Ошибки и запрещенные приемы консультирования
В процессе психологического консультирования у консультанта часто возникают трудности из-за ошибок, допускаемых им. Описание типичных ошибок консультативного контакта поможет проанализировать собственные консультации и меньше ошибаться в реальных консультациях:
Отсутствие личностного обращения к клиенту
Это создает слишком большую дистанцию, эмоционально «холодный» контакт.
Пример: КН: «Как самочувствие?»,
«Что можно предпринять?»
Более плодотворным будет частое употребление имени человека, если оно известно, и употребление личных форм вопросов.
Пример: КН: «Как вы думаете…»
«Что вы чувствуете…»
«Что вы хотите предпринять…».
2. Использование специальной, не понятной клиенту терминологии
Использование непонятных клиенту терминов без расшифровки и частое использование терминов, которые консультант объясняет клиенту, приводит к разрушению доверительного общения между консультантом и клиентом.
Пример: КН: «Это типичная депривация…»
КЛ: «Когда Вы говорите такие слова, мне кажется, что я полный идиот и что ничего не пониманию…»
Говорить необходимо простым языком, понятным клиенту. Но совершенно упрощать тоже не стоит, это может разрушить доверительные взаимоотношения.
Пример: КН: «Видите ли, это бывает, ну когда люди что-то не поделили, это совсем просто…»
КЛ: «Что это Вы со мною, как с ребенком обращаетесь?»
Уход от профессионального взаимодействия в бытовое.
Во взаимоотношениях с клиентом консультант должен рефлексировать, как профессионал, а не как человеческое лицо. В противном случае консультация, по существу, превращается в «кухонные посиделки».
Пример: КН: «Вот гад! А потом, что?»
«Ну, а Вы?… А он?…Вот беда какая, ну Вы не расстраивайтесь…»
Постоянные апелляции к мнению других людей
Цель консультативного контакта – выявление мнений самого человека и его логики решения проблемы.
Пример: КН: «А теща Ваша, что советует? А жена?»
«Бог терпел, и нам велел!»
Чрезмерно быстрое определение проблемы
Эта ошибка возникает у консультантов, которые слишком уверенны в собственных силах и перенося эту уверенность на клиентов, на их понимание проблемы и собственных чувств. Не следует проявлять торопливость. В начальной стадии консультации клиент должен идти на полшага впереди консультанта, а лишь за тем поменяться местами. Но и тогда консультант воздерживается от навязывания своего темпа продвижения к пониманию проблемы. Он лишь стимулирует клиента.
Пример: КН: «Да, я поняла Вас, можете не продолжать…»
«Попробую Вам объяснить что происходит, что бы мы не тратили лишнее время…»
Беседа о проблеме, а не с человеком
Необходимо дать возможность клиенту почувствовать себя личностью. Когда консультант берет на себя ответственность за клиента, «ведет» его за собой, навязывает свое понимание проблемы и свои способы решения, он лишает клиента возможности ощущения личностной самооценки и лишает его личностного роста.
Пример: КН: «Я думаю, что Ваша проблема заключается в следующем…»
«Я думаю, что мы достаточно поговорили о Ваших чувствах. Теперь я предлагаю поступить Вам следующим образом, это хороший способ наладить отношения!»
Непринятие ценностей клиента
Принятие ценностей не означает их безоговорочного одобрения. Однако консультант должен понимать, что эти ценности играют важную роль в жизни клиента и составляют часть его личностной сущности.
Пример: КЛ: «А, как Вы сами-то относитесь к гомосексуалистам?»
КН: «Сам я предпочитаю традиционный секс, но считаю, что каждый волен выбирать, что ему больше подходит».
Рассуждая с клиентом о конкретных действиях, анализируя их последствия, можно прийти вместе с клиентом к видению того, к чему может приводить та или иная система поступков. Если клиент придет к выводу. Что надо менять систему поступков, можно обратить внимание на то, как будет сочетаться новая система поступков с его ценностями. Клиент сам будет решать, мешает ли ему его система ценностей или нет.
Пример: КЛ: «Да, похоже, придется что-то выбирать. Либо свободная любовь, либо семья и дети. Это тоже, оказывается очень важно для меня».
КН: «Вы думаете, что ваше восприятие семейной жизни, как тюрьмы, о котором Вы говорили раньше, может помешать Вам родить детей именно в браке?»
