Микротехники подстройки к клиенту
Упражнение 6. Отражение.
Необходимое время: 15 -30 минут (каждый 3 раза по 1-2 минуты в роли психолога, клиента, "режиссера" и по 2-3 минуты на обсуждение).
Инструкция.Разбейтесь на тройки: клиент, психолог, наблюдатель. Клиент принимает какую-либо позу (сидя или стоя). Психолог садится (встает) напротив и старается отразить, воспроизвести позу клиента. После того, как психолог, по его мнению, в точности воспроизвел позу клиента, он сообщает об этом режиссеру. Режиссер подходит и вносит исправления в неверно воспроизведенные детали позы клиента. Каждый должен побывать по 3 раза в роли психолога, клиента и режиссера.
Технический комментарий.Данная микротехника имеет много названий – отражение, отзеркаливание, подстройка. Главная задача – это установление контакта (раппорта) путем подражания внешним проявлениям, поведению человека. Психолог должен стать зеркалом, в котором максимально точно отражается клиент. Важно не стать кривым зеркалом, карикатурой, а отражать только позитивные и нейтральные аспекты позы клиента. Клиент должен видеть то, что мог бы увидеть в зеркале. При этом он не должен замечать, что вы его копируете, то есть подстройка не должна быть грубой. Отражение позы может быть прямым (когда поза копируется точно как в зеркале) и перекрестным (если клиент подпер голову правой рукой, вы делаете так же).
Этот навык особенно важен на начальных этапах консультации. Для возникновения доверия иногда достаточно принять позу клиента.
Упражнение 7. "Согласен – не согласен".
Необходимое время: 15 -30 минут.
Инструкция.Разбейтесь на пары. Определите две проблемные темы для разговора. По одной теме у вас должны быть сходные позиции, по другой вы изначально должны быть не согласны друг с другом (на это дается 1 минута). Темы могут быть самыми разными.
Упражнение выполняется в два этапа.
На первом этапе вы должны, сохраняя подстройку к позе партнера, в течение 5 минут обсудить ту тему, в которой вы не согласны друг с другом. Затем отрефлексируйте: 1) удалось ли сохранить подстройку; 2) пришли ли вы к согласию или остались каждый при своем мнении.
На втором этапе обсудите ту тему, которая не вызывает у вас разногласий, следя за тем, чтобы не подстраиваться к партнеру. Отрефлексируйте: 1) удалось ли не подстраиваться; 2) пришли ли вы к согласию или каждый остался при своем мнении.
Технический комментарий.
Упражнение ?. Зрительный контакт.
Необходимое время: 35-40 минут (каждый по 10 минут в роли психолога, клиента, наблюдателя и по 2-3 минуты на обсуждение).
Инструкция.Разбейтесь на тройки: клиент, психолог, наблюдатель. Клиент рассказывает какую-либо ситуацию из своей жизни. Психолог первые 5 минут находится в зрительном контакте с клиентом, затем 5 минут смотрит поверх головы клиента или в сторону, не встречаясь с клиентом глазами. Наблюдатель отслеживает невербальное поведение клиента, изменения в речи, интонации после того, как психолог вышел из контакта.
Технический комментарий.В нашей культуре очень большое значение придается зрительному контакту.Человек, который не смотрит собеседнику в глаза, воспринимается как недружелюбный, что-то скрывающий, дистантный и т.п.
С самого раннего детства зрительный контакт ребенка с матерью обеспечивает фон, на котором у ребенка формируется чувство собственного "Я" и восприятие другого. На ранних стадиях эмоционального развития мать играет "зеркальную" роль (Винникот). Ребенок, видя гордость и счастье, отражающееся на лице матери, формирует базисное ощущение безопасности.
Классический эксперимент Троника (1978) демонстрирует, насколько сильно ребенок нуждается во взаимности и как зависит от нее. В ситуации эксперимента мать получила задание смотреть поверх головы ребенка, не встречаясь с ним глазами и сохраняя лицо и тело неподвижными. Ребенок вначале пытается привлечь к себе взгляд матери, двигает глазами из стороны в сторону, крутит головой в попытках восстановить визуальное взаимодействие. Вскоре ребенок пытается достичь контакта с матерью, наклоняя вперед голову, двигая руками, ногами, всем телом. В итоге ребенок начинает грустить, прекращает попытки, съеживается. Затем следуют новые попытки контакта с матерью, продолжающей сидеть отстраненно, с нейтральной экспрессией лица. Когда, следуя эксперименту, мать устанавливает визуальную связь с ребенком, у них вскоре возникает хороший контакт (Тайсон, Тайсон, 162-163).
Для большинства клиентов зрительный контакт с психологом – свидетельство заинтересованности, уважения, принятия. Если психолог не смотрит на клиента, у последнего возрастает тревожность (за исключением специально организованного взаимодействия, например, в психоанализе, где психолог специально выводится из поля зрения клиента). Бывают ситуации, когда сам клиент уходит от зрительного контакта. Иногда бывает полезным обсудить такое поведение с клиентом, так как оно может порождаться самыми разными причинами: страхом; чувством стыда; особенностями культуры и др.
Упражнение 7. "Прочистка каналов".
Необходимое время: 15 минут.
Инструкция.Расположитесь так, чтобы вам было удобно. Упражнение состоит из трех частей, каждая по 5 минут.
Первые 5 минут вы должны видеть. Остановите свой взгляд в той точке, куда вы можете смотреть не напрягаясь, и побудьте некоторое время в этой точке. Затем обратите внимание на помещение, в котором находитесь. Просто смотрите вокруг внимательно и замечайте все, на что обычно не обращаете внимания.
Вторые 5 минут вы будете слушать. Можно закрыть глаза, потому что самое главное сейчас – прислушиваться и слышать. Вас окружает множество звуков – это и мой громкий голос, и другие, более тихие и приглушенные. Постарайтесь сосредоточиться на всех тех звуках, которые вы услышите за 5 минут.
Третьи 5 минут вы будете ощущать и чувствовать. Прислушайтесь к своим ощущениям. Их очень много. Вы можете почувствовать, как тело прикасается к спинке стула… Напряженность или расслабленность своих мышц… Тепло или холод… Свои руки…Чередование вдоха и выдоха…
Технический комментарий.При восприятии внешнего мира нам постоянно мешают посторонние "шумы", состоящие из наших воспоминаний, представлений, фантазий. Важно уметь услышать, увидеть и почувствовать, как все происходит на самом деле.