Эффекты зрительной маскировки
При описании влияния временных факторов на особенности зрительного восприятия остановимся особо на хорошо известном эффекте маскировки, который связан с инерционностью нашего восприятия. Под перцептивной маскировкой понимается эффект ухудшения восприятия одного стимула (он называется целевым или тестовым) за счет предъявления другого стимула (маскера). Эффекты маскировки могут быть в любой модальности. В зависимости от соотношения во времени предъявлений тестового стимула и маскера выделяют несколько различных феноменов маскировки. Одновременная маскировка происходит, когда оба стимула предъявляются в один и тот же момент времени. Последовательная маскировка происходит при кратковременном предъявлении двух стимулов, когда один из них (целевой или маскер) предъявляется первым, а другой — вторым; в свою очередь различают прямую маскировку (маскер предъявляется первым) и обратную маскировку (маскер предъявляется вторым). При психологическом анализе реальных феноменов восприятия, особенно в случае проектирования какой-либо искусственной информационной среды или экспертизе реальной ситуации очень важно иметь в виду возможность эффектов маскировки. Например, при последовательной маскировке восприятие целевого стимула может полностью подавляться или значительно искажаться восприятие его цвета, яркости или формы. О временных ограничениях зрительного восприятия, связанных с последовательной маскировкой можно говорить в диапазоне от 0 до 300 мс. В этом временном
Рис. 49. Картина Б.Дулиттла «У леса есть глаза» (1985). Попробуйте найти на ней 12 изображений лица
диапазоне на качество восприятия целевого стимула влияют длительность его предъявления и длительность экспозиции маскера, а также величина межстимульного интервала1.
Эффект одновременной маскировки успешно используется в военной науке и получил название камуфляжа. В одной из своих лекций Л. С. Выготский отмечал, что законы фигуры и фона, найденные гештальтпсихологами, успешно применяются в военной практике: «Один из немецких ученых создал целую систему маскировки, основанную на том, что в военных целях важно не только окрасить то или другое орудие в цвет местности, но и так его поставить, чтобы его части входили в другую структуру» [18, 217]. Эмпирическими исследованиями эффективности военной маскировки занимался основатель отечественной дифференциальной психологии Борис Михайлович Теплое(1896—1965). Феноменологию камуфляжа хорошо передает работа художника Б.Дулиттла, нарисовавшего целый ряд картин с так называемыми скрытыми фигурами (рис. 49).
При анализе эффектов последовательной маскировки в зависимости от конфигурации самих стимулов и их взаимного расположения в пространстве в литературе по исследованию зрительного восприятия выделяют следующие виды маскировки.
1. Маскировка целевого стимула гомогенным световым пятном той же или большей площади, чем сам стимул. Этот эффект называется перцептивной блокировкой и получил название эффекта Крауфорда.
1 Более подробно об исследованиях маскировки на русском языке можно ознакомиться в монографии эстонского психолога Т. Бахмана «Психофизиология зрительной маскировки» (1989).
2. Если структурированное изображение маскируется также структурированным изображением той же или большей площади, то этот эффект называется паттерновой маскировкой.
3. Если маскер предъявляется не в той же пространственной области поля зрения, а по соседству, то в случае обратной маскировки этот эффект называют метаконтрастом, а в при прямой маскировке — параконтрастом (рис. 50).
Как отмечала известный отечественный исследователь зрительного восприятия Т. П.Зинченко, для объяснения эффектов маскировки были предложены две теории: 1) теория временной суммации объясняет влияние маскировки эффектом суммации (или наложения) следа от предъявления маскера со следом целевого стимула, что приводит к ухудшению восприятия последнего; 2) теория прерывания указывает на то, что сенсорный сигнал от маскера прерывает процесс переработки информации от целевого стимула, не давая ему пройти все стадии формирования перцептивного образа.
Маскировка оказывает не только негативное влияние на восприятие, этот перцептивный феномен позволяет нам видеть окружающий мир четким, а не смазанным. Дело в том, что в процессе зрительного восприятия наши глаза непрерывно совершают быстрые (иногда несколько раз в 1 с), скачкообразные движения, называемые саккадами. Их функцией является быстрый перевод взора с одного предмета (или его части) на другой. В связи с этими движениями наше восприятие должно быть прерывистым, чего в действительности не происходит. Если с такой же скоростью по экрану будет перемещаться какое-либо изображение, то мы его увидим смазанным или, как еще говорят, наступит эффект размывания ретинального изображения. В результате эффекта маскировки никакого смазывания образа не происходит, мы просто в момент саккадического движения глаз ничего не видим. Результаты экспериментальных исследований данного феномена американским психологом Ф. Кэмпбеллом и его соав-
Стимул
Целевой маска
СТИМУЛ 1Я111
Стимул О Ме*СиТтИ<ТаЬпНЫЙ КИ
3 *** интервал %%И*Уг
Включение |----------- 1 |----------- 1
Выключение --------- 1 I------------------------ 1 I------
--------- *»
Время
Рис. 50. Пример стимульной парадигмы (вверху) и временной диаграммы предъявления стимулов (внизу) при изучении прямой и обратной
маскировки [120]
торами показали, что стимулы, воспринимаемые нами до или после саккады, маскируют эффект смазанного этой саккадой образа [120].