КЛ: «Надо это обдумать, похоже, и у семейной жизни есть свои преимущества…»
Обсуждение ложной проблемы
Важно помнить, что проблема клиента может состоять не в описываемой ситуации, а в эмоциональном его состоянии.
Пример: КЛ: «Мой сын уже совсем опустился: пьет, крадет вещи из дома. Как мне это прекратить?»
КН: «Вам хотелось бы это прекратить?»
КЛ: «Конечно, я так от этого устала…»
В данном примере истинной проблемой являются чувства, которые испытывает клиентка, а не ситуация, на которую она ссылается. В подобных случаях работать надо, прежде всего, с чувствами, коррекция которых и может понять, как необходимо действовать клиенту.
Взгляд сверху
Взгляд сверху выражается в том, что консультант ведет себя, как «сверхчеловек» – все знающий, все могущий предсказать.
Пример: КН: «Если Вы и дальше будете отказываться от работы, то я предвижу печальные последствия!»
Либо консультант ведет себя так, будто проблема клиента не имеет в действительности серьезного значения.
Пример: КН: «Не расстраивайтесь, не Вы первая. Не Вы и последняя…»
Консультант так же может показывать клиенту, что он – слабая личность, которую надо спасать.
Пример: КН: «Теперь я позабочусь о Вас, раз Вы не в состоянии сделать выбор…»
Чрезмерное отождествление
Может случиться так, что чувства и ситуация клиента оказываются близкими консультанту или не до конца пережиты ими. В таком случае возникает опасность отождествления консультанта с клиентом, либо с третьим лицом описываемой клиентом ситуации. Консультант начинает вести себя в соответствии с этими чувствами. Это мешает объективно взглянуть на проблему, навязыванию собственного опыта решения проблемы. Консультант живет в ситуации клиента, а не консультирует.
Пример: КН: «У меня такая же свекровь, как у Вас. Поэтому я постоянно с нею ссорюсь, таким людям нельзя давать спуску, а то на шею сядут!»
Чрезмерно длительная беседа
Это чрезвычайно утомительно и для клиента, и для консультанта. Консультативный контакт не может продолжаться дольше 1-1,5 часов. Кроме того, в длительном контакте часто происходит либо слишком сильное отождествление с клиентом, либо раздражение.
Иногда из-за недостаточной квалификации или из-за чрезмерной усталости консультант может начать употреблять запрещенные приемы в психологическом консультировании. Применение этих приемов может разрушить психологический контакт с клиентом, и консультативный процесс будет протекать вне психологического пространства. Различают следующие запрещенные приемы консультирования:
· Высказывания-решения
· высказывания, снижающие самооценку собеседника
· высказывания-отрицания.
Высказывания-решения
Снимают ответственность с клиента и перекладывают ее на консультанта. Косвенно они выражают следующее отношение: «Ты слишком туп для того, чтобы разобраться в проблеме, и мне придется сделать это за тебя». Существуют следующие виды высказываний-решений:
· Указания, приказы, наставления. Консультант приказывает клиенту сделать что-либо, дает ему указания. Консультант подавляет волю клиента, лишает его возможности действовать самостоятельно, лишает его возможности выбора.
Пример: КН: «Вы должны обязательно поговорить с мужем…»
· Предупреждения, угрозы, убеждения. Консультант употребляет власть, предупреждая клиента, каковы могут быть последствия его действий.
Пример: КН: «Если Вы, молодой человек, бросите свою девушку в таком положении, то обязательно из-за этого потом пострадаете. Это я Вам как опытный специалист говорю. Лучше решить это дело миром!»
· Морализирование, поучения, наставления. Консультант говорит клиенту, как именно ему следует поступать, навязывает ему свои моральные принципы.
Пример: КН: «Так приличные люди не поступают!»
«Ну и кто Вы будете после этого?»
· Советы, предложения, решения. Консультант говорит клиенту, как решать его проблемы. Подмена решений клиента своими решениями с позиции Я-концепции консультанта.
Пример: КН: «Я могу посоветовать Вам бросить его, раз он Вас бьет. Я сама развелась по похожей причине!»
· Убеждение путем отрицания и спора (не путать с техникой дискуссии), инструктирование. Консультант влияет на клиента с помощью своего авторитетного мнения.
Пример: КН: «Нет, я как опытный специалист, говорю Вам, что Ваш способ не пойдет!»