Методика 1. Внешнегрупповая референтометрия.
В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы – круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она – и в прямом контакте, и мысленно – соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.
Проведение исследования
В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).
Инструкция: Нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.
А
1. С кем вы отправитесь в поездку в другой город?
2. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажете?
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?
6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?
8. Кто может быть для вас примером в жизни?
9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем вы больше всего откровенны?
Б
1. Родители (отец, мать).
2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Знакомый родителей.
6. Друзья.
7. Лучший друг (подруга).
8. Компания, приятели.
9. Знакомая девочка (девушка), мальчик (юноша).
10. Товарищи по учебе.
11. Товарищи по клубу, секции, студии и т.п.
12. Историческая личность.
13. Известный всем человек.
14. Человек, о котором ты знаешь от других.
15. Литературный персонаж.
Обработка и интерпретация результатов
После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое их выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2-3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного испытуемого.
При анализе полученных результатов необходимо учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности учащихся, которые могут повлиять на выбор референтного лица.
1. Выстроить иерархию референтности по каждому испытуемому.
2. Выявить иерархию референтности по классу в целом (при групповой диагностике) и отразить графически (в диаграммах, гистограммах или в графиках).
3. Ответить на вопросы:
· Почему эти люди являются референтными для данного возраста учащихся?
· Влияют ли индивидуальные и гендерные особенности на выбор референтного лица?
· Связан ли выбор референтных лиц с уровнем интеллектуального и эмоционального развития школьников?
Методика 2. Изучение сплоченности класса
Исследование проводится в два этапа. На первом измеряются следующие параметры:
а)опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;
б)ценностно-ориентационное единство;
в)психологический климат класса.
На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития классного коллектива.
А) Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности
Инструкция. Испытуемым предлагается список 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке.
Учащимся предлагается следующее задание: «Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива».
Название и разряд качества:
Трудолюбие (Д) | Порядочность (М) |
Принципиальность (М) | Активность (Д) |
Скромность (М) | Организованность (Д) |
Веселость (Э) | Искренность (Э) |
Дружелюбие (М) | Отзывчивость (Э) |
Аккуратность (Д) | Настойчивость (Д) |
Сдержанность (Э) | Приветливость (Э) |
Честность (М) | Обаятельность (Э) |
Справедливость (М) | Правдивость (М) |
Исполнительность (Д) | Общительность (Э) |
Деловитость (Д) |
Обработка результатов
1. Подсчитать:
а.общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;
б.количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств.
2. Вычислить процент выборов, приходящихся на моральные, деловые и эмоциональные качества:
Качества моральные | |
Качества деловые | |
Качества эмоциональные |
где М, Д, Э – число выборов по каждой группе качеств;
N – число школьников в группе.
Критерии оценки:
Если Кэ ≥ 55% или Кд + Км ≥ 60%, то групповая сплоченность высокая – 3 балла.
Если Км < 55% ‑ сплоченность средняя, оценка – 2 балла. В остальных случаях – низкая сплоченность класса.
Б) Определение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ)
Учащимся предлагается выбрать из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.
Обработка результатов.
1.Подсчитать:
а.общее число выборов, сделанное испытуемыми (N);
б.количество выборов, приходящихся на каждое качество;
в.количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);
г.количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1);
2. Вычислить коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле: С = (n – n1)*N*100%.
Критерии оценки
Если:
а. С ≥ 50%,то ЦОЕ высокое – оценка 3 балла;
б. 30 % < С < 50 %, среднее- 2 балла;
в.в остальных случаях низкое – 1 балл.