Глава 3. развитие эволюционных идей в биологии

И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ

v Помимо эксперимента, развитию психологию способствовало появление принципа эволюции и принципа развития. Появились зоопсихология, психология народов, психология детства.

v Дарвин (1809-1882) и его законы дали нам:

o материалистическую основу толькования приспосабливаемости организмов в природе

o эволюционную природу развития человека

o идею приспособительного значения психики.

v Дарвин ошибался в своем наивном антропорфизме (завышение способностей у животных и выводы о психике животных исходя из психики человека). Эту наивность оставновил закон Ллойда-Моргана: не приписывать животному ВПФ, если все можно истолковать проще. Однако ему не удалось уйти от субъективизма: он приписывал животным сознание, делил его на уровни и пр.

v Реакция на субъективизм – механистические теории полного отсутствия психики у животных. Но это долго не продержалось. Уже у простейших обнаруживали реакции научения => психика все же есть!

v Экспериментальные же исследования начались с Эдварда Торндайка (1874-1949). Он ввел метод проблемного ящика и лабиринта и сделал вывод: животные могут решать задачи только путем случайных проб и ошибок, он сформулировал законы научения:

а) закон эффекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочно закрепляется та, что связана с наградой)

б) закон упражнения (реакция закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения)

в) закон готовности (упражнения изменяют готовность НС к более легкому проведению р-ий).

v Торндайк был крут в своем объективизме. Но общая механистическая установка и лабораторность исследований вызвала естественные споры. Дальнейшее изучение продолжили Смолл (разработка лабиринтной модели поведения), Йеркс (исследования процессы обобщения у приматов), Келер (поведение человекообразных обезьян).

v Появляется наука этология – изучает поведение животных в естественных условиях (Лоренц, Тинберген, Фриш).

v Вслед за Дарвиным разивается детская психология. Появляется первая теория – теория рекапитуляции (Ст. Холл, Дж. Болдуин), в основу к-ой лег биогенетический закон Геккеля (онтогенез ускоренно повторяет филогенез).

v Закон рекапитуляции: в процессе индивидуального развития ребенок повторяет этапы эволюционного и культурного развития, пройденного человечеством.

v Закон рекапитуляции был дополнен влиянием внешних факторов на развитие – появилась теория двух факторов психического развития и их конвергенции Вильяма Штерна (1871-1938): ребенок рождается с органическими задатками, инстинктами и пр. Далее начинает влиять природная и общественная среда, определяющая фактическое развитие. В развитии существуют особенно сензитивные периоды, в которых наиболее благоприятно воздействие внешних факторов и пр.

Кстати, обе теории (рекапитуляции и 2 факторов) слишком фатальны: последняя хоть и признает роль воспитания, но уж все равно говорит о ведущей роли среды.

v Дарвин повлиял и на исследования отличий психики современного и первобытного человека. Возникли 2 школы:

(а) Концепция первобытного анимизма (Тейлор, Фрэзер). На всех этапах исторического развития мышление одинаково. Просто при ограниченном опыте и недостаточных знаниях порождаются мифы и представления. Но не будь опыта – современный человек пришел бы к анимизму.

(б) Французская социологическая школа в начале 20 века выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.

Раздел 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА

(60е гг. 19 ВЕКА – 10е гг. 20 ВЕКА)

Глава 1. ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

v История успеха. Вильгельм Вундт (1832-1920) начал с исследований восприятия, и так начались его идеи об экспериментальной науке. Через пару лет он заинтересовался «продуктами человеческого духа» :)) – и так начала появляться психология народов => так складывается программа психологии, объединяющая экспериментальный и культурно-исторический методы => в 1879 г. он открывает Институт экспериментальной психологии в Лейпциге (условная дата рождения психологии как науки).

v Суть! Психология не наука о душе и не наука о внутреннем опыте!

Психология – наука о непосредственном опыте.

Поясним. Здесь уже речь идет о субъекте и окружающих его объектах. Объект и субъект в неразрывном единстве, то есть, по Вундту, сомнительно независимое от субъекта существование объективного мира. Опыт же в отвлечении от познающего субъекта пусть изучает естествознание – это опосредствованный опыт. Мы же будем изучать непосредственный.

v Т.о. объектом в психологии остается сознание. Однако сознание «берется» как процесс.

v Т.к. многие науки изучают одно и то же, но с разных точек зрения => и методы д.б. более-менее схожими => нужны экспериментальные методы.

Кстати, но не дай Бог никакого изучения поведения и Д-ти! Это же объетивные явления! А предмет психологии – сознание – как человек непосредственно дан самому себе. И основной метод – самонаблюдение. Эксперимент же просто делает его более точным.

v Но эксперимент (для Вундта психофизический или психофизиологический с изменением материального раздражителя и объективной регистрацией эффекта) применим только для простых псих.ф-ий (ощущений/ представлений /времени р-ий / простых ассоциаций и чувствований).

v ВПФ надо изучать через анализ продуктов Д-ти (языки, мифы, обычаи).

v Вундт – атомист! Он исследует элементы душевной жизни (ощущения и чувствования), анализируют связи между этими элементами и продукты этих связей, исследует законы душевной жизни.

v Существуют 2 типа связей:

1. Ассоциативный. Все ассоциации, по Вундту, одновременные (существуют в форме слияния) и последовательные (в форме узнавания и воспоминания) – так за ассоциациями скрываются восприятие и память.

Но! Ассоциации – пассивный процесс. У Вундта нет активности, нет участия личности.

2. Апперцептивный. Они уже при активном участии сознания. Апперцепция – функция сознания – активность субъекта (внешне выражается во внимании). Т.е. в сознании всегда много предметов, но именно благодаря апперцепции появляется ясная точка сознания.

Кстати, иногда апперцепция направлена на выбор между 2 различными действиями – и тогда это воля. А мышление и воображение – это ф-ии апперцепции.

v Последний пункт программы – это законы душевной жизни. Их, видимо, надо смотреть где-то еще.

v Итак, программа Вундта:

o масштабнейший проект, охватывающий многие пси.проблемы

o структуралистский, элементаристский, сенсуалистский подход :)

o главное – введение в психологию эксперимента!

v Одновременно с Вундтом программу в России предложил Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Он хотел доказать приложимость физиологических законов в психологии – это вылилось в рефлекторную теорию психического: все псих.акты развиваются путем рефлекса (псих.процесс берет начало во внешнем действии -> продолжается центральной Д-ю -> заканчивается ответной Д-ю). Мол, все причины вовне и нельзя руководствоваться какими-то скрытыми и непонятными внутренними мотивами и представлениями.

Для красного словца: кстати, собственно физиологической стороной псих.процессов занимались Павлов, Ухтомский и Ко.

v Несколько против всего этого выступил историк и публицист Константин Дмитриевич Кавелин:

o Психология – самостоятельная наука.

o Несмотря на материально-физиологическое основание для псих.явлений, нельзя психологию сводить к физическому!

o Интроспекция субъективна и недостаточна, нужно изучать и объективные стороны.

НО! Кавелин так и не смог накатать самостоятельную полную программу.

v Сеченов же говорит, что методом в психологии д.б. не интроспекция, а генетический подход.

v Итак, Сеченов:

o научно-естественный материалист!

o признавал, но никак не учел в программе социальную обусловленность сознания

o оказал огромное влияние на Ланге, Бехтерева, Павлова, Ухтомского и др.

Наши рекомендации