Теория перцептивного цикла У.Найссера

Один из наиболее общих взглядов на природу перцептивных процессов принадлежит известному американскому психологу Ульриху Найссеру(род. в 1928 г.), а его книга «Когнитивная пси­хология» [188] дала название целому направлению психологиче­ских исследований. Позже в своей монографии «Познание и ре­альность» [88], написанной во многом под влиянием общения с Дж. Гибсоном, он попытался обобщить имеющиеся теории вос­приятия и сформулировать интегральный взгляд на проблемы формирования перцептивного образа, вписав их в более общий контекст проблем когнитивной психологии. Мы относим его тео­рию к субъектно-ориентированному подходу, поскольку в ней де­лается акцент на внутренних когнитивных структурах субъекта, опосредующих возникновение образов восприятия.

Общая направленность теории У. Найссера — согласовать имею­щиеся теории восприятия, разработав для описания перцептивного процесса достаточно общие и универсальные когнитивные структуры. В силу своей обобщенности и поэтому значительной объясняющей силы, теория У.Найссера занимает место общей методологии в пси­хологии восприятия, или, как еще принято говорить, метатеории.

Центральное понятие в этой теории когнитивная схема — это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как своего рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания. Пред­восхищающая функция схем обеспечивает нашему чувственному познанию преемственность прошлого опыта.

Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных уров­нях формирования перцептивного образа — от установочных дви­жений органов чувств до межмодального взаимодействия анали­заторных систем. Они представляют собой иерархическое образо­вание. Фактически представление о разноуровневых схемах сни­мает в теории У. Найссера вопрос о традиционном различении уров­ней восприятия — сенсорная основа образа, его предметное значе­ние и наполненность личностным смыслом. По У. Найссеру, уров­ни репрезентации чувственного опыта отражают включение в про­цесс восприятия различных когнитивных схем.

Когнитивные предвосхищающие схемы не имеют модально-специфического характера, т.е. это не зрительные, слуховые или тактильные способы отображения информации, скорее это обоб­щенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Функционально схемы — это широкие распределенные системы, создающиеся для осуществ-




ления разного рода познавательной активности. Для более широ­кого описания этого понятия У.Найссер использовал термин из программирования — «формат», как своего рода план или общая рамка представления чувственного опыта или осуществления пер­цептивной активности.

Возможность создания схем различной степени обобщенности и их постоянная модификация в ходе получения нового опыта обеспечивает нашему восприятию неограниченное развитие.

Сопоставляя понятия «схема» и «восприятие», автор вводит по­нятие перцептивного цикла, в котором схема — это фаза цикла, а восприятие — сам непрерывный во времени цикл. Схематическое изображение перцептивного цикла дано на рис. 24. В этом цикле схема направляет нашу перцептивную активность, выбирая объект и исследуя чувственные качества объекта, извлекая информацию, в ходе этого процесса сама модифицируется. Образ восприятия мож­но, таким образом, представить в виде временного среза этого цикла. У.Найссер подчеркивал относительную независимость схемы и цикла: одинаковые схемы могут входить в различные циклы, и раз­личные циклы могут быть реализованы разными схемами.

В качестве наглядного примера циклического перцептивного процесса У. Найссер приводил гаптическое восприятие: активное осязание, ощупывание незнакомого предмета связано с осуще­ствлением целого ряда моторных и перцептивных действий, в нем наглядно проявляется слитность сенсорной стимуляции, ее ин­терпретации и начала новой фазы обследования.

По своей структуре восприятие — это действие, точнее, одна из форм действия — действия внутреннего, ментального, почти скрытого от непосредственного наблюдения или самонаблюдения. Его структура аналогична предметному действию, включающему общую ориентировку в ситуации, поиск способов выполнения, исполнение и коррекцию плана действия после его окончания.

Резюмируя описание функций когнитивной схемы, сформу­лируем ее общее определение — это внутренняя часть перцептив­ного цикла, специфичная воспринимаемому объекту, событию, ситуации, которая модифицируется опытом. Физиологически —

Объект

Модифицирует Выбирает


Схема

Исследование

Направляет Рис. 24. Схема перцептивного цикла в теории У. Найссера (по [88])

это распределенная система, состоящая из функциональных еди­ниц: рецептор, анализаторная система, эффекторы.

Предвосхищающая функция перцептивных схем обеспечивает восприятию его избирательность, поскольку ничто не может быть воспринято без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает ис­полнение плана перцептивного действия, поэтому это не только структура (состав) действия, но и, как отмечал У. Найссер, струк­тура для развертывания самого действия.

Рассуждая о проблеме активности восприятия, У. Найссер пи­сал о самоактивности перцептивных схем: для их функционирова­ния нужна лишь чувственная информация адекватного вида. В дан­ном смысле познавательная мотивация — это схема большой сте­пени общности, в которую иерархически включены или «вложе­ны» другие более элементарные схемы.

