Вывод основных психофизических законов Г. Фехнера и С. Стивенса
Г.Фехнер | С. Стивене |
Принимается справедливость закона Бугера—Вебера о том, что величина относительного разностного порога постоянна во всем диапазоне изменения величины стимула: | |
Постулируется равенство ЕЗР, т. е. пороговые приращения ощущения одинаковы во всем диапазоне изменения ощущений: АЯ = с,, отсюда \ к8 " "с, | Постулируется равенство отношений ЕЗР к величине самого ощущения во всем диапазоне изменения ощущений: АК —— = с2, отсюда АЗ АН к8 ~ с2Я |
Вопреки собственным представлениям о дискретности сенсорной шкалы предполагается непрерывность сенсорной оси и, следовательно, адекватность использования математических операций дифференцирования и интегрирования: | |
аз ак — = —» а затем к8 сх \ к 5 о Л | аз ак 1 — =-------- , а затем кЗ с2Я с2 с 48 сёК к 8 8 я К |
Вывод окончательной формулы: | |
^1п8 + с3 = К к Далее, вводя допущение о нулевой величине ^ при пороговом К (80 = 0), получаем: К = а\п8-\п80 или Я = к\оВ± ^0 | — 1п5Чс4 =\пК или к — с4$к=К + с5 и, наконец: Я = сЗ" +а |
Современные исследования показали, что справедливость закона Бугера—Вебера имеет ограниченный характер: отношение
—- не является постоянным на всем диапазоне изменения ин-
тенсивности стимула. Оно уменьшается при малых интенсивно-стях стимула, увеличивается при высоких и неизменно лишь в среднем диапазоне интенсивностей1. Многие психофизики предлагали свои варианты психофизических законов, отличающихся от фехнеровского и стивенсовского. Разработаны законы, выражаемые другими математическими функциями — экспоненциальной, тангенциальной или арктангенциальной, однако они не претендуют на универсальность и имеют достаточно узкие области применения. Также предложены варианты обобщенного психофизического закона, описывающие и логарифмическую, и степенную функции (П.Экман, Дж. Бэрд), а также эти и любые математические функции, промежуточные между ними [46].
Методы прямого шкалирования
С.Стивенсом была разработана группа методов, которая позволяет получить оценку величины ощущения на шкале интервалов или отношений как непосредственный результат измерительной процедуры. Их называют методами прямого шкалирования. Подход С.Стивенса базируется на предположении о том, что у человека есть внутренняя шкала измеряемого психологического признака, имеющая начальную точку и единицу измерения, т.е. способность выносить количественные суждения о величине своих ощущений. Другой смысл названия «прямое шкалирование» состоит в том, что им подчеркивается простота, наиболее короткий путь от измерительной процедуры, в которой исследователь получает «сырые» данные, до построения субъективной шкалы, поскольку шкальное значение измеряемого психологического признака выражено в содержании ответа испытуемого. Конструирование шкал интервалов или отношений с помощью непрямых методов (косвенное шкалирование) требует, кроме дополнительных теоретических допущений, еще и ряд статистических манипуляций, т. е. осуществляется более опосредствованным и трудоемким путем. Хотя прямое шкалирование применяется в основном в тех случаях, когда известен соответствующий измеряемый ощущениями физический континуум стимулов, по мнению С. Сти-венса, нет никаких принципиальных ограничений для прямого
1 Справедливости ради укажем, что этот результат получил и сам Г.Фехнер, проводя опыты в 1856 г. на самом себе, но не придал этому факту особенного значения.
шкалирования и в тех случаях, когда исследователя интересует не только психофизическая функция.
Во всех стивенсовских методах прямого шкалирования в ходе измерения используются два типа организации ответных реакций испытуемого: процедура оценки, когда от испытуемого требуется в числовой форме сообщать об интенсивности возникших ощущений, и процедура воспроизведения, с помощью которой экспериментатор узнает о субъективных оценках испытуемого по тому, как он воспроизводит заданные величины ощущений, регулируя величину физического параметра стимула. С. Стивене разработал и внедрил в практику психологических измерений шесть методов прямого шкалирования, позволяющих построить сенсорные шкалы отношений: метод оценки отношений, метод постоянных сумм, метод установления заданного отношения, метод оценки величины и метод воспроизведения заданной величины. Мы кратко рассмотрим два из них как наиболее характерные для всей этой группы — метод установления заданного отношения и метод оценки величины.
