Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
(фрагмент)______________________________________________________________
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен-
ность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсьдобиться своего.
Б. Я стараюсьуспокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Глава4. Методы изучения конфликта 1 65
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затрону-
тые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть все разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка ответов позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса. Формулировки, составляющие вопросник, «очищены» от ситуативного контекста и потому дают возможность диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию каких-то стратегий.
Одним из излюбленных приемов выявления свойственных человеку поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях, который используют психологи, является предложение респонденту серии ситуаций, в которых он должен выбрать ту или иную стратегию поведения.
Самый ранний вариант такой методики — широко известный тест Ф. Ро-зенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентификация с одним из них. Слова его партнера призваны оказать эмоциональное воздействие на заполняющего тест, поскольку содержат явное или скрытое обвинение в его адрес или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой. Тем самым можно выявить, в какой мере человеку свойственно реагировать на такие фрустри-рующие ситуации поиском виноватого вовне, самообвинением и другими известными типами реакций. Существуют детский вариант теста Розенцвейга, а также созданная на основе методической идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным ситуациям нашей культуры.
Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации производственного характера (рис. 4.3). Процедура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга (Практическая психодиагностика, 1998).
Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (1987). Он содержит описание 32 ситуаций взаимодействия супругов, которые носят конфликтный характер. Эти ситуации отражают: 1) проблемы отношений с родственниками
1 6 6 Часть I. Основы изучения конфликтов
и детьми, 2) вопросы, связанные с воспитанием детей, 3) проявление автономии одним из супругов, 4) нарушение ролевых ожиданий, 5) рассогласование норм поведения, 6) доминирование одного из супругов, 7) проявления ревности, 8) разногласия в отношении к деньгам.
Существуют два варианта опросника — для женщин и мужчин, основанные на одних и тех же ситуациях.
Возмутительно. | ||
руководство проек- | ||
тов доверили дру- | ||
гому лицу, когда | ||
основные техни- | ||
ческие решент | ||
принадлежат вам. |
Это ужасно.
Вы загубили проел,
над которым
работала
вся группа!
А вы, оказывается карьерист!
Эту работу я смогу
закончить только
завтра.
Рис. 4.3.Фрагмент рисуночного теста «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой (источник: Практическая психодиагностика. 1998, с. 600-601)
Глава 4. Методы изучения конфликта " 67