Теория перцептивного цикла У.Найссера
Один из наиболее общих взглядов на природу перцептивных процессов принадлежит известному американскому психологу Ульриху Найссеру(род. в 1928 г.), а его книга «Когнитивная психология» [188] дала название целому направлению психологических исследований. Позже в своей монографии «Познание и реальность» [88], написанной во многом под влиянием общения с Дж. Гибсоном, он попытался обобщить имеющиеся теории восприятия и сформулировать интегральный взгляд на проблемы формирования перцептивного образа, вписав их в более общий контекст проблем когнитивной психологии. Мы относим его теорию к субъектно-ориентированному подходу, поскольку в ней делается акцент на внутренних когнитивных структурах субъекта, опосредующих возникновение образов восприятия.
Общая направленность теории У. Найссера — согласовать имеющиеся теории восприятия, разработав для описания перцептивного процесса достаточно общие и универсальные когнитивные структуры. В силу своей обобщенности и поэтому значительной объясняющей силы, теория У.Найссера занимает место общей методологии в психологии восприятия, или, как еще принято говорить, метатеории.
Центральное понятие в этой теории когнитивная схема — это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как своего рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания. Предвосхищающая функция схем обеспечивает нашему чувственному познанию преемственность прошлого опыта.
Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных уровнях формирования перцептивного образа — от установочных движений органов чувств до межмодального взаимодействия анализаторных систем. Они представляют собой иерархическое образование. Фактически представление о разноуровневых схемах снимает в теории У. Найссера вопрос о традиционном различении уровней восприятия — сенсорная основа образа, его предметное значение и наполненность личностным смыслом. По У. Найссеру, уровни репрезентации чувственного опыта отражают включение в процесс восприятия различных когнитивных схем.
Когнитивные предвосхищающие схемы не имеют модально-специфического характера, т.е. это не зрительные, слуховые или тактильные способы отображения информации, скорее это обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Функционально схемы — это широкие распределенные системы, создающиеся для осуществ-
ления разного рода познавательной активности. Для более широкого описания этого понятия У.Найссер использовал термин из программирования — «формат», как своего рода план или общая рамка представления чувственного опыта или осуществления перцептивной активности.
Возможность создания схем различной степени обобщенности и их постоянная модификация в ходе получения нового опыта обеспечивает нашему восприятию неограниченное развитие.
Сопоставляя понятия «схема» и «восприятие», автор вводит понятие перцептивного цикла, в котором схема — это фаза цикла, а восприятие — сам непрерывный во времени цикл. Схематическое изображение перцептивного цикла дано на рис. 24. В этом цикле схема направляет нашу перцептивную активность, выбирая объект и исследуя чувственные качества объекта, извлекая информацию, в ходе этого процесса сама модифицируется. Образ восприятия можно, таким образом, представить в виде временного среза этого цикла. У.Найссер подчеркивал относительную независимость схемы и цикла: одинаковые схемы могут входить в различные циклы, и различные циклы могут быть реализованы разными схемами.
В качестве наглядного примера циклического перцептивного процесса У. Найссер приводил гаптическое восприятие: активное осязание, ощупывание незнакомого предмета связано с осуществлением целого ряда моторных и перцептивных действий, в нем наглядно проявляется слитность сенсорной стимуляции, ее интерпретации и начала новой фазы обследования.
По своей структуре восприятие — это действие, точнее, одна из форм действия — действия внутреннего, ментального, почти скрытого от непосредственного наблюдения или самонаблюдения. Его структура аналогична предметному действию, включающему общую ориентировку в ситуации, поиск способов выполнения, исполнение и коррекцию плана действия после его окончания.
Резюмируя описание функций когнитивной схемы, сформулируем ее общее определение — это внутренняя часть перцептивного цикла, специфичная воспринимаемому объекту, событию, ситуации, которая модифицируется опытом. Физиологически —
Объект
Модифицирует Выбирает
Схема |
Исследование
Направляет Рис. 24. Схема перцептивного цикла в теории У. Найссера (по [88])
это распределенная система, состоящая из функциональных единиц: рецептор, анализаторная система, эффекторы.
Предвосхищающая функция перцептивных схем обеспечивает восприятию его избирательность, поскольку ничто не может быть воспринято без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает исполнение плана перцептивного действия, поэтому это не только структура (состав) действия, но и, как отмечал У. Найссер, структура для развертывания самого действия.
Рассуждая о проблеме активности восприятия, У. Найссер писал о самоактивности перцептивных схем: для их функционирования нужна лишь чувственная информация адекватного вида. В данном смысле познавательная мотивация — это схема большой степени общности, в которую иерархически включены или «вложены» другие более элементарные схемы.
