Методологические подходы к исследованию восприятия
Прежде чем перейти к описанию отдельных теорий восприятия нам представляется необходимым кратко охарактеризовать
возможные подходы к исследованию психологических механизмов восприятия.
В психологии, как и в других науках, каждая теория рассматривает лишь определенные и подчас весьма ограниченные проблемы внутри изучаемой области. Поэтому вначале обратимся к тем возможным направлениям изучения восприятия, которые открываются перед исследователем. Для решения поставленной задачи воспользуемся полезной схемой принципиальных подходов к исследованию восприятия, которую дает А.Д.Логвиненко. Основная идея предлагаемой схемы заключается в том, что «расщепление, с одной стороны, стимула (на дистальный и проксимальный), а с другой стороны, образа (на его чувственную ткань и предметное содержание) дает возможность указать по крайней мере четыре точки зрения, каждая из которых определяет свои особые объект и метод изучения» [75, 30]. Таким образом, выделяются четыре самостоятельные парадигмы (направления) исследования восприятия (рис. 10).
Первое направление связано с исследованием связи между дистальным и проксимальным стимулами. В рамках данной парадигмы изучается процесс передачи стимульной энергии от объекта восприятия к рецепторной поверхности. Это область совместных интересов психологии восприятия, физиологии анализаторов и экологической оптики (в зрении) или экологической акустики (в слухе).
Второе направление — это изучение соотношения между чувственной тканью образа и проксимальным стимулом. Данная связь называется психофизической зависимостью и также определяет количественные отношения между стимульной энергией и интенсивностью соответствующего сенсорного качества. Примерами подобного подхода к исследованию восприятия является классическая и современная психофизика. Однако в настоящее время стало очевидно, что уже на этом уровне изучения сенсорных образов так называемые переменные субъекта и особенности внеш-
Дистальный стимул | *—+ | Предметное содержание | ||||||
I | II | |||||||
Проксимальный | ||||||||
сти | мул |
Рис. 10. Два плана и четыре парадигмы психологического изучения восприятия: I план — психофизика чувственной ткани; II план — психология предметного образа (по [75])
ней ситуации могут существенно влиять на процесс отображения физических параметров стимула в определенное сенсорное качество.
Третье направление исследований — связь между чувственной тканью и предметным содержанием образа. Природа этой связи совершенно иная, она не сводима к количественным отношениям, как это наблюдается в случае психофизических зависимостей. Указанное соотношение жестко не детерминировано, оно очень динамично, зависит от специфики деятельности человека и поэтому подвержено различного рода влияниям, которые были описаны выше при рассмотрении основных свойств перцептивного образа. Эта парадигма с известной долей условности может быть названа изучением семантики перцептивного образа, т.е. изучением процесса выражения образа в виде его предметного значения.
И наконец, четвертое направление делает предметом своего изучения соотношение между дистальным стимулом (предметом восприятия) и предметным содержанием образа. Это соотношение можно охарактеризовать как тождество непосредственной данности. Тождество — в том смысле, что предметное содержание перцептивного образа презентирует, или отображает, сам предмет, и в нашем сознании образ тождествен этому предмету. Непосредственная данность — в том смысле, что этот предмет представлен в сознании субъекта прямо, непосредственно, в чувственной форме таким, как он есть. Данная парадигма исследований направлена на изучение полноты и адекватности образного отражения предмета (например, иллюзий восприятия, необычных сенсорных способностей), изучение границ нашего восприятия, возможностей развития восприятия.
Выделенные выше четыре направления исследования составляют два плана или два подхода к исследованию восприятия: 1) психофизика чувственной ткани (вторая парадигма); 2) психология предметного образа (третья и четвертая парадигмы).
В силу двойственной природы перцептивных образов, при методологическом анализе теоретических подходов к исследованию психологических механизмов восприятия выделяют два принципиально различных подхода — объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный (или объектный и субъектный подходы). Принцип объектной и предметной детерминации процессов психического отражения действительности является одним из основных принципов системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмо-лов).
