Клиент психолога-консультанта.
В психологическом консультировании (впрочем, как и в других видах психологической помощи), декларируется следующий принцип: все, что делает психолог-консультант в своей профессиональной деятельности, должно быть продиктовано интересами клиента и направлено на благо клиента. Встает закономерный вопрос: кто является (и, соответственно, кто не является) клиентом психолога-консультанта, то есть, фактически, кому мы можем реально помочь и вправе помогать?
В первой главе мы уже говорили, что потенциальный клиент психолога-консультанта – это человек, который испытывает трудности в повседневной жизни: неуверен в себе, обладает низкой самооценкой, конфликтует на работе и в семье, не может построить удовлетворяющие его взаимоотношения с людьми и т.п. Однако в нашей стране невысокий уровень психологической культуры ведет к тому, что зачастую к психологу-консультанту обращаются тогда, когда нужна помощь психотерапевта, психиатра либо врача-нарколога. Поэтому мы посчитали целесообразным уделить внимание этому вопросу и отграничить "своих" клиентов от "чужих". Оценка клиента зачастую просто необходима для выбора правильной стратегии и тактики психологической помощи.
Вопрос об адекватной форме психологической помощи тесно связан с понятием "психическая норма". Это понятие является достаточно условным, так как не существует общепринятого понятия о психически нормальном человеке. Норма вообще – это средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; это социальное, общепризнанное правило, образец поведение или действие. Представления о "психической норме" различны для представителей разных эпох, культур и субкультур. Например, философия "нормальности и социальной адекватности" не всегда была ведущей. Так, если во времена раннего и среднего христианства человек отдавал все свое имущество церкви, а сам отправлялся жить в пустыню, он считался святым. В наше время этот поступок, по меньшей мере, кажется странным, и в случае подобного поведения человека его родственники могут попытаться в лучшем случае проверить его психическую нормальность, а в худшем – получить над ним опеку, закрыть его в психиатрической лечебнице и т.п. Сравнительный анализ сегодняшних и средневековых реалий позволяет увидеть, что такие понятия, как душевное здоровье или психическое расстройство, социальная адекватность и асоциальное поведение, межличностные отношения, проблема отделения от родителей, очень важные сегодня, играли в христианском мировоззрении роль весьма незначительную. Способы достижения душевного равновесия, которыми пользовались христиане в Средние века, могли бы быть в охарактеризованы в двадцатом столетии как невротические, а поведение многих верующих – как абсолютно асоциальное.
Таким образом, понимание нормы очень вариативно. То поведение человека, которое сегодня считается нормальным, через некоторое время может показаться патологическим, и наоборот. Перечислим наиболее общие критерии, которые в наше время выступают показателями психической нормы (психического здоровья):
· принимать себя таким, какой есть;
· способность связывать внешнее поведение с внутренними потребностями;
· готовность проявлять активность для удовлетворения основных жизненных потребностей;
· способность к контакту с людьми без примитивных психологических защит, искажающих взаимодействие;
· способность по собственному выбору контейнировать или выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация;
· свобода от тревоги в безопасных ситуациях;
· способность действовать в случае реальной опасности;
· способность сохранять в памяти прошлое и заботится о будущем.
Многие психологи не безосновательно опасаются разделения всех людей на здоровых, не нуждающихся в терапии, и больных, тех, кому без нее не прожить. Они считают, что более реалистично рассматривать здоровье как широкий спектр состояний и проявлений, позволяющий признать право на невротические реакции так называемых благополучных людей и способность к здоровому реагированию у лиц с тяжелыми психическими и соматическими расстройствами. Однако даже если принять вариативность нормы, то психолог-консультант работает с "хорошей" психической нормой, а психотерапевт – с "пограничной" нормой.
Если в качестве основы для описания степени личностных нарушений клиента принять схему "невроз – пограничный синдром - психоз", то клиентом психолога-консультанта может быть человек с проблемами и нарушениями не тяжелее невроза. Иногда психолог-консультант (особенно если он пришел в консультирование "от медицины" и имеет представление о традиционном психиатрическом осмотре) хорошо ориентируется в симптомах и синдромах и для него не составляет труда определить, в каких случаях к нему на консультацию пришел "чужой" клиент. Однако для начинающих психологов такая дифференциация представляет большую проблему, особенно если они осуществляют свою практическую деятельность без поддержки опытного супервизора.
Термин "невротик", по меткому замечанию Нэнси Мак-Вильямс, сейчас закреплен за людьми настолько здоровыми, что они считаются редкими и необычайно благодарными пациентами. Сегодня этот термин используется чаще всего для обозначения людей с некоторыми эмоциональными страданиями, сохраняющими очень высокий уровень способности к функционированию. Психоаналитики описывают личность, организованную на невротическом уровне, как опирающуюся на защиты второго порядка (зрелые защиты). Это личность, обладающая интегрированным чувством идентичности, с непротиворечивым поведением, с непрерывностью собственного "Я" во времени. Когда такого человека просят описать себя, он не испытывает затруднений и отвечает подробно, рассказывая о своих вкусах, привычках, убеждениях, сильных и слабых сторонах характера. Он также способен описывать других значимых людей – родных, близких, - и характеризует их личность при помощи многогранного, сложного, но согласованного ряда свойств. Люди невротического уровня обычно находятся в контакте с реальностью, то есть субъективно живут в одном мире с психологом. Они не страдают маниями, галлюцинациями, и психолог обычно не испытывает необходимости смотреть на жизнь через искажающие линзы клиента.
Иногда психологу приходится погружаться в другую действительность. Р.Желязны изящно описывает психолога, который "был как дома в тех чужих мирах без времени, в тех мирах, где цветы спариваются, а звезды сталкиваются в небе и падают на землю, обескровленные; где в мирах обнаруживаются лестницы вниз, в глубину, из пещер возникают руки, размахивающие факелами, чье пламя похоже на жидкие лица – все это Рендер знал, потому что посещал эти миры на профессиональной основе в течение большей части десятилетия". Для психолога предъявление фантастического, сюрреального, "параллельного" его собственному мира клиента может служить сигналом о глубоком неблагополучии, требующем вмешательства психиатра.