Сопротивление в психологическом консультировании
Одним из общепризнанных клинических феноменов, сопровождающих любой психотерапевтический (консультативный) процесс, является сопротивление. Отказ от старых и выработка новых форм поведения, осознание причинно-следственных связей, изменения установок и отношений – все это может сопровождаться противодействием со стороны клиента. Это противодействие носит название "сопротивление".
Разнообразные проявления сопротивления и работа с ним наиболее изучены и разработаны в психоанализе. Сам термин "сопротивление" был впервые употреблен З.Фрейдом в работе "Об истерии" (знаменитый случай Элизабет фон Р.). При анализе проблемы сопротивления Фрейд также ввел термины "защита", "защитные механизмы". Он рассматривал сопротивление как противодействие, которое неосознанно оказывает пациент попыткам проникновения в его сознание "вытесненного комплекса". В основе сопротивления находятся самоподавляющие и защитные силы, которые поддерживают невротическое функционирование. Сопротивление проявляется, когда психотерапевтическая работа начинает оказывать воздействие на защитную организацию личности или разрушать ее. Анализ защитных механизмов через анализ сопротивления стал важным этапом проведения психоаналализа. Обзор современной психоаналитической литературы показывает все возрастающее значения умений психоаналитика обнаруживать признаки сопротивления в разнообразных формах его проявления.
В психоанализе выделены следующие источники сопротивления:
1. Сопротивление-подавление, связанное с потребностью клиента защитить себя от травмирующих воспоминаний, ощущений, событий.
2. Сопротивление-перенос, отражающее борьбу с импульсами, возникшими у пациента в отношении личности психоаналитика.
3. Сопротивление-выгода, представляющее собой вторичную выгоду от сохранения проблемы, симптома, болезни.
4. Бессознательное сопротивление (сопротивление-Оно) – сопротивление инстинктивных импульсов любым изменениям в их способах и формах выражения.
5. Сопротивление-Сверх-я: сопротивление, вызванное чувством вины клиента, его потребностью в наказании.
6. Сопротивление, вызванное неправильными действиями аналитика, неверно выбранной тактикой.
7. Сопротивление, связанное с тем, что происходящие изменения ведут к сложностям в отношениях с близкими, значимыми людьми (например, с супругом, в основе отношений с которым лежит невротический выбор).
8. Сопротивление, являющееся следствием нежелания прекращать отношения со своим аналитиком, зависимостью от него.
9. Сопротивление из-за необходимости отказа от привычных форм адаптации и др.
Сопротивление в психоанализе преодолевается с помощью интерпретации и проработки.
В.Райх связывал феномен сопротивления с так называемой "телесной броней". Он считал, что его можно преодолеть с помощью методик прямого телесного воздействия.
Ф.Перлз обращал внимание на проявление сопротивления в невербальном поведении. В гештальт-терапии сопротивление рассматривается, с одной стороны, как препятствие, с другой – как условие роста клиента. Гештальт-терапевты говорят о творческом и патологическом сопротивлении. Творческое сопротивление позволяет человеку приспособиться к жизненной ситуации и удовлетворить осознаваемые потребности. Патологическое сопротивление носит ригидный, жесткий, постоянный характер. Именно такое сопротивление необходимо выявить, а затем исследовать и преобразовать в процессе психотерапии.
Сопротивление в консультировании может проявляться следующим образом:
1. Клиент молчит. Это наиболее распространенная форма сопротивления клиента. Если клиент молчит, нужно выяснить причины молчания. Психолог с помощью вопросов пытается выяснить, что именно мешает клиенту говорить. Иногда полезно задать клиенту вопросы:
· Что мешает Вам говорить?
· Что заставляет Вас отказываться от работы?
· Что Вас пугает?
· Что произойдет, если Вы сейчас начнете говорить?
· Что Вы хотите сейчас умолчать?
· О чем Вы сейчас не хотите говорить?
Иногда молчание клиента выполняет полезную функцию. В момент паузы клиент может вспоминать и анализировать прошлое, завершать важные ситуации, вновь переживать какие-то события. Нужно внимательно анализировать поведение клиента и позволять ему "брать паузы" в случае необходимости. Если же молчание является формой сопротивления, важно получить согласие клиента на работу. Психолог может спросить: "Ты хотел бы поисследовать свое молчание?" или "Ты хотел бы поработать с этим?"
2. Клиент в какой то момент рассказа останавливается и сообщает психологу, что он не может больше говорить. Необходимо выяснить, что мешает ему продолжать рассказ:
· Что вас беспокоит?
· Вы не можете рассказывать именно мне?
· Что случится, если я узнаю все до конца?
3. Клиент использует слова как "дымовую завесу". Примером могут служить:
· речевые клише (когда он ведет себя таким образом, я испытываю обиду и разочарование; хочется повысить эффективность нашего взаимодействия);
· психологические либо специальные термины (мое бессознательное мне подсказало; он настоящий параноик, все время выстраивает систему обвинений);
· жаргонные слова или сленг (сидим в чате, с чайником по аське болтаем);
· слова-преувеличения или преуменьшения (чуть-чуть, совсем немного на него повысила голос; слегка ее ударил; принес огромный-преогромный торт моей подруге; я честно-пречестно ничего не сделала; мы действительно были очень близки друг другу);
· слова "как-будто-бы" реальности (я как бы хотела остаться с ним).
