Методологические подходы к исследованию восприятия

Прежде чем перейти к описанию отдельных теорий восприя­тия нам представляется необходимым кратко охарактеризовать

возможные подходы к исследованию психологических механиз­мов восприятия.

В психологии, как и в других науках, каждая теория рассмат­ривает лишь определенные и подчас весьма ограниченные про­блемы внутри изучаемой области. Поэтому вначале обратимся к тем возможным направлениям изучения восприятия, которые открываются перед исследователем. Для решения поставленной задачи воспользуемся полезной схемой принципиальных подхо­дов к исследованию восприятия, которую дает А.Д.Логвиненко. Основная идея предлагаемой схемы заключается в том, что «рас­щепление, с одной стороны, стимула (на дистальный и прокси­мальный), а с другой стороны, образа (на его чувственную ткань и предметное содержание) дает возможность указать по крайней мере четыре точки зрения, каждая из которых определяет свои особые объект и метод изучения» [75, 30]. Таким образом, выде­ляются четыре самостоятельные парадигмы (направления) иссле­дования восприятия (рис. 10).

Первое направление связано с исследованием связи между дистальным и проксимальным стимулами. В рамках данной пара­дигмы изучается процесс передачи стимульной энергии от объек­та восприятия к рецепторной поверхности. Это область совмест­ных интересов психологии восприятия, физиологии анализато­ров и экологической оптики (в зрении) или экологической акусти­ки (в слухе).

Второе направление — это изучение соотношения между чув­ственной тканью образа и проксимальным стимулом. Данная связь называется психофизической зависимостью и также определяет ко­личественные отношения между стимульной энергией и интен­сивностью соответствующего сенсорного качества. Примерами подобного подхода к исследованию восприятия является класси­ческая и современная психофизика. Однако в настоящее время стало очевидно, что уже на этом уровне изучения сенсорных об­разов так называемые переменные субъекта и особенности внеш-

Дистальный стимул *—+ Предметное содержание
    I         II  
  Проксимальный      
  сти мул            

Рис. 10. Два плана и четыре парадигмы психологического изучения вос­приятия: I план — психофизика чувственной ткани; II план — психоло­гия предметного образа (по [75])

ней ситуации могут существенно влиять на процесс отображения физических параметров стимула в определенное сенсорное каче­ство.

Третье направление исследований — связь между чувственной тканью и предметным содержанием образа. Природа этой связи совершенно иная, она не сводима к количественным отношени­ям, как это наблюдается в случае психофизических зависимостей. Указанное соотношение жестко не детерминировано, оно очень динамично, зависит от специфики деятельности человека и по­этому подвержено различного рода влияниям, которые были опи­саны выше при рассмотрении основных свойств перцептивного образа. Эта парадигма с известной долей условности может быть названа изучением семантики перцептивного образа, т.е. изучени­ем процесса выражения образа в виде его предметного значения.

И наконец, четвертое направление делает предметом своего изучения соотношение между дистальным стимулом (предметом восприятия) и предметным содержанием образа. Это соотноше­ние можно охарактеризовать как тождество непосредственной дан­ности. Тождество — в том смысле, что предметное содержание перцептивного образа презентирует, или отображает, сам пред­мет, и в нашем сознании образ тождествен этому предмету. Не­посредственная данность — в том смысле, что этот предмет пред­ставлен в сознании субъекта прямо, непосредственно, в чувствен­ной форме таким, как он есть. Данная парадигма исследований направлена на изучение полноты и адекватности образного отра­жения предмета (например, иллюзий восприятия, необычных сен­сорных способностей), изучение границ нашего восприятия, воз­можностей развития восприятия.

Выделенные выше четыре направления исследования составля­ют два плана или два подхода к исследованию восприятия: 1) пси­хофизика чувственной ткани (вторая парадигма); 2) психология предметного образа (третья и четвертая парадигмы).

В силу двойственной природы перцептивных образов, при ме­тодологическом анализе теоретических подходов к исследованию психологических механизмов восприятия выделяют два принци­пиально различных подхода — объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный (или объектный и субъектный подхо­ды). Принцип объектной и предметной детерминации процессов психического отражения действительности является одним из ос­новных принципов системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмо-лов).

