Ошибки и запрещенные приемы консультирования

В процессе психологического консультирования у консультанта часто возникают трудности из-за ошибок, допускаемых им. Описание типичных ошибок консультативного контакта поможет проанализировать собственные консультации и меньше ошибаться в реальных консультациях:

Отсутствие личностного обращения к клиенту

Это создает слишком большую дистанцию, эмоционально «холодный» контакт.

Пример: КН: «Как самочувствие?»,

«Что можно предпринять?»

Более плодотворным будет частое употребление имени человека, если оно известно, и употребление личных форм вопросов.

Пример: КН: «Как вы думаете…»

«Что вы чувствуете…»

«Что вы хотите предпринять…».

2. Использование специальной, не понятной клиенту терминологии

Использование непонятных клиенту терминов без расшифровки и частое использование терминов, которые консультант объясняет клиенту, приводит к разрушению доверительного общения между консультантом и клиентом.

Пример: КН: «Это типичная депривация…»

КЛ: «Когда Вы говорите такие слова, мне кажется, что я полный идиот и что ничего не пониманию…»

Говорить необходимо простым языком, понятным клиенту. Но совершенно упрощать тоже не стоит, это может разрушить доверительные взаимоотношения.

Пример: КН: «Видите ли, это бывает, ну когда люди что-то не поделили, это совсем просто…»

КЛ: «Что это Вы со мною, как с ребенком обращаетесь?»

Уход от профессионального взаимодействия в бытовое.

Во взаимоотношениях с клиентом консультант должен рефлексировать, как профессионал, а не как человеческое лицо. В противном случае консультация, по существу, превращается в «кухонные посиделки».

Пример: КН: «Вот гад! А потом, что?»

«Ну, а Вы?… А он?…Вот беда какая, ну Вы не расстраивайтесь…»

Постоянные апелляции к мнению других людей

Цель консультативного контакта – выявление мнений самого человека и его логики решения проблемы.

Пример: КН: «А теща Ваша, что советует? А жена?»

«Бог терпел, и нам велел!»

Чрезмерно быстрое определение проблемы

Эта ошибка возникает у консультантов, которые слишком уверенны в собственных силах и перенося эту уверенность на клиентов, на их понимание проблемы и собственных чувств. Не следует проявлять торопливость. В начальной стадии консультации клиент должен идти на полшага впереди консультанта, а лишь за тем поменяться местами. Но и тогда консультант воздерживается от навязывания своего темпа продвижения к пониманию проблемы. Он лишь стимулирует клиента.

Пример: КН: «Да, я поняла Вас, можете не продолжать…»

«Попробую Вам объяснить что происходит, что бы мы не тратили лишнее время…»

Беседа о проблеме, а не с человеком

Необходимо дать возможность клиенту почувствовать себя личностью. Когда консультант берет на себя ответственность за клиента, «ведет» его за собой, навязывает свое понимание проблемы и свои способы решения, он лишает клиента возможности ощущения личностной самооценки и лишает его личностного роста.

Пример: КН: «Я думаю, что Ваша проблема заключается в следующем…»

«Я думаю, что мы достаточно поговорили о Ваших чувствах. Теперь я предлагаю поступить Вам следующим образом, это хороший способ наладить отношения!»

Непринятие ценностей клиента

Принятие ценностей не означает их безоговорочного одобрения. Однако консультант должен понимать, что эти ценности играют важную роль в жизни клиента и составляют часть его личностной сущности.

Пример: КЛ: «А, как Вы сами-то относитесь к гомосексуалистам?»

КН: «Сам я предпочитаю традиционный секс, но считаю, что каждый волен выбирать, что ему больше подходит».

Рассуждая с клиентом о конкретных действиях, анализируя их последствия, можно прийти вместе с клиентом к видению того, к чему может приводить та или иная система поступков. Если клиент придет к выводу. Что надо менять систему поступков, можно обратить внимание на то, как будет сочетаться новая система поступков с его ценностями. Клиент сам будет решать, мешает ли ему его система ценностей или нет.

Пример: КЛ: «Да, похоже, придется что-то выбирать. Либо свободная любовь, либо семья и дети. Это тоже, оказывается очень важно для меня».

КН: «Вы думаете, что ваше восприятие семейной жизни, как тюрьмы, о котором Вы говорили раньше, может помешать Вам родить детей именно в браке?»

