Ограничения восприятия, связанные с несовершенством органов чувств

Нашим органам чувств присущи некоторые несовершенства, которые проявляются в ряде перцептивных эффектов. Остановим­ся на некоторых, эти сведения могут быть для психолога весьма полезны, поскольку они проясняют все тот же глобальный во­прос: «Почему мы воспринимаем мир таким, каким мы его вос­принимаем?».

Глаз как оптический прибор, передающий и преобразующий световую энергию, страдает как сферической, так и хроматиче-

ской аберрацией1. Сферическая аберрация проявляется в том, что хрусталик, выполняющий функцию линзы, фокусирующей на сетчатке световые лучи, преломляет лучи по-разному в зависимо­сти от того, попадают ли они в его центр или на периферию, а поэтому не может их фокусировать одинаково эффективно со всей своей поверхности. Как следствие этого «дефекта» возникает из­вестный оптический эффект рассеяния света, и мы не можем ви­деть воспринимаемые объекты очень четко, особенно мелкие пред­меты или детали предметов при плохом освещении. Этот эффект легко обнаружить, если попытаться при слабом освещении про­читать слова, напечатанные мелким шрифтом. Буквы будут сли­ваться. Однако если мы посмотрим на них через маленькое отвер­стие (2 — 3 мм), называемое психологами «искусственным зрач­ком», то буквы станут четкими, а слова разборчивыми, посколь­ку все световые лучи поступают на сетчатку, преломляясь в цент­ре хрусталика, минимально рассеиваясь и поэтому намного луч­ше фокусируясь на поверхности сетчатки.

Хроматическая аберрация проявляется в том, что световые лучи разной длины волны, преломляясь линзой-хрусталиком, фокуси­руются на сетчатке не в одной точке. Сине-фиолетовая часть спек­тра фокусируется ближе, чем желто-красная. Хроматическая абер­рация не очень велика (по данным СВ.Кравкова, для крайних частей спектра она колеблется от 0,88 до 2,4 диоптрии), поэтому в обычной жизни мы ее замечаем не часто [61 ]. Однако иногда нас может удивить тот факт, что глядя через окно, мы видим по кра­ям рамы синеватую и оранжевую каемки или, смотря издалека на уличный фонарь, видим вокруг него цветной ореол. Как подчер­кивал С.В.Кравков, по-видимому, многие художники, которые по сравнению с нами более внимательны к нюансам изменения света и цвета, изображают далекие горы на светлом фоне, окру­женными слабым цветным ореолом. М.Поллак (1921) предполо­жил, что близорукие художники, лучше фокусирующие красные лучи, делают такой ореол красноватым, а дальнозоркие, у кото­рых лучше фокусируются синие лучи — синим [61].

Получению хорошо сфокусированных изображений на сетчат­ке мешает и такое хорошо известное явление, как дифракция све­та в зрачке. Из школьного курса физики известно, что чем мень­ше отверстие, через которое проходит свет, тем больше его рас­сеяние на плоскость проекции изображения. Мы также знаем, что диаметр зрачка изменяется в широких пределах в зависимости от освещенности объекта наблюдения. Логично ожидать, что при ярком свете, когда зрачок максимально сужен, рассеяние свето­вых лучей, отраженных от наблюдаемого нами объекта максималь­но, а следовательно, мы его должны видеть не совсем четким.

1 Слово «аберрация» означает «отклонение», «уклонение».

Таким образом указанные выше аберрации и дифракция со­здают оптический эффект рассеивания изображения на сетчатке или иррадиацию. Примером известного перцептивного эффекта иррадиации может служить тот факт, что мы преувеличиваем раз­меры белых объектов на темном фоне по сравнению с черными на белом. Так, человек, одетый в светлую одежду, нами воспри­нимается более полным, чем одетый в черную одежду, а рука в черной перчатке поэтому кажется более элегантной и хрупкой. Эффект иррадиации весьма зависит от яркости видимого объек­та, поэтому нам бывает трудно рассмотреть что-то при ярком сол­нечном свете.

В заключение отметим, что при выполнении психологом рабо­ты эксперта в области оценки качества и содержания восприятия, следует также иметь в виду зависимость четкости и ясности зри­тельного образа от близорукости или дальнозоркости человека, наличия у него астигматизма и других аномалий в строении или функционировании глаза. Эти особенности зрения в значитель­ной степени определяют возможность восприятия деталей объек­та и нюансов его цветовых оттенков.

Наши рекомендации