Понимание психологом клиента
Понимание – это приз для дураков.
ЭСТ-афоризм
Непонимание со стороны другого человека – это проблема, с которой каждый из нас сталкивался в жизни. Очень часто в разговоре мы слышим: "Он (она) меня не понимает…" За этими словами могут стоять боль, горечь, злость, разочарование. Если же человек говорит: "Никто меня не понимает", – это, вероятно, ощущение тотального одиночества, тоски, которое может привести к депрессии. Понимание – альфа и омега человеческих отношений. Не зря существует такое короткое и емкое выражение: "Счастье – это когда тебя понимают".
Потребность в понимании рассматривается как одна из базовых человеческих потребностей (Э.Гуссерль, 1993; В.Франкл, 1990; М.Хайдеггер, 1993 и др.). Для психолога-консультанта, одна из главных профессиональных задач которого является понимание другого человека, эта проблема приобретает особое значение. Большинство направлений психологической помощи рассматривает понимание как основное условие и фактор позитивных изменений и личностного развития клиента в ходе консультативного взаимодействия.
Понимание психологом клиента – это очень сложный процесс, включающий глубокое исследование проблем клиента, его картины мира. Основная функция этого исследования – перевод страдания на другой язык, реконструкция отношений клиента с собой и миром, изменение его отношения к проблеме. Понимание клиента зависит от психологического знания. С одной стороны, это знание может мешать пониманию, снижая психологическую чувствительность (как пример можно привести ортодоксальных психоаналитиков, которые в любой проблеме видят стоящие за ней отцовскую / материнскую фигуры, эдипальный конфликт и т.п.). С другой стороны, психологическое знание – это знание субъективное, строящееся, прежде всего, на опыте психолога (К.Роджерс, М.Кан, Р.Мей и др.). Таким образом, понимание, строящееся на психологическом знании, характеризуется избирательностью, интенциональностью. Оно опосредуется ценностями и целями консультанта, его субъективной картиной мира, что проявляется в выборе фокуса проблем и их интерпретаций, предпочитаемом наборе "маркеров" (сигналов, сигнифаеров) нарушений и характером работы с ними.
В одних психотерапевтических подходах перед психологом ставится задача стремиться к пониманию клиента, в других, наоборот, к непониманию клиента, его проблем, к сознательному игнорированию знаний о клиенте (конфузионные техники, фрустрационные техники). Этот подход широко практикуется как один из этапов в ряде направлений и предполагает приведение в состояние замешательства самого клиента. Освоение стратегии непонимания нацелено на снятие психологических защит клиента, преодоление обыденных, стереотипных и поспешных способов понимания другого человека, развитие способности переносить неопределенность. "Наивный" консультант отказывается от объективного и аналитического понимания человека.
Ряд профессиональных консультантов и исследователей психотерапии – К.Роджерс, Дж. Энрайт, И.Д.Ялом - отмечают, что в действительности полное понимание субъективной реальности невозможно. Однако только немногие школы психотерапии практически не пытаются "понять" причины, породившие проблемы клиента. Согласно взглядам П.Вацлавка, человеческие проблемы сравнимы с ситуациями в шахматной партии. Причины, которые привели к конкретной тупиковой ситуации, не важны, поскольку задача играющего – планировать будущее, а не анализировать прошлое.
Стратегии понимания психологом клиента были подробно проанализированы М.Р.Минигалиевой. Их можно разделить на три группы:
1. Понимание как обнаружение, выделение уже существующего, присущего ситуации смысла-значения (объяснение). Критерий понимания - объективная "правда" бытия клиента. Психолог достраивает неизвестную ему информацию на основе стандартных, повторяющихся схем обыденного понимания. Ключевыми особенностями этой стратегии понимания клиента является концентрация консультанта на собственных опыте и представлениях. Консультант выступает как "эксперт-учитель" или "методолог здравомыслия" по отношению к клиенту. Способы понимания клиента, общие установки взаимодействия и конкретные процессы воздействия и общения с клиентом близки "непсихологическим", обыденным. Эту стратегию можно назвать стратегией объяснения, так как она основана на обнаружении (узнавании, воспроизведении) уже существующего значения проблемной ситуации. Она характеризуется нетворческой, стремящейся к "объективности", во многом монологической, направленной на подтверждение собственных представлений и картины мира позицией консультанта. Иногда эта стратегия направлена на решение собственных проблем консультанта. Наиболее целостная характеристика, которая позволяет описать консультантов этой группы – они часто не слушают клиента.
2. Понимание как создание смысла, не заданного изначально (интерпретация). Критерий понимания – субъективная "истина" человеческого бытия. Консультант восполняет недостающую информацию, трансформируя (переформулируя) ситуацию, изменяя ее структурный центр на основе профессиональных знаний и психотерапевтического мифа. Консультантов, реализующих вторую стратегию понимания клиента, можно охарактеризовать как экспертов, стремящихся переформулировать запрос клиента и трансформировать его восприятие сущности проблемной ситуации, самого себя. Эта группа консультантов достаточно часто апеллирует к оценке своей профессиональной компетентности, опирается на требования и нормы разделяемого ими психотерапевтического мифа. Существуют значительные различия в содержательных характеристиках понимания ими клиента, связанные как с особенностями их психотерапевтического мифа, так и с половозрастными особенностями консультантов. Стратегия интерпретации может в целом быть описана как стратегия индоктринации, связанная с поиском некой "истинной" сущности происходящего с клиентом. Выявляемая консультантом "истина" отражает особенности субъективного мира клиента и формулируется в терминах разделяемого консультантом "объективного" психотерапевтического мифа.
3. Понимание как возникновение смысла в процессе диалога (диалогическое понимание), построение общего смыслового пространства, "общего языка" с клиентом. Критерий понимания – "искренность" переживаний человека. Основным способом заполнения "смысловых пробелов" между высказываниями клиента выступает интеграция доступных консультанту данных и организация совместного обсуждения полученных "интегрирующих впечатлений" с клиентом. Стратегия диалогического понимания характеризуется стремлением консультанта к занятию позиции фасилитатора. Психолог организует совместно с клиентом исследование сути и возможных вариантов и целей преобразования проблемной ситуации, ориентируясь на ценностно-регулируемое взаимодействие с клиентом, поддержку его стремления к диалогу. Психолог сам стремится быть аутентичным и иногда может потребовать от клиента искренних реакций и проявлений. Он использует техники самораскрытия, открыто предъявляя особенности своей ценностно-смысловой позиции. Эта стратегия часто оказывается наиболее адекватной решению задач профессиональной деятельности психолога-консультанта (М.Р.Минигалиева, с. 202-203).
Каждая из описанных стратегий понимания клиента характеризуется специфическими возможностями и ограничениями в организации продуктивного диалога с клиентом.
Вопросы для самоконтроля
1. Кто является клиентом психолога-консультанта?
2. Какие альтернативы нозологическим категориям существуют в консультировании?
3. Как выявить картину мира клиента?
4. Как можно охарактеризовать клиентов на основе их мотивации относительно консультирования?
5. Охарактеризуйте клиентов на основе их диалогической интенции.
6. Охарактеризуйте стратегии понимания психологом клиента.