Раздел 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

v Краткий экскурс в историю. Революция неизбежно должна была повлечь революцию в научной мысли. Складывалась советская психология с методологической ориентацией на марксизм. Эту ориентацию олицетворил новый директор Психологического института Корнилов (был назначен вместо Челпанова).

v С одной стороны, начало появляться множество конъюнктурных статей и авторов, с другой – именно в советское время рождаются культурно-историческая теория ЛСВ, субъектно-деятельностная концепция Рубинштейна, психология Д-ти АНЛ, теория установки Узнадзе.

v [1] Запрос на улучшение условий труда породил бурное развитие психотехники с исследованием смежных проблем (профотбор, профконсультация, повышение работоспособности, рационализация профобразования и пр.). Имена в психотехнике того времени – это Шпильрейн и Геллерштейн.

v Биомеханические исследования движений Николая Александровича Бернштейна (1896-1966) стали фундаментом концепции построения движений и физиологии активности.

Суть! У любого движения кольцевая форма с командами из управляющего центра. У мышцы меняется напряжение во время движения => она передает сигналы в центр => НС посылает импульс на периферию => и снова получает инфу о ситуации, к-ая является основанием для корректировки движения.

v Далее. Постепенно в 30ые гг. начинает развиваться дискуссия о буржуазной природе психотехники (западные тесты), появляется тенденция к отделению советской психотехники, но в итоге все еще более печально: Шпильрейна и Геллерштейна арестовывают, лавочку прикрывают полностью :(

v [2] Другой запрос практики – улучшение образования и воспитания в сторону большей приближенности к жизни. Начинает вслед за Западом развиваться педология. Это имена ЛСВ, Басова, Блонского, Залкинда и др.

v Объект педологии – ребенок, предмет – развитие ребенка и его внутренние закономерности. Решаются вопросы: какова роль среды в развитии? какова возрастная периодизация развития? Но были проблемы с методами: в целом, было непонятно, какие надо использовать (в целом, использовали научное наблюдение, естественный эксперимент, анкетирование, тесты).

v Далее. Педологи получили зеленый коридор. Они формировали классы, организовывали школьный режим, изучали неуспеваемость. Но и тут пошла метла: некоторые ошибки педологов в плане отбора неуспевающих детей привели к массовому появлению школ для детей с отклоняющимся развитием. Это проиворечило советскому тезису о всеобщем равенстве. Итог: в 1936 г. педологию упраздняют, ЛСВ, Басова и Блонского громят и критикуют.

v [3] Развивалась и теория. В первые постреволюционные годы еще сохранялась преемственность науки: в Московском Психол.инст-те проводились психофизиологические исследования:

Ø Кравков анализировал интроспекцию, изучал гипноз, развитие и пр.

Ø Бехтерев развивал подход к рефлексологии

Ø Павлов развивал свою рефлекторную теорию, ставшую позднее официальной идеологической теорией материализма

Ø Ухтомский выступил с учением о доминанте – господствующем очаге возбуждения, предопределявшем в значительной мере х-р текущих реакций центров в данный момент. Доминанту Ухтомский назвал функциональным органом.

Ø В плане методологии науки Ивановский представляет очерк истории философии, предложил оригинальную классификацию наук: психологии в ней он отвел место в группе «реальных» наук вместе с физхимией и биофизикой. Саму психологию он поделили на органическую и надорганическую.

Кстати, ЛСВ поддержал Ивановского в своем «Кризисе» в его классификации.

Ø Далее. Сначала в СССР очень интересовались буржуазным наследием. Издавали и изучали всех випов зарубежья. Устанавливались личные контакты. Особенно интересовал психоанализ: создавались психоаналитические кружки в разных городах, он изучался в институтах.

v Далее. На знаменитом первом съезде психологов в 1923 г. помимо интереснейших выступлений, произошло столкновение:

ü Корнилов выступил с критикой традиционной психологии в пользу марксизма

ü Челпанов защищал психологию как экспериментальную науку и просил не мешать ее со «спорными философскими вопросами»

v Уже на следующий день в «Известиях» вышла статья Корнилова, что означало его победу. Однако, первое время шла внутрення борьба. Многие прикрывали свои исследования марксизмом, то есть преобладала «марксистская фразеология». Школы были разобщены (особенно была изолирована грузинская школа). Даже в Ленинграде Ананьев не знал о проведении такой дискуссии в психологии.

v Первыми глашатаями марксизма в психологии стали Корнилов, ЛСВ, Басов, Рубинштейн, Геллерштейн. С 1928 г. выходит советский журнал по психологии. Всё больше советские исследования под давлением власти противопоставляются мировым.