Анализируя силу логических построений теории У. Найссера, нам невольно вспомнилась давнишняя дискуссия с коллегами-физиолога­ми, которая возникла по поводу опубликования одной из наших статей в солидном физиологическом журнале. Строгие оппоненты никак не со­глашались с нашей трактовкой функциональной роли так называемых поздних компонентов вызванных потенциалов мозга1. Оказалось, что при 100%-ной вероятности предъявления испытуемому звукового сигнала форма вызванного потенциала значительно упрощается, и он превра­щается в 2 —3-компонентное колебание, затухающее к 200 мс после начала стимула. Было известно, что эти поздние компоненты отражают процесс принятия решения о появлении стимула, оценку значимости раз­дражителя и подготовку моторной реакции. А они полностью отсутствова­ли в зарегистрированном в эксперименте вызванном потенциале. Мы ни­как не могли объяснить нейрофизиологам, что при такой высоковероят­ной стимульной ситуации нашей перцептивной системе не требуется при­нимать никакого решения и тем более оценивать стимульную значимость: решение и оценка уже сформированы, и, более того, моторный ответ подготовлен еще до появления самого стимула. И только апелляция к вы­шедшей на русском языке монографии У. Найссера помогла доказать, что физиологические ответы мозга, по-видимому, «правильно» отражают та­кую упрощенную до предела ситуацию восприятия: «работает» очень про­стой и хорошо отлаженный сенсомоторный цикл, готовая схема почти никак не изменяется, поэтому вся мозговая активность и заканчивается после предъявления сенсорного сигнала уже к 200 мс.

Вопрос о развитии восприятия в теории У. Найссера решается достаточно ясно и логично. Человек уже рождается с ограничен­ным набором достаточно общих и готовых к модификации пер­цептивных схем, например: установочные движения органов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения и др.

1 Это мозговые колебания, появляющиеся в период 300 — 500 мс после предъявления стимула.

Оценивая данную теорию как описывающую различные уровни переработки сенсорной информации, отметим, что восприятие по­нимается в ней не как линейная последовательность определенных этапов, а как циклический процесс одновременного анализа и син­теза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Мы воспринимаем объекты и события, а не сенсорные сигналы. Это означает, что при поступле­нии информации к органам чувств параллельно включаются схемы самого разного уровня, поэтому наш перцептивный образ оказыва­ется детальным, означенным и эмоционально окрашенным.

У. Найссер приводил в качестве примера одновременной «работы» раз­личных когнитивных схем достаточно сложную и детальную систему чув­ственной ориентировки в окружающем мире мореплавателей острова Па-лават, расположенного в Тихом океане. Он подчеркивал, что не совсем верно называть такого рода ориентировку во внешней среде старым нео­бихевиористским термином «когнитивная карта», и предложил, на наш взгляд, блестящее название — ориентировочная схема как структура, на­правленная на активный и направленный поиск информации. Как эти люди безо всяких навигационных приборов уходят на 50—100 миль от берега? Оказалось, что у них существуют очень детальные способы ориен­тировки в пространстве воды и береговой линии: цвет воды, характер течения, направление ветра, движение звезд относительно островов и т.д. Эту систему навигационной ориентировки местные мореплаватели назы­вают «этак». Восприятие соотношения всех признаков позволяет увидеть свое местоположение в океане и выбрать направление обратного пути. Наблюдения показали, что местные жители решают эту навигационную задачу именно как задачу перцептивную, данную по своим условиям и по конечному результату в непосредственно чувственной форме.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Обозначьте основные методологические подходы к исследованию восприятия.

2. Сформулируйте основные критические замечания в адрес структу­ралистской теории восприятия.

3. Приведите примеры действия основных законов перцептивной груп­пировки, установленных в гештальтпсихологии.

4. Дайте объяснение двум-трем оптико-геометрическим иллюзиям с позиции гештальтпсихологии.

5. Почему теорию Дж. Гибсона называют теорией прямого или непо­средственного восприятия?

6. Приведите примеры роли оптических инвариантов в восприятии пространства.

7. В чем основное значение теории Д. Марра?

8. Какую роль выполняют в опознании объектов нейронные сети?

9. Как объясняют иллюзии восприятия Дж. Гибсон, Г. Гельмгольц, Р. Грегори?

10. Что обеспечивает избирательность восприятия в теории Дж. Брунера?

11. Что иллюстрирует демонстрация Р.Грегори с восприятием невоз­можной фигуры?

12. Интерпретируйте роль рекурсивных связей в модели Д.Канемана.

13. Расскажите о роли когнитивных схем перцептивного цикла при восприятии фотографии знакомого и незнакомого человека.

14. Объясните механизмы восприятия «фигур-перевертышей» с пози­ций гештальтпсихологии и Брунера—Грегори.

Темы дляэссе и рефератов

Эмпирические исследования восприятия в гештальтпсихологии.

Эмпирические исследования восприятия в теории Дж. Гибсона.

Интерпретация иллюзии восприятия в теоретических контекстах.

Роль установки в восприятии. Исследования в рамках направления Ые\у Ьоок.

Представление о перцептивных функциональных системах в различ­ных теориях восприятия.

Эмпирические доказательства теории У. Найссера.

Сравнительный анализ основных перцептивных феноменов с пози­ций объект- и субъект-ориентированных теорий восприятия.

Рекомендуемая литература

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.-С. 336-374.

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. — С. 34 — 52; 70 — 82; 125-129.

Шиффман X. Ощущение и восприятие. — М., 2003. — С. 31 — 51; 270 — 286.

Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. — М., 1999. — С. 21 —46; 77— 112; 117 — 125; 126-156, 164-181; 182-216; 322-336.

Грегори Р. Разумный глаз. — М., 1972. — С. 9 — 66.

Дополнительная литература

ЛогвиненкоЛ.Д. Психология восприятия. — М., 1987. — С. 6— 16.

Психология XXI века / под ред. В. Н.Дружинина. — М., 2003. — С. 173 — 184.

БрунерДж. Психология познания. — М., 1977. — С. 13 — 64.

КанеманД. Внимание и усилие. — М., 2006. — С. 71 — 123.

МаррД. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 30—39.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации