Консультирование женщин, жертв сексуального насилия
«Какую боль только не причиняет мужчина женщине, что бы отыграть на ней свою собственную боль, неудачи и стремление к власти. Но самым ужасным проявлением мужского шовинизма, сравнимого по степени воздействия на личность только с убийством, является сексуальное насилие над женщиной».
Джулия Паркер
Женщины, решившиеся обратиться за психологической помощью в подобной ситуации, часто испытывают неуверенность и страх: «Не узнают ли об этом факте знакомые? Не осудит ли меня консультант, посчитав, что я сама виновата в этой ситуации?» Эти мысли у нее возникают по двум причинам:
· Пережившая сексуальное насилие женщина страдает от гнетущего чувства вины («не смогла предотвратить», «не защитилась» и т.п.), ее самооценка сильно понижается,
· В нашем обществе до сих пор бытует мнение о том, что «сама виновата, спровоцировала» или «она сама этого хотела».
Поэтому консультируя женщин переживших сексуальное насилие необходимо придерживаться следующих принципов:
· Безусловное безоценочное принятие и равенство позиций клиента и консультанта,
· Эмоциональное принятие и поддержка,
· Поощрение выражения и отреагирования чувств клиента,
· Помощь в повышении самооценки,
· Помощь в преодолении чувства беспомощности,
· Выявление и актуализация потенциальных возможностей и сильных сторон,
· Помощь в осознании необходимости некоторого времени на восстановление.
Проводя психологическое консультирование женщин подвергшихся сексуальному насилию, необходимо помнить, что ее эмоциональное состояние может быть насколько сильно разбалансированно, что любое неосторожное слово может разрушить эмоциональный контакт с консультантом или быть не просто бесполезным, а причинит вред. Поэтому важно помнить то, что нельзя говорить клиенту, пережившему сексуальное насилие:
· Не спрашивайте, спровоцировала ли жертва чем-то действия насильника,
Пример: КН: «Может быть на Вас была слишком вызывающая одежда?»
«Как Вы себя вели перед этим?»
· Не спрашивайте, почему жертва не оказывала достаточное сопротивление или не звала на помощь,
Пример: КН: «Но, Вы же могли закричать, почему Вы этого не сделали?»
«Может быть, если бы Вы активнее защищались, то…»
· Не говорите о том, что Вы бы сделали в подобной ситуации,
Пример: КН: «Я бы на вашем месте влепила ему оплеуху!»
· Не давайте клиенту советов и не навязывайте собственных решений,
Пример: КН: «Послушайте меня. Вам просто необходимо…»
« И все же давайте поступим так, как я предложила…».
В то же время отстраненная, холодная позиция консультанта тоже не способствует развитию консультативного контакта. Поэтому клиентке, подвергшейся насилию, стоит сказать следующее:
Пример: КН: «Вы сделали все, что было в ваших силах…»
«Я рада, что Вы остались в живых…»
«В этом нет вашей вины…».
Поскольку у клиентки, подвергшейся сексуальному насилию, пострадало чувство безопасности и самоуважения, она может на момент обращения в консультацию испытывать целый спектр негативных эмоций, таких, как страх и беспомощность, чувство вины, гнев, недоверие, которые необходимо отреагировать. Общей целью психологического консультирования данного вопроса является возвращение утраченного контроля и самоуважения.
Схема консультирования
1 этап.
Женщина, подвергшаяся сексуальному насилию, может воспринимать ситуацию консультирования, как потенциальную опасность. Она нуждается в помощи профессионала и боится довериться постороннему человеку. Следствием этого внутреннего конфликта может быть подозрительное, агрессивно-защитное поведение и боязнь самораскрытия, что может существенно сказаться на эффективности психологического консультирования. Поэтому целью этого этапа является создание атмосферы безопасности в ситуации консультирования.
Для того, чтобы реализовать эту цель консультанту необходимо информировать клиента о полной конфиденциальности консультации, выразить уважение к клиенту, который нашел в себе мужество искать помощи. Необходимо понимающее, бережное отношение к защитному поведению клиентки и проявлению ей недоверия. На этом этапе консультант может выразить свою готовность обсуждать любые чувства клиента.
Пример: КЛ: «Я не знаю, зачем я пришла. Все равно никто не поймет, ничего уже не изменишь. Все, что уже произошло – это клеймо, которое никогда не смыть! Вот Вы тут сидите и думаете, что действительно можете помочь, не х…на вы не можете!»
КН: «Я понимаю, что сейчас Вам действительно плохо. Вы остро нуждаетесь в поддержке, но боитесь кому-то довериться. Я так же понимаю, что Ваша агрессия направлена не на меня лично, просто это способ разрядить накопленное напряжение».
Пример: КН: «…Вы можете рассчитывать на полную конфиденциальность нашей беседы…»
КЛ: «Спасибо. Видите ли, мне нужно просто все это рассказать кому-то. Мне очень плохо: днем я постоянно вспоминаю о том, что со мною сделали, а ночью принимаю снотворное и все равно снятся кошмары. Я не отдыхаю ни днем, ни ночью. Я вот-вот сорвусь, мне иногда самой страшно, какие мысли приходят в голову. Просто ужасные, грязные мысли… (Плачет), извините, может, Вы и слушать меня не захотите…».