О каждом из теоретиков поподробнее:

v Михаил Яковлевич Басов (1892-1931) боролся за психологию на основе диалектического материализма, против идеализма, против механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики.

o Он работает над психологией детства и педологией, критикуя понятие биологического возраста как определяющего развитие

o Он объявляет предметом поведение, а методом – наблюдение, но не отрицал сознание

o Он говорит о социальности и историчности стимулов, оказывающих влияние на человека

o Он первым говорит о важности Д-ти и о ее структурности

v Павел Петрович Блонский (1884-1941) выступил с идеями поведенческой психологии:

o Он тоже изучал детскую психологию и образование, занимаясь психологией памяти и мышления

o Он критиковал интроспекцию, критиковал «атавизмы» типа души, способностей души и пр.

o Т.о. на начальном этапе своего научного развития Блонский механистичен.

v Бехтерев и его рефлексология – см. выше!

v Константин Николаевич Корнилов (1879-1957) боролся и с Челпановым, и с рефлексологией и в опоре на материализм выступил с концепцией реактологии:

o Задача реактологии – исследовать поведение как совокупность р-ий чел. на биосоциальные раздражители

o Единица поведения – реакция человека (в ней и физиологическая сторона, и ее интроспективное выражение)

o Реакция состоит из сенсорного, центрального и моторного компонента (сенсорный и моторный могут быть в скрытой форме)

o Реакция имеет временные, динамические и моторные хар-ки

o Все многообразие р-ий – гамма р-ий: натуральная, мускульная, сенсорная, р-ия различения, ассоциативные и пр.

o Т.о. жизнь – совокупность реакций, по сути являющихся трансформацией энергии.

o Принцип однополюсной траты энергии: чем больше энергии идет на умственную работу, тем меньше остается для двигательной р-ии.

Кстати, отсюда интересные выводы. Интеллект и воля противостоят друг другу. Потом усложнение раздражителя до предела приводит к взрывным реакциям – аффектам.

o Трудовая Д-ть – частный вид р-ий.

o Итак, Корнилову не удалось создать теорию на основе материализма, ибо его теорию отличала механистичность, натурализм и биологизаторство. И на итоговом съезде ее назвали «антимарскистской и эклектичной». И она тоже канула в лету.

Для красного словца: по мнению ЛСВ, все поведенческие теории (Бехтерев, Корнилов, Блонский) не смогли перестроить психологию по-марксистски, т.к. отрицали сознание.

v Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал в Грузии центр психологической науки.

o ВАЖНО! Во многих психол.концепциях (интроспекционизм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтизм и пр.) Узнадзе усмотрел общее основание – постулат непосредственности – когда объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику.

o Истоки такой непосредственности – в ложной ориентации психологии на естествознание, где физические явления непосредственно связаны, а следствия – механицизм и идеализм, игнорирующий субъекта Д-ти и личности, т.е. его активности.

o Один из вариантов преодоления постулата непосредственности – теория установки Узнадзе (он создал конкретную теорию впервые, несмотря на то, что раньше отдельные персонажи типа Ланге вскользь упоминали о них).

o Суть! Основные условия возникновения поведения – это наличие потребности и ситуации для ее удовлетворения (внутренние и внешние факторы). Установка – первичное целостное недифференцированное состояние, предшествующее сознательной психической Д-ти и лежащее в основе поведения. Само же поведение и вся псих.Д-ть, его обеспечивающая, вторичны.

o Узнадзе разработал метод экспериментального исследования установки, изучил виды, процесс формирования, описал свойства. Установка у него получает общепсихологическое значение, т.е. объясняет многое, включая эмоции, волю, мышление. Выход за уровень установок – это переход на уровень объективации (высший уровень).

o Итак, психология установки мощно поставила проблему активности субъекта.

v Другое направление преодоления механистичности и отсутствия сознания в психологии – это теория о связи психики с поведением, Д-ю и об опосредствованной структуре психики. Начало положил ЛСВ (1896-1934).

o Основные заслуги ЛСВ:

ü положение об общественно-исторической природе человеческой психики и сознания в противоположность натурализму

ü понятие ВПФ как специфическая форма чел.психики

Для красного словца: в целом же ЛСВ интересовался детской психологией, дефектологией, пси.искусства, методологией и историей психологии

o В учении о ВПФ сначала появляется идея опосредствования

ПРИМ: например, при натуральном запоминании мы устанавливаем связь между А и Б. А при опосредствованном – связь АХ и БХ.

o Закон развития ВПФ о социальном генезисе: в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически фозникающие формы и способы Д-ти – ВПФ.

