Ограничения восприятия, связанные с несовершенством органов чувств
Нашим органам чувств присущи некоторые несовершенства, которые проявляются в ряде перцептивных эффектов. Остановимся на некоторых, эти сведения могут быть для психолога весьма полезны, поскольку они проясняют все тот же глобальный вопрос: «Почему мы воспринимаем мир таким, каким мы его воспринимаем?».
Глаз как оптический прибор, передающий и преобразующий световую энергию, страдает как сферической, так и хроматиче-
ской аберрацией1. Сферическая аберрация проявляется в том, что хрусталик, выполняющий функцию линзы, фокусирующей на сетчатке световые лучи, преломляет лучи по-разному в зависимости от того, попадают ли они в его центр или на периферию, а поэтому не может их фокусировать одинаково эффективно со всей своей поверхности. Как следствие этого «дефекта» возникает известный оптический эффект рассеяния света, и мы не можем видеть воспринимаемые объекты очень четко, особенно мелкие предметы или детали предметов при плохом освещении. Этот эффект легко обнаружить, если попытаться при слабом освещении прочитать слова, напечатанные мелким шрифтом. Буквы будут сливаться. Однако если мы посмотрим на них через маленькое отверстие (2 — 3 мм), называемое психологами «искусственным зрачком», то буквы станут четкими, а слова разборчивыми, поскольку все световые лучи поступают на сетчатку, преломляясь в центре хрусталика, минимально рассеиваясь и поэтому намного лучше фокусируясь на поверхности сетчатки.
Хроматическая аберрация проявляется в том, что световые лучи разной длины волны, преломляясь линзой-хрусталиком, фокусируются на сетчатке не в одной точке. Сине-фиолетовая часть спектра фокусируется ближе, чем желто-красная. Хроматическая аберрация не очень велика (по данным СВ.Кравкова, для крайних частей спектра она колеблется от 0,88 до 2,4 диоптрии), поэтому в обычной жизни мы ее замечаем не часто [61 ]. Однако иногда нас может удивить тот факт, что глядя через окно, мы видим по краям рамы синеватую и оранжевую каемки или, смотря издалека на уличный фонарь, видим вокруг него цветной ореол. Как подчеркивал С.В.Кравков, по-видимому, многие художники, которые по сравнению с нами более внимательны к нюансам изменения света и цвета, изображают далекие горы на светлом фоне, окруженными слабым цветным ореолом. М.Поллак (1921) предположил, что близорукие художники, лучше фокусирующие красные лучи, делают такой ореол красноватым, а дальнозоркие, у которых лучше фокусируются синие лучи — синим [61].
Получению хорошо сфокусированных изображений на сетчатке мешает и такое хорошо известное явление, как дифракция света в зрачке. Из школьного курса физики известно, что чем меньше отверстие, через которое проходит свет, тем больше его рассеяние на плоскость проекции изображения. Мы также знаем, что диаметр зрачка изменяется в широких пределах в зависимости от освещенности объекта наблюдения. Логично ожидать, что при ярком свете, когда зрачок максимально сужен, рассеяние световых лучей, отраженных от наблюдаемого нами объекта максимально, а следовательно, мы его должны видеть не совсем четким.
1 Слово «аберрация» означает «отклонение», «уклонение».
Таким образом указанные выше аберрации и дифракция создают оптический эффект рассеивания изображения на сетчатке или иррадиацию. Примером известного перцептивного эффекта иррадиации может служить тот факт, что мы преувеличиваем размеры белых объектов на темном фоне по сравнению с черными на белом. Так, человек, одетый в светлую одежду, нами воспринимается более полным, чем одетый в черную одежду, а рука в черной перчатке поэтому кажется более элегантной и хрупкой. Эффект иррадиации весьма зависит от яркости видимого объекта, поэтому нам бывает трудно рассмотреть что-то при ярком солнечном свете.
В заключение отметим, что при выполнении психологом работы эксперта в области оценки качества и содержания восприятия, следует также иметь в виду зависимость четкости и ясности зрительного образа от близорукости или дальнозоркости человека, наличия у него астигматизма и других аномалий в строении или функционировании глаза. Эти особенности зрения в значительной степени определяют возможность восприятия деталей объекта и нюансов его цветовых оттенков.