4. Очень сильные чувства; неуместные эмоциональные реакции; рациональные рассуждения при отсутствии чувств. Часто в сессии наблюдаются скука, вялость клиента, либо наоборот не соответствующее ситуации сильное эмоциональное возбуждение, радость, веселье, смех, рассказывание анекдотов. Все несоответствия либо маскируемые чувства нужно прояснять:
· Ты говоришь о том, что подруга тебя предала, и улыбаешься?
· Что тебе мешает разозлиться на нее?
· Что важное ты не хочешь говорить, предпочитая скучать?
· Как ты объяснишь такую сильную обиду на маму из-за такого незначительного повода?
· Как только мы подходим к важным вещам, ты начинаешь рассказывать смешные истории. Это твой способ избегать переживаний или что-то другое?
Важно обращать внимание клиента на его эмоциональные проявления и мотивировать его на исследование всех "необычных" проявлений.
5. Отношение к психологу. В случае сильной идеализации или, наоборот, сильных негативных чувств к психологу можно предположить наличие сопротивления. Психолог может заметить, что клиент все время смотрит мимо него, не слышит его слов, перебивает, забывает, испытывает чувство раздражения, или, наоборот, признается в любви, говорит комплименты, приносит подарки, хочет стать другом психолога (также смотрите "Перенос и контрперенос в консультировании").
6. Клиент говорит о внешних, несущественных событиях: о политике, погоде, кинофильме. Можно обратить на это внимание клиента и передать ему ответственность за такое поведение:
· Ты говоришь о вчерашнем футбольном матче. Если ты действительно этого хочешь, я готов обсудить его с тобой – ведь это ты платишь деньги.
· Эта тема действительно важна для тебя?
7. Фиксация клиента в определенном времени. Клиент все время говорит о прошлом или, наоборот, о будущем. Психоаналитики специально поощряют говорить клиентов о своем прошлом. В консультировании главная работа ведется в направлении адаптации к настоящему, и если клиент не хочет обсуждать происходящее с ним сейчас, в реальной жизни, и все время возвращается к событиям прошлого, это может быть проявлением сопротивления (речь не идет о сильных травмах прошлого, а, скорее, о тех ситуациях, когда клиент отказывается обсуждать настоящее).
8. Избегание определенных тем. Например, клиент может говорить только об одной области своей жизни (семейной, профессиональной), и отказывается расширять контекст. Клиент также может избегать темы смерти, смысла жизни (и других экзистенциальных тем), темы секса, выражения агрессии и др.
9. Телесные проявления: "замороженность", одеревенелость позы, жестов, движений, оцепенение, "ригидность" телесных проявлений или, наоборот, чрезмерная расторможенность, подвижность (клиент не может усидеть на месте). Психолог может обратить внимание клиента на его позу, на несоответствие позы и слов. Иногда целесообразно усилить движение, полностью вжиться в позу и услышать, какое сообщение клиенту несет его тело.
10. Клиент соглашается со всем, что говорит психолог, очень быстро и успешно продвигается "по пути к здоровью", и клиент хочет закончить консультирование раньше времени под предлогом того, что с ним уже "все хорошо".
11. Клиент ничего не получает от консультирования: не изменяется, все в его жизни остается по-прежнему. Возможно, это "отвергающий помощь нытик" (ОПН по классификации Ялома): клиент, который всегда говорит: "Да, ….но…" Полезным может оказаться исследование мотивации обращения за помощью. Возможно также, что клиента страшат изменения, и тогда важно узнать об этих страхах и тревогах.
12. У клиента есть какая-то тайна, которую он не готов раскрыть психологу, и очень много энергии тратится на то, чтобы удерживать эту тайну в целости и сохранности. Психолог не должен давить на клиента, заставлять его рассказывать о своих секретах. Однако можно спросить: "Вы что-то не договариваете? Вы пока не готовы обсуждать со мной какие-то обстоятельства из вашей жизни?" Если психолог получает утвердительный ответ, он может предложить клиенту вернуться к этому тогда, когда клиент будет готов. При согласии клиента можно работать с проблемой без содержания (опираясь на испытываемые клиентом чувства, на переживания, на когнитивное и эмоциональное восприятие тайны, на то, как тайна влияет на жизнь клиента и т.д.). Психолог старается уважительно относиться к клиенту и не допускать манипуляций, даже если они, на первый взгляд, принесут пользу клиенту.
13. Клиент часто опаздывает, пропускает сеансы, забывает платить.
В консультировании и психотерапии консультанту необходимо уметь анализировать свой вклад в сопротивление клиента. Психолог может вызвать сопротивление властными, агрессивными, провокативными либо манипулятивными действиями. В консультировании можно выбрать стратегию проработки сопротивления либо поддержки и исследования ресурсной части сопротивления.