КН: «Я готова обсуждать с Вами любые Ваши мысли и чувства, если это принесет Вам облегчение».
КЛ: «Но некоторые люди осуждают таких как я…»
КН: «Я не в праве осуждать Вас. Вы сказали, что…»
Если у клиентки возникают вопросы о том, нужно ли обращаться в другие инстанции за помощью, то консультант информирует ее о том, куда можно обратиться и какую помощь получить. Но решать обращаться или нет, и за какой помощью имеет право только клиент. Консультант не имеет права навязывать собственное восприятие ситуации.
Этап.
Женщина, обратившаяся за психологической помощью, испытывает очень мощные эмоции, поэтому она может сбивчиво и долго говорить, освобождаясь от накопленного груза эмоций. Консультанту нужно дать время и свое внимание клиенту для выражения им сильных чувств, каждая эмоция имеет свои последствия, поэтому консультант должен быть особенно внимателен на этом этапе. Целью этого этапа является выражение клиентом накопившихся сильных чувств.
Клиентка может испытывать страх, основанный на реальных обстоятельствах, поэтому ни в коем случае нельзя его подавлять. Необходимо в дальнейших этапах консультирования обсудить, что можно предпринять для собственной безопасности. Если существует страх отвержения окружением, то необходимо проработать и этот аспект на следующих этапах консультирования.
Если клиентка испытывает гнев, то необходимо принять это чувство клиента, показать ей, что она имеет право на гнев. Гнев может быть направлен на любого человека, в том числе и на консультанта. Необходимо соблюдать спокойствие и применить навыки работы с агрессивным клиентом.
Чувством, обратным гневу, является вина. У женщин, переживших сексуальное насилие, чувство вины возникает из-за ошибочных убеждений в том, что она «неверно» себя вела, недостаточно защищалась и т.п., а изнасилование является за это наказанием.
Иногда клиентки обращаются в состоянии «вытеснения», это значит, что происшедшее событие кажется нереальным, как будто это произошло не на самом деле, не сними. Этот важный защитный механизм психики ни коем случае нельзя сразу разрушать. Это сигнал о том, что клиентка просто не готова столкнуться с сильными чувствами. Потом она сама откажется от этой защиты, когда будет готова пережить сильные чувства.
Второй этап консультирования может длиться несколько консультаций. Его длительность зависит от состояния клиентки и ее потребности в выражении чувств.
Этап.
Цель третьего этапа – эмоциональное отреагирование чувств клиента. Необходимо мягко убедить клиента, что чувства, которые он испытывает естественны, необходимы время и профессиональная помощь, чтобы вернуться в норму.
Пример: КЛ: «Я наверное просто ненормальная, человек не может так и столько чувствовать!»
КН: «Ваши чувства естественны, пережив такое событие невозможно чувствовать радость или компетентность».
Даже если клиентке кажется, что она спровоцировала насилие, необходимо мягко убедить ее в том, что она не виновата, стоит сказать клиенту о том, что для насилия нет оправдания. Взрослый, психически здоровый человек в состоянии контролировать свое поведение, даже если сексуальные провокации становятся явными, он может прекратить общение.
Пример: КЛ: «Меня муж обвиняет, говорит, что если и дальше будешь носить такую обтягивающую одежду и краситься, то меня опять изнасилуют».
КН: «Может быть он за Вас очень переживает и боится за Вашу безопасность, а не обвиняет?»
КЛ: «Вы так думаете? Я думаю, что если я перестану за собою следить, то вообще никому не понравлюсь. Зато безопасно…»
КН: «Что бы стать жертвой изнасилования не обязательно вести себя вызывающе, носить откровенную одежду или ярко краситься, достаточно быть просто женщиной. Ведь женщины подвергаются насилию не только по причине сексуальной привлекательности, но и из желания мужчин самоутвердиться за их счет таким образом».
КЛ: «Да, я с Вами согласна. Тут Вы правы. Мне теперь надо как-то потихоньку восстанавливаться…»
Так же необходимо убедить клиентку, даже если она не предприняла необходимых мер защиты, в правильности ее действий в ситуации насилия, доказательством чего является то, что она жива.
Пример: КН: «Естественно Вы сделали лучшее из того, что могли, ведь сейчас Вы живы».
Этап может длиться несколько консультаций, в зависимости от состояния и потребностей клиентки.
Этап.
Целью этого этапа является избавление от психологических последствий сексуального насилия. Этот процесс может быть очень длительным и требует решения следующих задач, которые могут быть проработаны в процессе взаимодействия консультанта и клиента:
· Восстановление самооценки,
· Восстановление или пересмотр отношений с окружением,
· Самоопределение,
· Восстановление личностного контроля,
· Психологическая реабилитация посттравматического стрессового синдрома: страх, кошмары во сне и расстройства сна, чувство вины, напряженность и т.п.
Каждая из этих задач требует отдельной длительной проработки. Необходимо помнить, что вся дальнейшая работа с клиентом должна быть направлена на то, что бы помочь ей восстановить утраченное равновесие, поверить в себя и собственные силы.