Занятие 6. Профессиональные проекции
Цель: осознавание участниками собственных проекций.
Содержание: обнаружение и присвоение собственных проекций участниками тренинга. Осознание собственных трансферентных характеристик. Поиск позитивных характеристик в образе неприятного человека (клиента, психолога). Выявление и осознание предпочитаемых стратегий взаимодействия c другими людьми. Осознание степени внутренней свободы (аутентичности) психолога в профессиональной деятельности.
Ход занятия
Рефлексия предыдущего занятия.
Процедура 1. Эмоциональное состояние соседа справа.
Назначение: диагностика эмоционального состояния членов группы.
Инструкция: Каждому участнику в порядке очереди следует обратиться к соседу справа и попытаться распознать ту информацию, которую несет его одежда и внешний вид. Например, он может сказать: "Одежда и внешность моего соседа справа говорят: "Держись от меня подальше" или "Я хочу спрятаться, замаскироваться, чтобы никто на меня не обращал внимания". После этого сосед справа рассказывает, насколько эти высказывания оказались верными. Далее процедура повторяется по кругу.
Процедура 2. Психотехнология распознавания проекций.
Назначение: получение каждым участником обратной связи от членов группы, осознание собственных трансферентных характеристик.
Инструкция: “Участникам необходимо представить других членов группы в роли психолога. Исходя из этих представлений, выделить характерные особенности, присущие каждому члену группы и сообщить о них. Процедура организуется следующим образом: каждый из членов группы чуть выдвигается внутрь круга. Далее каждый из участников, обращаясь к нему, завершает предложение “В роли психолога ты…” или "Если бы ты был моим психологом, я бы подумал…
Например, участник А обращаясь к участнику Б может заявить следующее: “В роли психолога ты представляешься мне как самодовольный, амбициозный тип. Кажется, что клиент тебе нужен для того, чтобы лишний раз подтвердить собственную значимость, показать какой ты крутой”. Участнику Б следует поблагодарить участника А за высказанное мнение, не вступая при этом в спор или обсуждение неприятных фактов.
После завершения данной процедуры в роль вступает следующий и т.д.
Здесь важно на доступном материале подвести членов группы к осознаванию возможной неадекватности их представлений в целом.
В то же время каждый участник получает возможность узнать о том, какое впечатление он производит на окружающих, как его воспринимают, чего от него ожидают. Если в тренинге участвуют незнакомые люди, оценка зачастую строится не на реальных фактах, а на проекциях. Часто повторяющиеся представления и ожидания могут свидетельствовать о наличии у человека трансферентных характеристик, которые сходным образом структурируют его восприятие разными людьми. Например, девушка в очках, со строгой прической, в неброской одежде наделяется профессиональной компетентностью, умом, добросовестностью гораздо чаще, чем модно одетая участница группы с ярким макияжем. То же самое происходит с клиентами – их первое впечатление формируется на основе восприятия внешности консультанта, оценки его возраста, пола, особенностей одежды и др. Для будущего психолога-консультанта важно осознавать, какими трансферентными характеристиками он обладает.
Процедура 3. Самый неприятный психолог.
Назначение: поиск позитивных характеристик в образе неприятного человека.
Инструкция: “Вспомните свои отношения с самым неприятным для вас психологом (преподавателем, терапевтом и т.д.), с которым вы уже прервали все связи. А теперь, используя ретроспективный анализ межличностных отношений, попробуйте найти в его характере, поведении не менее 5-6 положительных качеств. Представьте, что у него или с ним случилось несчастье. Какие чувства при этом вы переживаете, изменит ли это событие ваше отношение к очень неприятному для вас специалисту?”
Вопросы для обсуждения:
Присутствуют ли в вашем характере те черты, особенности поведения, которые есть у неприятного вам психолога?
Изменяется ли ваше отношение к человеку, если вы узнали о его трудностях, несчастьях, проблемах?
Процедура 4. Я и другие: грани взаимодействия.
Назначение: осознание предпочитаемых стратегий взаимодействия c другими людьми.
Инструкция: “Разбейтесь на пары. Встаньте напротив друг друга в парах. Дайте возможность рукам встретиться. Не разводя ладоней, попробуйте несколько стратегий взаимодействия (контакта):
Вы активны, ваш партнер совершенно пассивен, не уклоняется от контакта, не проявляет инициативы, самостоятельных движений не делает (как воск).
Вы активны, партнер активен, но не проявляет инициативы, и делает только движения, следующие за вашими движениями.
Вы активны, партнер проявляет активность, делает движения, противоборствуя любому вашему движению.
Обмен ролями: партнер активен, вы противодействуете любому его движению.
Партнер активен, вы активны, но не проявляете инициативы, и делаете только движения, следующие за движениями партнера.
Вы пассивны, не проявляете инициативы, партнер активен.
Теперь объединитесь в четверки и обсудите, какая из ролей была наиболее сложной, какая роль показалась привычной. Какие чувства возникали?
Вопросы для обсуждения:
Спроецируйте данное упражнение на ваше профессиональное взаимодействие с клиентом. Реальный клиент может поддаваться, может сопротивляться. С каким клиентом вам проще, привычнее?
Какие чувства могут возникнуть при встрече с клиентом, ведущим себя неприятным для вас образом?
Процедура 5. Быть или казаться.
Назначение: осознание степени внутренней свободы (аутентичности) психолога в профессиональной деятельности.
