Консультирование по принятию решений

Наша жизнь, по сути, есть непрерывный процесс выбора и принятия самых разнообразных решений. Это настолько неотвратимо, что мы в большинстве случаев даже не замечаем, как это происходит, т. е. мы часто делаем это бессознательно.

Представьте, что вы идете по улице после дождя, одновременно беседуя с подругой. Вы идете по мокрому асфальту, перешагивая через маленькие лужицы и обходя большие. Беседа увлекательна, и вы не замечаете, что каждый раз вы выбираете лучший путь, вы оцениваете ситуацию и принимаете решение, как обойти очередное мокрое препятствие.

Иногда человек не замечает, как он принимает решение, и в более серьезных ситуациях. Короткая иллюстрация показывает, как это может происходить:

- Скажите, что подтолкнуло вас к решению выйти замуж?

- Да я ничего не решала. Просто он предложил, а у меня уже возраст такой, что не долго и в девках остаться. Вот и вышла.

Итак, решение и выбор вездесущи. И также вездесуща ответственность за принятое решение. Каким бы способом мы ни принимали решение – осознанно, вдумчиво, с помощью консультантов или стремительно, спонтанно, а может быть, бессознательно, - мы и только мы несем ответственность за последствия такого решения, поскольку это наш собственный выбор в данных обстоятельствах из нескольких возможных. А теперь постарайтесь сосредоточиться, чтобы не запутаться в словооборотах. Однако мысль важная: когда человек говорит, что он не будет принимать никакого решения, фактически он принимает решение не принимать никакого решения. И, стало быть, он несет ответственность за принятое им решение.

Принять решение – это значит сделать выбор из нескольких возможностей, из нескольких направлений дальнейшего пути. Причем, выбор есть всегда. Как минимум у человека всегда есть два варианта:

· оставить все как есть или что-то изменить;

· изменить себя (свое поведение, привычки, взгляды, установки и т.п.) или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

· если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть сделать выбор между деструктивным отношением, повергающим в депрессию, гнев, вину, тревожность и т.п., и отношением, в которых даже крайне негативные обстоятельства наполняются особым смыслом (Франкл называл это «смыслом страдания»), который делает жизнь человека наполненной и ценной для него.

Цели и условия консультирования

Во время консультативного сопровождения клиента при принятии им решения целью консультанта является помочь клиенту решиться на что-то, обсуждая с ним многочисленные плюсы и минусы того или иного выбора.

Основная цель консультирования - не только решить существующую проблему, но и показать ему, каким образом он может самостоятельно принимать сложные решения в будущем.

Эффективное консультирование по принятию решений – одно из самых трудных, но и самых необходимых видов консультирования, поскольку все мы постоянно принимаем решения, но не умеем принимать их осознанно и по определенной системе.

К. Роджерс определил следующие условия, необходимые для консультирования:

1.Наличие клиента.

2.Наличие консультанта.

3. Атмосфера уникального взаимодействия.

Клиент

Прежде всего, консультанту необходимо определить, действительно ли клиент в состоянии принять решение и реализовать его. Для этого должно присутствовать несколько условий:

Ÿ Клиент должен быть способен по уровню своего развития или состоянию своего здоровья (в основном психического) участвовать в консультировании. То есть клиент должен быть:

- психически здоров;

- иметь интеллект не ниже среднего уровня, чтобы иметь возможность анализировать и справляться со своей жизненной ситуацией;

- подходить по возрастному критерию – от 10 до 70 (редко 75); до десяти лет не работают на вербальном уровне, а применяют игровые техники.

Ÿ Клиент должен обладать возможностью совершать изменения, поэтому очень важно знать, насколько клиент самостоятелен и в какой степени независим для этого. Именно поэтому так необходимы условия, перечисленные в предыдущем пункте. Кроме того, бесполезно принимать решения по изменению внешних обстоятельств, если это не во власти клиента или он ограничен в волеизъявлении (например, он находится в заключении, несовершеннолетний ребенок не может принимать решение о самостоятельном переезде в другой город и т.п.).

Ÿ Необходимо, чтобы напряжение, вызванное нерешенной проблемой, было болезненнее для клиента, чем напряжение и дискомфорт, которые обычно возникают при необходимости принимать решение, брать на себя ответственность за него и осуществлять реальные изменения.

При отсутствии этих условий консультирование не может быть эффективным.

Ÿ Еще одно условие, которое, как правило, необходимо при консультировании – это добровольность и желание клиента получить помощь психолога.

Правда, К. Роджерс считает, что изначальное нежелание клиента принимать участие в консультационном процессе (например, человека заставили поговорить с консультантом) не всегда заканчивается провалом работы, хотя и не всегда возможно. Однако, если в процессе консультирования консультант грамотно понял, отразил и принял чувства такого клиента, то постепенно клиент может перестать сопротивляться и начать плодотворно работать.

Клиент, прежде чем он осознает наличие у него проблемы и необходимость ее разрешения, проходит целый ряд этапов, о которых консультант должен иметь представление.

