Перенос и контрперенос в консультировании

Одним из критериев дифференциации психологической помощи на консультирование и психотерапию является работа с переносом. Многие психотерапевты считают, что в ситуации консультирования не может происходить адекватное взаимодействие без принятия во внимание таких феноменов, как перенос и контрперенос. Эти термины были введены З.Фрейдом, который выделял в процессе психотерапии два типа отношений - перенос и рабочий альянс. Заимствованные из психоанализа, термины "перенос" (трансфер) и "контрперенос" (контртрансфер) широко используются психологами различных направлений.

Классическое психоаналитическое определение рассматривало перенос как оживление Эдипова комплекса в терапевтической ситуации. В начале своей профессиональной деятельности Фрейд рассматривал переносы пациента как отклонения, которые необходимо уничтожать путем объяснения. Позднее он стал относиться к переносу как к контексту, необходимому для лечения.

Идеи Фрейда были переработаны и углублены в работах по объектным отношениям. Сам термин "объектные отношения" не совсем удачен, так как объектом в основном является человек. В ходе развития другие люди, влияющие на ребенка (объекты), интернализируются в его внутренний мир. При переносе происходит перенесение чувств, влечений, установок, отношений с "объектами" из "там и тогда" (прежде всего, из раннего детства) в "здесь и теперь". Работа с клиентом в ситуации переноса протекает гораздо успешнее, если удается выявить, какой именно важный ранний объект активизируется в данный момент.

Таким образом, перенос можно определить как неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми (прежде всего – родителями), при актуальном межличностном взаимодействии с психологом. Перенос – универсальный феномен консультативного контакта. В консультировании переносу свойственны следующие черты:

1.Перенос является искажением реальности в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям и в других обстоятельствах и времени. Консультант может считать реакцию клиента переносом (трансфером), если последний переносит на него свои воспоминания о предыдущих значимых переживаниях, наделяет его качествами из прошлого, судит о нем и пытается использовать в соответствии со своим прошлым. Психологу нужно уметь отличить реалистичные реакции от реакций переноса. По словам Гринсона (1965), для того, чтобы какую-то реакцию можно было считать реакцией переноса, она должна быть повторением прошлого и должна быть неподходящей к настоящему

2.Перенос бывает позитивным и негативным. Позитивный основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца (или другого значимого человека), отрицательный – на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если эти установки не меняются, психотерапевтическая работа становится невозможной. Важно помнить, что консультант часто поддерживает положительные чувства и ассоциации клиента для того, чтобы создать условия для продолжения консультирования. Однако консультант может попасть в ловушку, связанную с позитивным и негативным переносом. Успешно завершив терапевтическую сессию, получив положительную обратную связь от клиента, психолог чувствует удовлетворение и приписывает себе заслуженные лавры. Если же клиент недоволен, предъявляет претензии, консультант начинает говорить о негативном переносе. Таким образом, перенос из важного инструмента может превратиться в объект для манипуляции со стороны психолога.

3.Возникновению переноса содействует нейтральность и неопределенность консультанта. Нейтральность определяется беспристрастным поведением консультанта и отсутствием с его стороны навязывания клиенту своих ценностей. Неопределенность – сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни.

4.Перенос – бессознательный процесс, так как клиент не осознает, что эти чувства привнесены из более ранних отношений.

5.Перенос чаще возникает в тех областях взаимодействия с окружением и собой, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Таким образом, ценность переноса в том, что он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями, модифицирует реакции настоящего. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Решение, делать ли перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением. Не рекомендуется углубляться в перенос и его интерпретацию:

· при искаженном восприятии реальности;

· при недостатке времени для проработки переноса;

· при отсутствии нормального контакта (рабочего альянса) с клиентом;

· когда клиент из-за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации;

· когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

Однако нельзя игнорировать чувства клиента. Они должны быть обсуждены с выбором надлежащей глубины обсуждения. Клиенты проявляют подлинные, хотя и нереалистичные чувства. С другой стороны, клиенты должны понимать, что консультант не может быть их сексуальным партнером, другом, матерью и т.п.

Контрперенос, как и перенос, является предметом пристального внимания психологов. Согласно ранним представлениям о контрпереносе, он возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту: романтическое, агрессивное, сексуальное. Фрейд рассматривал сильную эмоциональную реакцию на пациента как свидетельство неполного знания аналитика о себе, а также свидетельство неспособности поддерживать эффективно позитивное, врачебное отношение к другой присутствующей личности. Контрперенос может проявляться в форме внешнего поведения либо в форме внутренних переживаний психолога. Психолог, которому не удалось распознать наличие контрпереноса, может реагировать неожиданным и неуместным для клиента образом. Причинами контрпереноса могут быть:

1.Стремление консультанта понравиться клиентам.

2.Страх консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.

3.Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

4.Очень бурная эмоциональная реакция клиентов, которая может спровоцировать у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.

5.Стремление к власти над клиентом, проявляющееся в выдаче клиентам навязчивых советов, как им следует жить, пророчествах ("Я вас предупреждал", "Я же говорил вам…").

Новое понимание контрпереноса возникло на основании отражения накопленных терапевтами клинических знаний и их внутренних реакций на клиентов. Работая с пограничными и психотическими пациентами, психотерапевты сделали наблюдение, что лучшее средство для понимания этих переполненных чувствами, дезорганизованных, отчаянных, мучающихся людей была их собственная интенсивная обратная реакция контрпереноса.

В русле этих исследований Г.Ракер, последователь М.Кляйн, предложил категории согласующегося (конкорданного) и дополняющего (комплементарного) переноса. Согласующийся перенос представляет собой эмпатическое ощущение психологом того, что пациент, будучи ребенком, чувствовал по отношению к раннему объекту (например, к матери). Дополняющий перенос обозначает, что чувства терапевта (неэмпатичные, с точки зрения клиента) соответствуют переживаниям объекта (матери) по отношению к ребенку (клиенту).

Такое превращение контрпереноса из препятствия в достоинство представляет собой один из наиболее значительных вкладов теории объектных отношений в консультирование и психотерапию. Диагностическое использование эмоциональных реакций психолога на клиента находит отражение в современных учебных пособиях (Н.Мак-Вильямс).

Таким образом, при возникновении переноса (контрпереноса) в рамках консультативных отношений, у психолога существует возможность для его проработки (обсуждения с супервизором). Однако решение о работе с переносом всегда принимается, исходя из реальных объективных условий. В том случае, если психолог открыт, искренне проявляет свои чувства и проясняет их, клиент получает уникальный опыт принятия и понимания со стороны другого человека, что может быть не менее ценным, чем возвращение в "там и тогда" с целью проработки в настоящем прошлых отношений. При этом психологу иногда необходимо рефлексировать на предмет того, что все человеческие отношения являются сложной смесью реальных реакций и реакций переноса, а психолог, в силу своей профессиональной деятельности, должен уметь отличать одно от другого.

Наши рекомендации