Руководство по посредничеству «От бури к ясным дням»

(по Д. Шапиро, 1997)____________________________________________________

Подготовьте помещение

1. Найдите спокойное место.

2. Убедитесь в том, что это место достаточно уединенное и никто не сможет
подслушать разговор.

3. Подготовьте комнату.

Поздоровайтесь

1. Пригласите всех на сеанс посредничества.

2. Предложите всем представиться.

Объясните правила

1. Скажите: «Посредничество даст вам шанс сотрудничать и лучше узнать друг
друга. Вы сможете попытаться найти такое решение, которое будет выгод­
ным для каждого из вас. Посредничество позволит вам обоим одержать по­
беду».

2. Объясните основные правила посредничества. Скажите: «Перед тем как
начать, мы хотим познакомить вас с несколькими правилами, которых мы
будем придерживаться входе сеанса посредничества. Мы, посредники,
должны соблюдать следующие два правила:

• мы не можем принимать сторону одного из вас или выносить какие-либо
оценки;

• все сказанное здесь останется конфиденциальным.

Есть также правила, которые относятся к вашему участию в сеансе посред­ничества:

• нельзя никого обзывать, оскорблять или издеваться над кем-либо;

• запрещается перебивать говорящего;

• ведите себя честно и уважительно;

• стремитесь решить стоящую перед вами проблему;

• все сказанное здесь остается конфиденциальным»;

3. Спросите у каждого ученика, согласен ли он с этими правилами.

4. Выслушайте содержание конфликта

1. Один из посредников просит одного ученика объяснить, что произошло
и какие эмоции он (она) испытывает. Посредник обобщает сказанное
и спрашивает, верно ли он передал смысл сказанного. Если что-то осталось
неясным, посредникдолжен задать дополнительные вопросы, чтобы разо­
браться в деталях.

2. Второй посредник проводиттуже процедуру с другим учеником.

3. Если один из учеников сообщил какую-то новую информацию, спросите, как
она повлияла на мнения обоих учеников по поводу конфликта.

4. Объявите: «На этой стадии посредничества мы хотим, чтобы вы поговорили
друг с другом».

5. Попросите обоихучеников поочередно: «Опишите, пожалуйста, второмууче-
никуто, что он сказал». Спросите этого ученика, было ли описание точным.
Если ответ будет утвердительным, продолжайте. Если нет, попросите уче­
ника повторить или разъяснить сказанное.

502 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения

Попытайтесь обнаружить общие интересы

Задайте вопросы типа:

• Если бы вы были другим учеником, что бы вы сейчас чувствовали?

• Чего вы хотите добиться в результате конфликта?

• По поводу каких пунктов вы оба согласны?

Обдумайте возможные решения

1. Скажите: «Теперь посмотрим, насколько наше нынешнее понимание ситуа­
ции отличается оттого, что мы представляли себе в начале сеанса. Давайте
обдумаем возможные решения конфликта».

2. Объясните методику поиска решения.
Что следует делать:

• произносите каждую идею, которая придет вам в голову;

• старайтесь обдумать как можно больше идей.
Чего не следует делать:

• не оценивайте ни одну идею как плохую или хорошую;

• пока не говорите об идеях, просто произносите их.

3. Один из посредников записывает все идеи в «Списке идей».

7.Найдите решение

1. Предложите ученикам оценить возможные решения. Спросите:

• Каковы положительные и отрицательные последствия каждого решения?

• Какое решение направлено на удовлетворение интересов каждого из вас?

2. Предложите ученикам выбрать решение, с которым они оба больше всего
согласны. Проверьте, насколько это решение:

• реалистично и осуществимо

• конкретно.

3. Если ученики не могут прийти к согласию относительно решения, вы мо­
жете:

• предложить им попытаться найти еще несколько идей или вариантов;

• попросить их изложить новую информацию, которую они получили по
поводу конфликта и по отношению друг к другу.

Изложите на бумаге

1. Если соглашение достигнуто, объявите его вслух и запишите в «Решение
комиссии посредничества».

2. Всегда заполняйте вместе с учениками анкету «Что нового узнали участники
конфликта». Предложите каждому ученику подписать ее.

3. Поздравьте обоих учеников!

4. Попросите каждого ученика заполнить анкету «Оценка работы посредника»
и передать ее консультанту. Подписывать анкету необязательно.

Оформите документацию

1. Положите Соглашение в отведенное для этого место.

2. Заполните форму «Как прошло посредничество».

3. Побеседуйте с консультантом о посредничестве (о положительных и отри­
цательных аспектах вашей работы).

;чн

Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 503

Поздравьте себя с успехом

1. Поздравьте себя: вы проделали огромную и очень важную работу!

2. Если это нужно, вы можете сделать упражнение для снятия напряжения.

Наши рекомендации