восприятием формы. Многие животные (насекомые, земноводные) реагируют только на движущиеся объекты, не замечая неподвижные. Этологи и зоопсихологи пола­гают, что только высшие животные могут воспринимать непод­вижные объекты.

У человека движение объекта на периферии поля зрения обна­руживается еще до отчетливого восприятия его формы и опозна­ния как конкретного предмета. Как подчеркивает Р. Грегори, по-видимому, периферия нашей сетчатки выполняет функцию ран­него обнаружения объекта в поле зрения, после чего следует по­ворот глаз, он попадает в фовеальную часть сетчатки, где и про­исходит детальное выделение его свойств [37]. Опыт, демонстри­рующий специфическую чувствительность периферии сетчатки к движению, провести очень просто. Нужно зафиксировать прямо перед собой некоторую точку и, грубо определив границу поля зрения правого или левого глаза, попросить кого-нибудь совер­шать колебательные движения небольшим предметом так, чтобы его проекция попадала на самый край одного из полей зрения. Вы отчетливо увидите, как некий объект совершает движение, смо­жете определить его направление, но вы не сможете увидеть, ка­кой именно предмет движется.

В психологии восприятия выделяют два аспекта проблемы зри­тельного восприятия движения. Во-первых, когда отмечается дви­жение реального объекта, говорят о феноменологии восприятия реального движения. Во-вторых, мы можем воспринимать движе­ние и в тех случаях, когда никакой объект не движется; в подоб­ных случаях говорят об иллюзиях движения.

Наши рекомендации