Известны две модификации метода установления заданного отношения: метод фракционирования (деления) и метод мультипликации (умножения). В методе фракционирования испытуемому предъявляют поочередно несколько стандартных стимулов (5^) и просят подобрать к каждому из них среди предъявляемых ему на сравнение стимулов (5С) такие, величины которых составляют заданную часть от соответствующих 5А/. Обычно задаются простые дроби типа \/п = 1/2, 1/3 и т.п. Чаще всего используется \/п = 1/2, т.е. «деление пополам». При подборе стимула, находящегося в заданном отношении к 55Г, используются процедуры оценки или воспроизведения. Метод мультипликации отличается от фракционирования только тем, что испытуемый должен подбирать к стандартному стимулу такой, который превышает его в заданное число раз, т.е. п > 1. Описание конкретной процедуры построения шкалы отношений можно найти в специальной литературе [43].
Метод оценки величины имеет своим предшественником метод дополнительного стимула, разработанный Дж. Меркелем еще в 1890 г., но потом прочно забытый. В современной форме метод оценки величины предложен С.Стивенсом. По его словам, «...все началось с дружеского спора с коллегой, который сказал: "Вы считаете, что у каждой громкости есть свое число и что если кто-то издаст стон, то я смогу сообщить ему число, соответствующее этому стону". — "Идея стоит того, чтоб ее испробовать"», — ответил я. Мы согласились, что как и в любой проблеме измерений сначала нужно решить вопрос о размере наших единиц. Я произнес громкий звук, обозначив его громкость как 100. Затем я предъявил ряд различных интенсивностей в случайном порядке и с готовностью, поразившей нас обоих, мой знакомый пронумеровал
звуки в полностью сходной манере» [212, /]. Создавая этот метод, С. Стивене стремился максимально снять любые ограничения у испытуемого в выражении своих впечатлений подходящим числом.
Для получения шкалы методом оценки величины испытуемому должен быть предъявлен фиксированный ряд надпороговых стимулов, охватывающий достаточно широкий диапазон измеряемого признака. Существует две формы метода оценки величины: с заданным модулем или со свободным модулем (иначе его называют без модуля). В опыте с заданным модулем испытуемому предъявляется стандартный стимул и сообщается соответствующее вызванному им ощущению некоторое числовое значение (например, 100) на субъективной шкале признака — модуль. Все свои оценки других стимулов испытуемый должен соотносить с этим модулем. В методе оценки величины со свободным модулем идея о независимости суждений испытуемого от выбора модуля получила логическое завершение: никакой стимул не объявляется стандартным, не вводятся никакие ограничения при выборе чисел для ответа. Единственное требование к испытуемому — стараться при ответе использовать числа, точно выражающие величину вызванного стимулом ощущения.
В работах С.Стивенса и его коллег было построено большое количество сенсорных шкал отношений: для громкости — шкала «сонов», для ощущений высоты тона — шкала «мелов», для ощущений сладкого — шкала «густов», для оценок длительности временных интервалов — шкала «хронов»1 и др. Некоторые из них получили широкое распространение в качестве международных стандартов для оценки интенсивности ощущений, например кривые равной громкости.
Одной из самых известных является шкала громкости тональных звуков — шкала сонов (рис. 37).
С. Стивене определил один «сон» как интенсивность ощущения звука частотой 1 000 Гц и интенсивностью 40 дБ над абсолютным порогом. На этой заметно нелинейной шкале звук в 47 дБ соответствует двум сонам, а при восприятии звуков более высоких ин-тенсивностей кривая круто поднимается вверх: звук в 80 дБ соответствует 25 сонам, а увеличив его до 100 дБ (т.е. всего на 20 дБ), получаем повышение громкости до 80 сонов (т.е. прирост в 55 сонов).
К числу прямых методов, приводящих к интервальной шкале, относятся так называемые методы, основанные на построении шкал равных расстояний [154]. Эта группа методов восходит еще к исследованиям Ж. Плато (1850), предложившего метод «деления интервала пополам», и далее разрабатывалась Ж.Дельбефом,
1 Шкалы названы в соответствии с названием единицы измерения соответствующего ощущения, предложенных авторами.
100 90 80 70 В 60 о * 50 Я 40 |
/ | |||||||||
/ 1 | |||||||||
/ | |||||||||
/ | |||||||||
у | |||||||||
/ / | |||||||||
/ / |
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Интенсивность стимула, дБ
Рис. 37. Громкость как функция интенсивности стимула:
сплошная линия — шкала сонов; пунктирная линия — шкала громкости в соответствии с законом Фехнера; ось абсцисс — интенсивность звука в дБ; по оси ординат — субъективные оценки громкости. Фехнеровская функция выглядит линейной, поскольку ось абсцисс — логарифмическая, ее наклон зависит от выбранного масштаба осей на рисунке
И.Мюллером и Э.Титченером. К ним относят метод равных сенсорных расстояний и метод категориального шкалирования.
