Руководство по посредничеству «От бури к ясным дням»
(по Д. Шапиро, 1997)____________________________________________________
Подготовьте помещение
1. Найдите спокойное место.
2. Убедитесь в том, что это место достаточно уединенное и никто не сможет
подслушать разговор.
3. Подготовьте комнату.
Поздоровайтесь
1. Пригласите всех на сеанс посредничества.
2. Предложите всем представиться.
Объясните правила
1. Скажите: «Посредничество даст вам шанс сотрудничать и лучше узнать друг
друга. Вы сможете попытаться найти такое решение, которое будет выгод
ным для каждого из вас. Посредничество позволит вам обоим одержать по
беду».
2. Объясните основные правила посредничества. Скажите: «Перед тем как
начать, мы хотим познакомить вас с несколькими правилами, которых мы
будем придерживаться входе сеанса посредничества. Мы, посредники,
должны соблюдать следующие два правила:
• мы не можем принимать сторону одного из вас или выносить какие-либо
оценки;
• все сказанное здесь останется конфиденциальным.
Есть также правила, которые относятся к вашему участию в сеансе посредничества:
• нельзя никого обзывать, оскорблять или издеваться над кем-либо;
• запрещается перебивать говорящего;
• ведите себя честно и уважительно;
• стремитесь решить стоящую перед вами проблему;
• все сказанное здесь остается конфиденциальным»;
3. Спросите у каждого ученика, согласен ли он с этими правилами.
4. Выслушайте содержание конфликта
1. Один из посредников просит одного ученика объяснить, что произошло
и какие эмоции он (она) испытывает. Посредник обобщает сказанное
и спрашивает, верно ли он передал смысл сказанного. Если что-то осталось
неясным, посредникдолжен задать дополнительные вопросы, чтобы разо
браться в деталях.
2. Второй посредник проводиттуже процедуру с другим учеником.
3. Если один из учеников сообщил какую-то новую информацию, спросите, как
она повлияла на мнения обоих учеников по поводу конфликта.
4. Объявите: «На этой стадии посредничества мы хотим, чтобы вы поговорили
друг с другом».
5. Попросите обоихучеников поочередно: «Опишите, пожалуйста, второмууче-
никуто, что он сказал». Спросите этого ученика, было ли описание точным.
Если ответ будет утвердительным, продолжайте. Если нет, попросите уче
ника повторить или разъяснить сказанное.
502 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения
Попытайтесь обнаружить общие интересы
Задайте вопросы типа:
• Если бы вы были другим учеником, что бы вы сейчас чувствовали?
• Чего вы хотите добиться в результате конфликта?
• По поводу каких пунктов вы оба согласны?
Обдумайте возможные решения
1. Скажите: «Теперь посмотрим, насколько наше нынешнее понимание ситуа
ции отличается оттого, что мы представляли себе в начале сеанса. Давайте
обдумаем возможные решения конфликта».
2. Объясните методику поиска решения.
Что следует делать:
• произносите каждую идею, которая придет вам в голову;
• старайтесь обдумать как можно больше идей.
Чего не следует делать:
• не оценивайте ни одну идею как плохую или хорошую;
• пока не говорите об идеях, просто произносите их.
3. Один из посредников записывает все идеи в «Списке идей».
7.Найдите решение
1. Предложите ученикам оценить возможные решения. Спросите:
• Каковы положительные и отрицательные последствия каждого решения?
• Какое решение направлено на удовлетворение интересов каждого из вас?
2. Предложите ученикам выбрать решение, с которым они оба больше всего
согласны. Проверьте, насколько это решение:
• реалистично и осуществимо
• конкретно.
3. Если ученики не могут прийти к согласию относительно решения, вы мо
жете:
• предложить им попытаться найти еще несколько идей или вариантов;
• попросить их изложить новую информацию, которую они получили по
поводу конфликта и по отношению друг к другу.
Изложите на бумаге
1. Если соглашение достигнуто, объявите его вслух и запишите в «Решение
комиссии посредничества».
2. Всегда заполняйте вместе с учениками анкету «Что нового узнали участники
конфликта». Предложите каждому ученику подписать ее.
3. Поздравьте обоих учеников!
4. Попросите каждого ученика заполнить анкету «Оценка работы посредника»
и передать ее консультанту. Подписывать анкету необязательно.
Оформите документацию
1. Положите Соглашение в отведенное для этого место.
2. Заполните форму «Как прошло посредничество».
3. Побеседуйте с консультантом о посредничестве (о положительных и отри
цательных аспектах вашей работы).
;чн
Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 503
Поздравьте себя с успехом
1. Поздравьте себя: вы проделали огромную и очень важную работу!
2. Если это нужно, вы можете сделать упражнение для снятия напряжения.