Для красного словца: «каждая ВПФ появляется в процессе развития дважды: как функция коллективного поведения и средство соц.приспособления (категория интерпсихическая) и вторично как внутренний процесс поведения (категория интрапсихологическая)».

o СУПЕР-ВАЖНО!!! ВПФ появляются не как средство биологической, а социальной, т.е. трудовой эволюции => ВПФ связаны с трудом => существуют психологические орудия (язык, число, письмо), направленные не на природу, а на человека, что делает псих.процессы произвольными и сознательными. По содержанию психол.орудия суть знаки, имеющие значение => так стали исследовать речь как основной знак в псих.развитии ребенка => выяснилось, что на разных стадиях развития ребенка у слова (как знака) разные значения => в значении слова ключевая роль принадлежит обобщению => ЛСВ установил стадии развития обобщений (синкретические образы -> комплексы -> понятия и мышление в понятиях, т.е. мышление в значениях) => опираясь на развитие системы значений у детей, ЛСВ строит теорию системного и смыслового строения сознания (мол, функции не изволированы, как изучалось ранее, а находятся в смысловой системе) => т.е. изменение сознания с последовательным доминированием разных сфер и есть главное и центральное содержание всего псих.развития! => основной механизм такого развития – это естественное развитие элементарных низших психических ф-ий и последующее развитие ВПФ путем интериоризации (например, сначала запоминаем примитивно естественным способом – потом с помощью средства, используемого несовершенно – потом правильно используем внешнее средство – потом внешний знак уже не нужен, ибо он вращивается). Все процессы интериоризации складываются в процессе взаимоотношения с соц.средой и в процессе обучения => то есть обучение идет впереди развития => ЛСВ назвал область доступного ребенку в сотрудничестве ЗБР, а область выполняемого самостоятельно – область актуального развития.

o Если предмет новый – ВПФ, то и метод новый – экспериментально-генетический. Соответствующая методика – методика двойной стимуляции. Принципиальный смысл этой методологии – показать, что единственный адекватен способ искусственного восстановления генезиса и развития исследуемого процесса.

o Во всех исследованиях у ЛСВ общение со взрослым – важнейшее условие псих.развития. Далее АНЛ и Рубинштейн присовокупили к общению также предметную Д-ть – так начиналась теория Д-ти.

v Александр Романович Лурия (1902-1977) – один из главнейших продолжателей дела ЛСВ, а также создатель школы нейропсихологии

o Как влияют культурные факторы на развитие ВПФ?

ЭКСП. в Узбекистане: испытуемые – неграмотные люди, живущие в условиях натурального хоз-ва. Было показано, что перестройка основных форм Д-ти, а также социальный опыт реально способствуют качественному изменению мышления.

o Как соотносятся биологические и культурные факторы в развитии ВПФ?

ЭКСП. Для этого изучались монозиготные и дизиготные близнецы.

o Насколько речь главная в регулировании и развитии ВПФ?

ЭКСП. Для этого Лурия применял сопряженную моторную методику.

o Лурия стал изучать локальные поражения мозга с целью изучения мозговой организации ВПФ – это вылилось в теорию системной динамической локализации ВПФ.

o Лурия в целом занимался изучением мозговых структур и соответствующих псих.процессов, нарушений псих.ф-ий, вопросами нейролингвистики.

v Семен Леонидович Рубинштейн (1889-1960):

o Принцип единства сознания и Д-ти: мол, психика признается опосредствованной не просто так, а потому что она может быть познана опосредствованно через всю Д-ть и продукты этой Д-ти.

o Таким образом, Д-ть окончательно включается в сферу псих.изучения. Но не вся, а лишь ее психологическая стороны: цели, мотивы и пр. (т.е. Рубинштейн намечает для АНЛ дальнейшие пути развития).

o Единица Д-ти – это действие, а единица поведения – поступок. Поведение – это когда Д-ть направлена на других людей. А поступок – это когда он сознательный и моральный.

o Виды Д-ти – это труд, игра, учение.

o Принцип детерминизма (как еще один камень в постулат непосредственности): внешние причины и влияния действуют только через внутренние условия (аналитико-синтетические акты по соотнесению элементов условий и задач). Таким образом, между внешними воздействиями и итоговой реакцией стоит личность (мотивы, способности и пр.)

o Итак, Рубинштейна оценили: в 1942 г. он возглавил кафедру психологии в МГУ и одновременно стал диреткором Психологического ин-та, член-корр. АН СССР. Но во время сталинских зачисток полетел со всех постов и вааще был запрещен.

v АНЛ (1903-1979) сделал категории Д-ти, Л-ти и сознания важнейшими для построения непротиворечивой науки.

o Эволюция великого человека.

