Системы и органов чувств в 19 веке
Краткий экскурс в историю.Вторая половина 19 века – это постепенное осознание необходимости выделения психологии в самостоятельную науку. Старт был дан в 60ые года (Вундт, Сеченов) с появлением первых программ, лабораторий, кафедр и институтов.
v Несколько причин такого выделения:
ü внедрение эксперимента => появление психофизики и психометрии => реальная польза от психологии
ü резкий взлет естествознания (открытие эмбриологии, клетки, закона сохранения энергии, Дарвинизм, законы наследственности) => внутри естествознания накапливаются собственно психологические факты (теория ощущений Мюллера и гельмгольца, теория цветового зрения Гельмгольца и Геринга, теории восприятия Гельмгольца и пр.)
ü Эволюционные идеи Спенсера и Дарвина способствовали изменению понимания задач психологии.
v Что было открыто важного для нас в естествознании?
ü Белл и Мажанди своими открытиями наметили анатомическую основу рефлекторной дуги. Белл также описал факт т.н. реципрокной иннервации мышц-антагонистов.
ü Учитель Гельмгольца Иоганнес Мюллер (1801-1858) развивал идеи рефлеторной дуги, но особенно занимался доктриной специфической энергии органов чувств (состоит из 10 законов и вводит положения о ведущей роли НС в ощущениях). Несколько странная теория: мол, ощущение зависит не от силы раздражителя, а от самого органа или нерва и его энергии. Мюллера критиковал Пуркинье, Вебер, Фейербах и пр.
ü Мюллер также основатель философии нативизма в теории восприятии пр-ва (вместе с ним Штумпф и Геринг). Мол, опыт в этом восприятии играет маленькую роль, а главная роль – у сетчатки, которая определяет все пространственные свойства предметов.
ü Томас Юнг выдвигает трехкомпонентную теорию цветового зрения, потом Геринг – фотохимическую теорию.
ü Вебер работает над осязанием и изучает раздражители => работает с различительной чувствительностью. Так начинается измерение в психологии. Позже этим займется Фехнер.
ü Дюбуа-Реймон в 1849 г. впервые говорит о том, что в мышце и нервах у нас не животный дух, а электрическая волна.
ü В 1851 г. Гельмгольц изобретает офтальмоскоп и западает на зрение, а потом и восприятие. С тех пор – теория восприятия, теория бессознательных умозаключений (мол, перцептивный образ – это не только то, что мы ощущаем в данный момент, но и продукт опыта. Итого перц.образ складывается из нашего впечатления как меньшей посылки и опыта как большей посылки. Эти умозаключения принудительны, бессознательны, формируются в опыте).
ü Анатомию и физиологию мозга в 19 веке изучают Франц Галль (разделил серое и белое в-во, разделил мозг на 27 зон в соответствии с 27 способностями, т.е. занялся ошибочным локализационизмом). В это же время Пьер Флуранс экспериментально с птицами опроверг теорию локализационизма. Но локализационизм цвел и пах. Поль Брока открывает центр моторных образов слов, а Карл Вернике – центр сенсорных образов слов. Далее открытие «зон» и «центров» посыпалось градом. Только в 1860х гг. происходит постепенный отход от узкого локализационизма. Джексон рассуждает об уровнях психических функций и о соответствующих уровнях в мозгу. Идею динамической локализации псих.ф-ий потом развил Лурия.
ü В 19 веке развивается и гипноз (Бернгейм, Шарко, Жане). Это важно для психологии.
v Итак, все эти открытия способствовали появлению знаний о материальных основах психики => появилась проблема: как соотносятся психическое и физиологическое?
(а) теория параллелизма: психическое – параллельное физическому, т.е. его эпифеномен. Психология как наука не нужна.
(б) теория взаимодействия: значение психики сохраняется.
Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИ
1. Экспериментальную психологию создавал и Густав Теодор Фехнер (1801-1887): он создал психофизику и поставил задачу – разработать теорию соотношения физического и психического.
v Суть! Цель – измерить ощущения. Можно и нужно измерить интенсивность раздражителя. Точка отсчета – минимальное раздражение, когда возникает едва заметное ощущение (НАП). Допущение: все ЕЗР в ощущениях равны. Единица измерения ощущения – разностный порог. Интенсивность ощущения = сумма разностных порогов. Далее математика. Итого, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя. Для проведения измерений он использовал методы едва заметных различий, средних ошибок и постоянных раздражителей.
v Фехнера естессно покритиковали. Хотя бы за то, что при очень сильной интенсивности раздражителя его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Ну это ладно.
2. Экспериментальная психология развивалась и в психометрии – измерении скорости протекания псих.процессов. Это уже было взято из астрономии. Изобрели хроноскоп (аппарат для измерения времени реакции).
v Главный психометр – Франц Дондерс – изобрел методику исследования времени сложных псих.процессов. Давался раздражитель – потом время реакции – потом усложняли задание – опять смотрели на время. Затем из последнего результата вычитали первый и получали время на собственно психическую реакцию.
v Физиолог Людвиг Ланге изучал время реакции в зависимости от настроенности испытуемого (на сенсорную или моторную сторону). Так начали изучать установку.
v Итак, в психофизике и психометрике важно:
o объективный подход к псих.явлениям
o материалистическое понимание психики.