Применительно к изучению сенсорно-перцептивного процес­са под объектной детерминацией понимаются разнообразные ас­пекты физической стимуляции, непосредственно отображаемые различными анализаторами, или, используя термин Дж.Гибсо-на, характеристики проксимального стимула. Следуя Николаю

Александровичу Бернштейну(1896—1966), можно выделить две основные характеристики объектной детерминации восприятия — полноту и объективность отображения объекта. Объектная детер­минация обеспечивает чувственный материал, «сырую» сенсорную основу образов, необходимую для построения субъективного образа, адекватно отражающего объективную действительность (А. Н.Леонть­ев). Полнота и объективность отражения объекта определяется спе­цификой соответствующих сенсорных систем, их ограниченной пропускной и разрешающей способностью по отношению к оп­ределенным видам стимульных энергий. Область объектной детер­минации была и остается непосредственным предметом исследо­ваний в психофизике и психологии восприятия, обозначая стро­гую психофизическую связь между проксимальным стимулом и чувственной тканью образа.

Под предметной детерминацией процессов психического отра­жения понимается опосредствованный характер воздействия внеш­них объектов на воспринимающего субъекта. Эта опосредствован-ность определяется формированием психического образа в дея­тельности, когда сам образ превращается в продукт деятельно­сти, приобретая тем самым новые системные качества. Предмет­ная детерминация проявляется в том, что результат процесса по­строения образа становится опредмеченным значением, представ­ляющим, в свою очередь, особую форму хранения общественно-исторического опыта и существующую в виде сенсорных этало­нов, перцептивных действий, языковых понятий, критериев опо­знания, сравнения, культурных норм оценивания и т.д. С одной стороны, предметная детерминация позволяет субъекту преодо­леть принципиальную ограниченность отображения многомерно­го дистального стимула в его проксимальную проекцию на рецеп-торную поверхность анализаторов и, таким образом, восстано­вить полноту отражения действительности. С другой, она обеспе­чивает избирательность и пристрастность восприятия субъекта, зависимость характеристик формирующегося перцептивного об­раза от встающих перед ним задач.

Явное или неявное выделение объектно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов означает, что одна группа теорий восприятия в большей степени использует две первые па­радигмы исследования (соотношение дистального и проксималь­ного стимулов; связь между проксимальным стимулом и чувствен­ной тканью образа), а другая группа — две последние (связь меж­ду чувственной тканью и предметным содержанием образа; соот­ношение между дистальным стимулом и предметным содержани­ем образа). Поэтому, отвечая на вопрос «Почему мы видим то, что мы видим?», первая группа теорий пытается в большей степе­ни объяснить закономерности построения перцептивных образов особенностями стимуляции, т.е. с помощью описания объекта

восприятия, того, что мы видим. Вторая группа теорий ориенти­руется главным образом на внутренние (психические, менталь­ные) механизмы переработки внешней информации, на то, что связано с собственной активностью субъекта восприятия, и по­этому в меньшей степени уделяет внимание стимульным детер­минантам восприятия.

В американской психологической литературе, посвященной познавательным процессам, также можно найти некий аналог указанных выше подходов. Так, многие авторы выделяют в каче­стве предмета исследования механизмов восприятия так называе­мые восходящие (ЬоНот-ир) и нисходящие (1ор-<Зо\Уп) процессы. Восходящие процессы, или процессы, управляемые стимуляцией (с!а1а-с1пуеп ргосе88е8), связаны с анализом информации, выделя­емой рецепторами из стимула на все более и более высоких уров­нях ее анализа. В отличие от них нисходящие процессы, или кон­цептуально управляемые процессы (сопсерШаПу йпуеп ргосезвев), связаны с включением в процесс построения перцептивного об­раза прошлого опыта субъекта, его знаний, осмысления посту­пившей сенсорной информации.

Переходя к изложению отдельных теорий восприятия, отме­тим, что каждый подход, каждая теория полезны для научного описания и понимания отдельных аспектов перцептивного про­цесса. Различия в научной ориентации ученых-психологов приво­дят к исследованиям в самых разных направлениях и, следова­тельно, постижению различных механизмов восприятия. Каждая теория подходит для объяснения только части имеющихся про­блем и относительно бесполезна для понимания других. Тем не менее будет весьма логично, если, рассматривая ту или иную те­орию, мы будем ожидать, что в ней найдут объяснение некото­рые из описанных выше основных феноменов восприятия и мы приблизимся к ответу на глобальный вопрос, поставленный К. Коффкой: «Почему мы видим вещи такими, какими мы их ви­дим?» Поэтому постараемся изложить наиболее известные теории восприятия не как историю научных заблуждений, а как историю научных открытий и озарений.

Наши рекомендации