Применительно к изучению сенсорно-перцептивного процесса под объектной детерминацией понимаются разнообразные аспекты физической стимуляции, непосредственно отображаемые различными анализаторами, или, используя термин Дж.Гибсо-на, характеристики проксимального стимула. Следуя Николаю
Александровичу Бернштейну(1896—1966), можно выделить две основные характеристики объектной детерминации восприятия — полноту и объективность отображения объекта. Объектная детерминация обеспечивает чувственный материал, «сырую» сенсорную основу образов, необходимую для построения субъективного образа, адекватно отражающего объективную действительность (А. Н.Леонтьев). Полнота и объективность отражения объекта определяется спецификой соответствующих сенсорных систем, их ограниченной пропускной и разрешающей способностью по отношению к определенным видам стимульных энергий. Область объектной детерминации была и остается непосредственным предметом исследований в психофизике и психологии восприятия, обозначая строгую психофизическую связь между проксимальным стимулом и чувственной тканью образа.
Под предметной детерминацией процессов психического отражения понимается опосредствованный характер воздействия внешних объектов на воспринимающего субъекта. Эта опосредствован-ность определяется формированием психического образа в деятельности, когда сам образ превращается в продукт деятельности, приобретая тем самым новые системные качества. Предметная детерминация проявляется в том, что результат процесса построения образа становится опредмеченным значением, представляющим, в свою очередь, особую форму хранения общественно-исторического опыта и существующую в виде сенсорных эталонов, перцептивных действий, языковых понятий, критериев опознания, сравнения, культурных норм оценивания и т.д. С одной стороны, предметная детерминация позволяет субъекту преодолеть принципиальную ограниченность отображения многомерного дистального стимула в его проксимальную проекцию на рецеп-торную поверхность анализаторов и, таким образом, восстановить полноту отражения действительности. С другой, она обеспечивает избирательность и пристрастность восприятия субъекта, зависимость характеристик формирующегося перцептивного образа от встающих перед ним задач.
Явное или неявное выделение объектно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов означает, что одна группа теорий восприятия в большей степени использует две первые парадигмы исследования (соотношение дистального и проксимального стимулов; связь между проксимальным стимулом и чувственной тканью образа), а другая группа — две последние (связь между чувственной тканью и предметным содержанием образа; соотношение между дистальным стимулом и предметным содержанием образа). Поэтому, отвечая на вопрос «Почему мы видим то, что мы видим?», первая группа теорий пытается в большей степени объяснить закономерности построения перцептивных образов особенностями стимуляции, т.е. с помощью описания объекта
восприятия, того, что мы видим. Вторая группа теорий ориентируется главным образом на внутренние (психические, ментальные) механизмы переработки внешней информации, на то, что связано с собственной активностью субъекта восприятия, и поэтому в меньшей степени уделяет внимание стимульным детерминантам восприятия.
В американской психологической литературе, посвященной познавательным процессам, также можно найти некий аналог указанных выше подходов. Так, многие авторы выделяют в качестве предмета исследования механизмов восприятия так называемые восходящие (ЬоНот-ир) и нисходящие (1ор-<Зо\Уп) процессы. Восходящие процессы, или процессы, управляемые стимуляцией (с!а1а-с1пуеп ргосе88е8), связаны с анализом информации, выделяемой рецепторами из стимула на все более и более высоких уровнях ее анализа. В отличие от них нисходящие процессы, или концептуально управляемые процессы (сопсерШаПу йпуеп ргосезвев), связаны с включением в процесс построения перцептивного образа прошлого опыта субъекта, его знаний, осмысления поступившей сенсорной информации.
Переходя к изложению отдельных теорий восприятия, отметим, что каждый подход, каждая теория полезны для научного описания и понимания отдельных аспектов перцептивного процесса. Различия в научной ориентации ученых-психологов приводят к исследованиям в самых разных направлениях и, следовательно, постижению различных механизмов восприятия. Каждая теория подходит для объяснения только части имеющихся проблем и относительно бесполезна для понимания других. Тем не менее будет весьма логично, если, рассматривая ту или иную теорию, мы будем ожидать, что в ней найдут объяснение некоторые из описанных выше основных феноменов восприятия и мы приблизимся к ответу на глобальный вопрос, поставленный К. Коффкой: «Почему мы видим вещи такими, какими мы их видим?» Поэтому постараемся изложить наиболее известные теории восприятия не как историю научных заблуждений, а как историю научных открытий и озарений.