§ В 30ые гг. в Харькове АНЛ возглавялет группу ученых (Запорожец, Божович, Гальперин и пр.): они рассматривали проблему практической Д-ти, средств, целей, мотивов.

§ В конце 30х он начинает заниматься проблемой развития психики, выделением стадий развития психики у животных.

§ Во время ВОВ на Урале он восстанавливал утраченную чувствительность путем организации осмысленной предметной Д-ти раненых.

§ 44-47ые гг. – это формирование понятия ведущей Д-ти, соотношения Д-ти и действия, сдвиг мотива на цель, проработка хар-к сознания.

§ Далее – основатель и первый декан психфака МГУ.

o Супер-важно!!! Деятельность – тот процесс, в к-ом отражаются реальные связи субъекта с предметным миром и к-ый опосредствует связи между воздействующим объектом и субъектом. Основная хар-ка Д – предметность, к-ая порождает образы => психика (образы) – это процессы субъективного отражения объективного мира, порождаемые материальной практической Д. Форма существования образов – значения языка. В сознании присутствуют значения + чувственная ткань + личностные смыслы.

o Супер-важно!!! Струкутра Д сложна. Деятельности соответствует мотив, действию – цель, операции – соответствующий способ осуществления.

o Д предполагает субъекта. «Индивид» и «Личность» как субъекты отличаются друг от друга: личность – это продукт всех отношений чел. к миру, реализуемых совокупностью разнообразных Д.

v Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) разработал в теории Д процессуальный и операциональный ее аспект.

o Суть! По Гальперину, вся психика (познавательные процессы, восприятие, мышление, воля, чувства и пр.) суть ориентировочная Д субъекта => предмет психологии – ориентировочная Д субъекта.

Важно! Кстати, именно исходя из этого было разработано учение о возникновении психики: мол, она возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле.

o Эволюционные уровни действия по Гальперину:

1. Физическое действие – неорганические формы материи

2. Физиологическое действие – организмы с физиол.регуляцией

3. Действия субъекта – животные, регулируемые образами

4. Действия Личности – регулировка инд. и соц.опытом.

o Метод исследования психики как ориент.Д – формирующий эксперимент («построение» псих.явлений с заданными св-вами).

o Условия, при к-ых такой метод будет управляемым:

1. составление схемы ориентировочной основы действия (полный набор условий, обеспечивающий правильное выполнение нового действия)

2. организация поэтапного выполнения действия сначала на материальных предметах с постепенной интериоризацией через промежуточные этапы «громкой социализированной речи»

3. систематическая отработка на всех этапах желаемых св-в действия (разумности, обобщенности, сознательности и пр.)

o Это и есть технология поэтапного формирования умственных действий: получаемые в ней знания и навыки – это способ проверки правильности исходных представлений об условиях, необходимых для их формирования.

o Итак, на основе теории Гальперина, естессно, решаются задачи в области обучения и воспитания.

v Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) защищал комплексные исследования в психологии с учетом междисциплинарных связей.

o Он тоже уважал Д-ть: считал ее одной из детерминант развития психики, но главным считал принцип отражения и принцип развития

o НО при этом считал самым важным интегрировать научное знание, т.е. связать психол.исследование с рядом других смежных наук

o Он развил рефлексологическую теорию Бехтерева с т.зр. марксистской методологии

o Главная разрабатываемая им проблема – индивидуальное развитие человека, однако личность он толковал расширенно, включая индивидные и субъектные свойства.

o Позднее разрабатывал проблемы психологии общения.

v Борис Михайлович Теплов (1896-1965) – основоположник советской дифференциальной психофизиологии.

o Он изучал способности, одаренность, опираясь на психофизиологические механизмы.

o В сотрудничестве с Небылицыным изучал НС человека.

v Краткий экскурс в историю. «Перестройка» принесла плюрализм методологических ориентаций взамен догматического марксизма. Ведь нет же одной единственной теории, на к-ой можно построить всю психологию! Но Д-ть никто не забыл!

v Хотя и появились новые направления (их мало): например:

ü Христианская психология Братуся

ü сближение психологии с практикой

Для красного словца: вообще, все сейчас говорят о кризисе в нашей отечественной психологии. Мол, строили ее 80 лет по естественно-научным догмам и построили. Гуманитарной мысли в ней не хватает!

Наши рекомендации