Анализируя силу логических построений теории У. Найссера, нам невольно вспомнилась давнишняя дискуссия с коллегами-физиологами, которая возникла по поводу опубликования одной из наших статей в солидном физиологическом журнале. Строгие оппоненты никак не соглашались с нашей трактовкой функциональной роли так называемых поздних компонентов вызванных потенциалов мозга1. Оказалось, что при 100%-ной вероятности предъявления испытуемому звукового сигнала форма вызванного потенциала значительно упрощается, и он превращается в 2 —3-компонентное колебание, затухающее к 200 мс после начала стимула. Было известно, что эти поздние компоненты отражают процесс принятия решения о появлении стимула, оценку значимости раздражителя и подготовку моторной реакции. А они полностью отсутствовали в зарегистрированном в эксперименте вызванном потенциале. Мы никак не могли объяснить нейрофизиологам, что при такой высоковероятной стимульной ситуации нашей перцептивной системе не требуется принимать никакого решения и тем более оценивать стимульную значимость: решение и оценка уже сформированы, и, более того, моторный ответ подготовлен еще до появления самого стимула. И только апелляция к вышедшей на русском языке монографии У. Найссера помогла доказать, что физиологические ответы мозга, по-видимому, «правильно» отражают такую упрощенную до предела ситуацию восприятия: «работает» очень простой и хорошо отлаженный сенсомоторный цикл, готовая схема почти никак не изменяется, поэтому вся мозговая активность и заканчивается после предъявления сенсорного сигнала уже к 200 мс.
Вопрос о развитии восприятия в теории У. Найссера решается достаточно ясно и логично. Человек уже рождается с ограниченным набором достаточно общих и готовых к модификации перцептивных схем, например: установочные движения органов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения и др.
1 Это мозговые колебания, появляющиеся в период 300 — 500 мс после предъявления стимула.
Оценивая данную теорию как описывающую различные уровни переработки сенсорной информации, отметим, что восприятие понимается в ней не как линейная последовательность определенных этапов, а как циклический процесс одновременного анализа и синтеза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Мы воспринимаем объекты и события, а не сенсорные сигналы. Это означает, что при поступлении информации к органам чувств параллельно включаются схемы самого разного уровня, поэтому наш перцептивный образ оказывается детальным, означенным и эмоционально окрашенным.
У. Найссер приводил в качестве примера одновременной «работы» различных когнитивных схем достаточно сложную и детальную систему чувственной ориентировки в окружающем мире мореплавателей острова Па-лават, расположенного в Тихом океане. Он подчеркивал, что не совсем верно называть такого рода ориентировку во внешней среде старым необихевиористским термином «когнитивная карта», и предложил, на наш взгляд, блестящее название — ориентировочная схема как структура, направленная на активный и направленный поиск информации. Как эти люди безо всяких навигационных приборов уходят на 50—100 миль от берега? Оказалось, что у них существуют очень детальные способы ориентировки в пространстве воды и береговой линии: цвет воды, характер течения, направление ветра, движение звезд относительно островов и т.д. Эту систему навигационной ориентировки местные мореплаватели называют «этак». Восприятие соотношения всех признаков позволяет увидеть свое местоположение в океане и выбрать направление обратного пути. Наблюдения показали, что местные жители решают эту навигационную задачу именно как задачу перцептивную, данную по своим условиям и по конечному результату в непосредственно чувственной форме.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Обозначьте основные методологические подходы к исследованию восприятия.
2. Сформулируйте основные критические замечания в адрес структуралистской теории восприятия.
3. Приведите примеры действия основных законов перцептивной группировки, установленных в гештальтпсихологии.
4. Дайте объяснение двум-трем оптико-геометрическим иллюзиям с позиции гештальтпсихологии.
5. Почему теорию Дж. Гибсона называют теорией прямого или непосредственного восприятия?
6. Приведите примеры роли оптических инвариантов в восприятии пространства.
7. В чем основное значение теории Д. Марра?
8. Какую роль выполняют в опознании объектов нейронные сети?
9. Как объясняют иллюзии восприятия Дж. Гибсон, Г. Гельмгольц, Р. Грегори?
10. Что обеспечивает избирательность восприятия в теории Дж. Брунера?
11. Что иллюстрирует демонстрация Р.Грегори с восприятием невозможной фигуры?
12. Интерпретируйте роль рекурсивных связей в модели Д.Канемана.
13. Расскажите о роли когнитивных схем перцептивного цикла при восприятии фотографии знакомого и незнакомого человека.
14. Объясните механизмы восприятия «фигур-перевертышей» с позиций гештальтпсихологии и Брунера—Грегори.
Темы дляэссе и рефератов
Эмпирические исследования восприятия в гештальтпсихологии.
Эмпирические исследования восприятия в теории Дж. Гибсона.
Интерпретация иллюзии восприятия в теоретических контекстах.
Роль установки в восприятии. Исследования в рамках направления Ые\у Ьоок.
Представление о перцептивных функциональных системах в различных теориях восприятия.
Эмпирические доказательства теории У. Найссера.
Сравнительный анализ основных перцептивных феноменов с позиций объект- и субъект-ориентированных теорий восприятия.
Рекомендуемая литература
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.-С. 336-374.
Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. — С. 34 — 52; 70 — 82; 125-129.
Шиффман X. Ощущение и восприятие. — М., 2003. — С. 31 — 51; 270 — 286.
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. — М., 1999. — С. 21 —46; 77— 112; 117 — 125; 126-156, 164-181; 182-216; 322-336.
Грегори Р. Разумный глаз. — М., 1972. — С. 9 — 66.
Дополнительная литература
ЛогвиненкоЛ.Д. Психология восприятия. — М., 1987. — С. 6— 16.
Психология XXI века / под ред. В. Н.Дружинина. — М., 2003. — С. 173 — 184.
БрунерДж. Психология познания. — М., 1977. — С. 13 — 64.
КанеманД. Внимание и усилие. — М., 2006. — С. 71 — 123.
МаррД. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987.
Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 30—39.
ГЛАВА 3