Динамический процесс нарастания и разрешения проблемы можно представить в виде следующей схемы:

1.Неосознанное поведение. На этом этапе общий фон данной сферы жизни воспринимается как благополучный. Менять ничего не надо. Но именно в это время появляются первые признаки нарастающей проблемы. Если человек привык внимательно относиться к небольшим, «негромким» сигналам, он заметит это: как правило, восприятие таких сигналов сопровождается ощущением некоторого напряжения в теле и неясным эмоциональным дискомфортом - состоянием напряжения, легкой тревоги и т.п.

2.Осознание.На этом этапе «сигналы» нарастания проблемы накапливаются. Даже если раньше человек ничего не замечал, теперь он отчетливо ощущает дискомфорт и возникает осознание, что существует проблема. Однако пока это лишь констатация факта: «Проблема есть, но я не знаю, действительно ли надо что-то решать. Может быть, это не мне надо решать и что-то менять. Может быть, это не нужно, возможно это лишь случайное стечение обстоятельств, и все пройдет само собой».

3.«Слепой» поиск решения. На данном этапе приходит понимание, что «сама» проблема не «рассасывается», и придется проявлять активность. Однако человек скорее предпринимает попытки избавиться от дискомфорта, чем разрешить возникшую проблему, он убегает, а не идет к цели. Это – этап попыток вернуться к прежнему комфортному состоянию. Поэтому и избавиться от дискомфорта человек старается прежними способами, используя привычные модели поведения. Порой он делает это механически, не особенно задумываясь о соответствии их данной ситуации. Однако старые методы не срабатывают. Все попытки остаются неэффективными. Нарастание дискомфорта и эмоционального напряжения достигает максимального состояния.

4.Поиск информации и поддержки. На этом этапе человек испытывает особенно сильный внутренний дискомфорт. Но именно состояние негативного напряжения и заставляет человека сделать разрешение проблемы приоритетной задачей на данный период жизни. Понимание, что привычные методы не эффективны, заставляют искать новые способы. Но какие? Это пока неизвестно. Кроме того, возникает сильное сопротивление необходимости менять знакомый образ жизни, привычки, модели поведения. Возникает внутренний конфликт между необходимостью внести в свою жизнь изменения и сохранением статус-кво. Человек переживает кризис, он ищет понимания, сочувствия. Одновременно он осознанно и неосознанно ищет и накапливает информацию о возможных способах разрешения проблемы. Именно на данном этапе чаще всего обращаются за помощью к психологу в надежде, что он обладает неким «волшебным» знанием.

5.Накопление и систематизация информации, установление цели. На данном этапе, самостоятельно или с помощью психолога, человек систематизирует весь свой опыт и переключается с того, что его не устраивает на то, что он хочет. Это – переломный момент: на смену переживания тупика, приходит осознание выхода из него: «Теперь я знаю, что именно нужно менять и что именно я хочу получить вместо проблемной ситуации».

6.Планирование. После определения цели происходит поиск способов ее достижения. Человек может рассматривать различные варианты пути, отбрасывая неисполнимые или нежелательные. Он намечает определенные этапы достижения цели, конкретные шаги.

7.Движение к цели. Этот этап можно разделить на три периода:

· Сознательное применение новых моделей поведения, контроль за реакциями, внесение изменений. Человек чувствует неуверенность и дискомфорт: он привык действовать по-другому. Часто он делает ошибки, поступает по-старому, несмотря на решение внести изменения. Еще сильно желание вернуться к привычному. Вот почему разрешение проблемы достигается только в том случае, если дискомфорт от проблемы сильнее, чем дискомфорт, вызванный необходимостью ее разрешения.

· Возрастание чувства уверенности. В этот период человек постепенно осваивает новые модели реагирования, привыкает к изменениям. Все чаще он достигает успеха в применении новых навыков, новых способов реагирования, все больше положительных моментов находит он в изменениях. Чувство комфорта возрастает.

· Сознательное перенесение нового опыта на другие сферы жизни. Часто разрешение проблемы в одной сфере жизни приводит к необходимости внести изменения в другую. Возможно также, что, изучая и пересматривая свою проблему, человек приходит к выводу, что источник проблемы воздействует и в других ситуациях. Тогда, получение желаемых результатов при решении проблемы может стимулировать его расширить свой опыт.

8.Сохранение изменений.На этом этапе человек уже интегрировал изменения и действует уверенно, автоматически. Он расширил свой опыт, лучше узнал себя, т.е. произошел личностный рост. Некоторое время он переживает чувство комфорта.

После периода благополучия, если таковой наступает, происходит новое накопление неразрешенных негативных потенциалов и вновь наступает предкризисное положение. Если проблема не разрешается, то наступает кризис.Если за консультацией обращается человек в остром кризисном состоянии, необходимо применять методику кризисной интервенции.

Практически ни один человек никогда не живет в состоянии абсолютного отсутствия проблем, а значит и необходимости их разрешения, т.е. необходимости производить изменения. Однако, чем более своевременно и конструктивно разрешает свои проблемы человек, чем более он внимателен к признакам, сигнализирующим о наличии проблемы, тем более равномерной будет динамика его жизни.

Консультант

Консультант – это профессиональный психолог, владеющий техниками и методиками, обладающий теоретическими познаниями, имеющий опыт работы, хорошо знающий себя, т.е. осознающий свои реакции, понимающий их происхождение, имеющий опыт конструктивного разрешения своих проблем.

Наши рекомендации