Инструкция. Участникам тренинга предлагается охарактеризовать себя – настоящего (истинное "Я") и себя "в маске" (социальное "Я"). (Возможен свободный подбор характеристик либо использование личностного опросника, например, методики ДМО, тезауруса личностных черт А.Г.Шмелева) Затем члены группы должны вспомнить ситуацию "масочного" взаимодействия и рассказать, какие чувства они при этом испытывают. С целью более глубокого осознания чувств и представлений каждому предлагается найти метафору для понятия "Я-в-маске".
Предложенные метафоры должны быть спроецированы на профессиональную деятельность психолога. Прояснив для себя цели масочного, ролевого поведения (сокрытие своих истинных намерений, манипулирование другими, получение какой-либо выгоды) участники тренинга приходят к осознанию пагубности вызванных этим поведением эффектов (невозможность понять другого, построить с ним доверительные отношения, неестественность в эмоциональных проявлениях и т.д.). Несмотря на признание неэффективности масок и ролей в работе психолога, идея о собственном аутентичном поведении обычно вызывает мощное сопротивление. Снять это сопротивление позволяет метод дезидентификации (разотождествления) из психосинтеза, основанный на следующем постулате: "Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезидентифицируем" (Т.Йоманс).
Выполнение специального упражнения на дезидентификацию и самоидентификацию состоит из двух этапов. Первый этап – разотождествление - состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена осознанию одного из аспектов личности: социального, физического, эмоционального и интеллектуального. (В соответствии с целями и задачами тренинга классическое упражнение было дополнено еще одной ступенью дезидентификации, включающей социальное масочно - ролевое поведение.)
Данное действие лучше всего проводить в виде медитации. Негромкая, расслабляющая музыка, тихий голос ведущего, закрытые глаза позволяют погрузиться вглубь себя.
"Сядьте поудобнее на стуле. Постарайтесь занять максимально комфортное для вас положения. Закройте глаза и не открывайте их до тех пор, пока я не скажу об этом.
Почувствуйте свое тело. Посмотрите на него мысленным взглядом, от макушки головы до кончиков пальцев на ногах. Представьте, что лучик теплого солнца осветил все ваше тело изнутри. Это тепло разливается по всему телу, и тело начинает расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым моим словом ваше тело наполняется покоем, теплом и приятной расслабленностью. Последите за своим дыханием. Воздух свободно входит в легкие и покидает их. Ваше сердце бьется спокойно и ритмично.
Ваше тело наслаждается покоем. Вас наполняет ощущение расслабленности, отдыха, свободы.
Теперь я буду произносить утверждения. Постарайтесь медленно и вдумчиво мысленно повторять их за мной:
"У меня есть тело, но я - не мое тело. Мое тело может быть больным и здоровым, отдохнувшим и усталым, но тело – это не мое истинное Я. Я ценю свое тело. Оно помогает мне приобретать опыт и действовать в окружающем мире, но оно – всего лишь средство. Я стараюсь хорошо обращаться со своим телом, беречь его, но тело – это не Я. У меня есть тело, но Я – не мое тело. Постарайтесь осмыслить и пережить этот факт. Я – это не мое тело.
У меня есть различные роли. Я играю их иногда это по доброй воле, иногда меня вынуждают к этому обстоятельства. Это роли матери или дочери, жены или мужа, студента или психолога-консультанта. Но я - это не мои роли. Я нечто большее, чем мать, дочь или психолог. Я сама определяю, кем мне быть, а, значит, я не только актер, но и режиссер всего действия. Поэтому Я – это не мои роли.
У меня есть чувства, но я – не мои чувства. Мои чувства часто меняются. Они колеблются от любви до ненависти, от радости до гнева, от безразличия до грусти, но я – не мои чувства. Чувства меняются, а моя истинная сущность остается неизменной. Я могу наблюдать за своими чувствами, я понимаю их, я учусь управлять ими. Из этого следует, что Я – это не мои чувства. У меня есть чувства, но Я – не мои чувства.
У меня есть разум, но я – не мой разум. Мой разум помогает мне познавать мир, он все время меняется, он охватывает новые мысли, знания, опыт. Иногда разум отказывается мне повиноваться. Поэтому разум не может быть мной, моим Я. У меня есть разум, но Я – не мой разум.
После того, как я отделил свою суть, свое я от тела, социальных ролей, чувств и мыслей, я осознаю и утверждаю, что Я – это центр чистого самосознания. Я – центр воли, способный наблюдать за психологическими процессами, за моим поведением и физическим телом, направлять их и использовать. Я – это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я понимаю, что из этого центра моей истинной сути я могу научиться наблюдать, направлять и приводить в соответствие все свои психологические процессы, физические процессы и социальные контакты. И я постараюсь постоянно осознавать это в обыденной жизни, использовать это во благо себе, чтобы моя жизнь приобрела более глубокий смысл "
Стадия самоидентификации, позволяющая найти в себе центр чистого самосознания, творческой, динамической энергии, отделить свое истинное Я от любых всепоглощающих эмоций, неприятных мыслей, неуместных ролей и т.д. После выполнения этого очень мощного психотерапевтического упражнения проводится рефлексия, в ходе которой обсуждаются возникшие у членов группы переживания, включая впечатления, образы, чувства. В ходе следующей за этим групповой дискуссии члены группы обсуждают возможность использовать полученный опыт переживания своего истинного Я в профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
Психолог в процессе психотерапии должен оставаться собой или может играть роль?
Должен ли психолог всегда и везде оставаться аутентичной личностью?
Как вы понимаете для себя конгруэнтность, т.е. должен ли человек выражать в общении те негативные чувства, которые стали доступны его осознанию?
Если клиент не нравится психологу, должен ли он работать с ним?
Можете ли вы в процессе психотерапии искренне выражать свои чувства, или вам необходимо прятать настоящее Я под маской психолога?
Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.