Как и следует из названия, метод равных сенсорных расстояний требует от испытуемого разделить заданный психологический континуум на равные сенсорные расстояния. Например, непрерывную шкалу серого разбить так, чтобы отметки на шкале были равноотстоящими друг от друга. Обычно используют две несколько отличающиеся техники получения субъективных оценок из ряда ощущаемых расстояний. Испытуемому предъявляют два крайних стимула и просят выбрать (п - 1) стимулов так, чтобы они разделяли данный интервал на п равных сенсорных расстояний. Такая процедура получила название симультанного решения, поскольку все шкальные значения оцениваются наблюдателем сразу, одновременно. Подобная процедура представлена на рис. 38, а. Сначала испытуемого просят отметить для себя величину ощущаемого различия между двумя крайними стимулами фиксированной интенсивности — 10 и 90. Затем ему предлагают установить интенсивности трех стимулов таким образом, чтобы весь диапазон ощущаемого различия между крайними стимулами был разделен этими тремя стимулами на четыре равных субъективных расстояния. В нашем примере величины 1 и 5 обозначают ощущения, вызванные крайними стимулами диапазона — 10 и 90, соответственно. Величины ощущений 2, 3 и 4 соответствуют стимулам, подобранным самим испытуемым. В результате такой процедуры на психологи-
Фиксированный |
4 5
* 1 \
Подбираемый^
Фиксированный!
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Ф
/\ | |
-+/ 1 1 I 1 ' ' ' 1 1 1 ' 1 1 1 1 1 1 1 |
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Ф б
Рис. 38. Процедура построения (а) и шкала равных сенсорных расстояний, полученная с помощью симультанного решения (б): Ф — физическая величина стимула; Ч1— субъективная величина стимула
ческой оси получены четыре равных расстояния: 1—2, 2 — 3, 3 — 4, 4 — 5. На оси интенсивности стимула полученным с помощью субъективных сравнений равным интервалам соответствуют величины 10, 20, 34, 56 и 90. Полученная, таким образом, психофизическая функция изображена на рис. 38, б.
Альтернативным вариантом симультанному решению является процедура последовательного решения — когда от испытуемого требуется подобрать только один стимул, делящий заданный сенсорный интервал пополам. В каждой следующей пробе подбирается такой стимул, который делит сенсорные расстояния на все меньшие и меньшие равные интервалы. Например, если мы хотим получить четыре равных интервала, то первым разделяется пополам интервал между крайними стимулами, а затем два получившихся интервала так же делятся на две субъективно равные части. Таким образом С.Стивенсом и Дж. Волкманом в 1940 г. была построена известная шкала восприятия высоты звуков — шкала мелов.
Как и метод равных сенсорных расстояний, метод категориального шкалирования предназначен для измерения сенсорных качеств на шкале интервалов. В данном методе испытуемому предъявляется множество стимулом и предлагается соотнести их все с определенным числом категорий. Как правило, используется от 3 до 20 категорий. В качестве категорий обычно используются числа (1, 2 и 3) или прилагательные (например: низкий, средний и высокий). Одной из простых процедур категориального шкалирования является метод кажущихся равными интервалов. При использовании этого метода предполагается, что когда человек приписывает стимулы к различным категориям, он способен учитывать интервалы между границами используемых категорий. На основании данного допущения экспериментатор рассматривает категории, соотнесенные с определенными стимулами, как значения на шкале интервалов. Для получения этим методом надежных
шкальных значений требуется усреднение большого количества суждений, что достигается использованием большого числа испытуемых или предъявления одному испытуемому множества стимулов. В современной практике при категориальном шкалировании для каждой числовой категории часто используют словесные метки, обозначающие степень выраженности измеряемого признака. Эти метки являются своеобразными опорными точками или вешками, помогающими испытуемому выносить более точные, согласованные и надежные суждения о величине стимула.
Категориальные шкалы, полученные методом кажущихся равными интервалов, имеют один серьезный недостаток. Проблема состоит в том, что суждения испытуемого по поводу какого-либо отдельного стимула должны быть независимы от величин других предъявляемых стимулов, однако так называемые контекстные эффекты оказываются довольно значительными [193].