КЛ: «Надо это обдумать, похоже, и у семейной жизни есть свои преимущества…»

Обсуждение ложной проблемы

Важно помнить, что проблема клиента может состоять не в описываемой ситуации, а в эмоциональном его состоянии.

Пример: КЛ: «Мой сын уже совсем опустился: пьет, крадет вещи из дома. Как мне это прекратить?»

КН: «Вам хотелось бы это прекратить?»

КЛ: «Конечно, я так от этого устала…»

В данном примере истинной проблемой являются чувства, которые испытывает клиентка, а не ситуация, на которую она ссылается. В подобных случаях работать надо, прежде всего, с чувствами, коррекция которых и может понять, как необходимо действовать клиенту.

Взгляд сверху

Взгляд сверху выражается в том, что консультант ведет себя, как «сверхчеловек» – все знающий, все могущий предсказать.

Пример: КН: «Если Вы и дальше будете отказываться от работы, то я предвижу печальные последствия!»

Либо консультант ведет себя так, будто проблема клиента не имеет в действительности серьезного значения.

Пример: КН: «Не расстраивайтесь, не Вы первая. Не Вы и последняя…»

Консультант так же может показывать клиенту, что он – слабая личность, которую надо спасать.

Пример: КН: «Теперь я позабочусь о Вас, раз Вы не в состоянии сделать выбор…»

Чрезмерное отождествление

Может случиться так, что чувства и ситуация клиента оказываются близкими консультанту или не до конца пережиты ими. В таком случае возникает опасность отождествления консультанта с клиентом, либо с третьим лицом описываемой клиентом ситуации. Консультант начинает вести себя в соответствии с этими чувствами. Это мешает объективно взглянуть на проблему, навязыванию собственного опыта решения проблемы. Консультант живет в ситуации клиента, а не консультирует.

Пример: КН: «У меня такая же свекровь, как у Вас. Поэтому я постоянно с нею ссорюсь, таким людям нельзя давать спуску, а то на шею сядут!»

Чрезмерно длительная беседа

Это чрезвычайно утомительно и для клиента, и для консультанта. Консультативный контакт не может продолжаться дольше 1-1,5 часов. Кроме того, в длительном контакте часто происходит либо слишком сильное отождествление с клиентом, либо раздражение.

Иногда из-за недостаточной квалификации или из-за чрезмерной усталости консультант может начать употреблять запрещенные приемы в психологическом консультировании. Применение этих приемов может разрушить психологический контакт с клиентом, и консультативный процесс будет протекать вне психологического пространства. Различают следующие запрещенные приемы консультирования:

· Высказывания-решения

· высказывания, снижающие самооценку собеседника

· высказывания-отрицания.

Высказывания-решения

Снимают ответственность с клиента и перекладывают ее на консультанта. Косвенно они выражают следующее отношение: «Ты слишком туп для того, чтобы разобраться в проблеме, и мне придется сделать это за тебя». Существуют следующие виды высказываний-решений:

· Указания, приказы, наставления. Консультант приказывает клиенту сделать что-либо, дает ему указания. Консультант подавляет волю клиента, лишает его возможности действовать самостоятельно, лишает его возможности выбора.

Пример: КН: «Вы должны обязательно поговорить с мужем…»

· Предупреждения, угрозы, убеждения. Консультант употребляет власть, предупреждая клиента, каковы могут быть последствия его действий.

Пример: КН: «Если Вы, молодой человек, бросите свою девушку в таком положении, то обязательно из-за этого потом пострадаете. Это я Вам как опытный специалист говорю. Лучше решить это дело миром!»

· Морализирование, поучения, наставления. Консультант говорит клиенту, как именно ему следует поступать, навязывает ему свои моральные принципы.

Пример: КН: «Так приличные люди не поступают!»

«Ну и кто Вы будете после этого?»

· Советы, предложения, решения. Консультант говорит клиенту, как решать его проблемы. Подмена решений клиента своими решениями с позиции Я-концепции консультанта.

Пример: КН: «Я могу посоветовать Вам бросить его, раз он Вас бьет. Я сама развелась по похожей причине!»

· Убеждение путем отрицания и спора (не путать с техникой дискуссии), инструктирование. Консультант влияет на клиента с помощью своего авторитетного мнения.

Пример: КН: «Нет, я как опытный специалист, говорю Вам, что Ваш способ не пойдет!»

Наши рекомендации