Кафедра социальной и клинической психологии
Факультет управления и социальных технологий
Кафедра социальной и клинической психологии
Направление: 030401– клиническая психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальная психология»
Исследование социально-психологического климата в студенческой группе
Выполнила:
студентка 2 курса группы УП-21-14
очной формы обучения
Николаева Анастасия Владимировна
Научный руководитель:
кандидат педагогич.наук, доцент
Петрова Людмила Анатольевна
Оценка: ___________________
«____» _____________ 2015 г.
Чебоксары 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………..1
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в группе.
1.1 Понятие социально-психологического климата…………………....6
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат…...9
1.3 Конфликты в группе…………………………………………………11
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Организация и методы исследования………………………………15
2.2 Результаты исследования……………………………………………17
Заключение………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………22
Приложения……………………………………………………………….23
Введение
Актуальность.
В условиях современного развития социальных и научных технологий постоянно растет интерес к явлению психологического климата различных групп. Актуальность темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в трудовую и учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Система межличностных отношений в студенческой группе зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев,она организационно не оформлена, особенно в начальный период вузовского обучения. Некоторые из них отличает межличностная обособленность, яркая конфронтация одних группировок другим, подавленность, отстраненность отдельных членов группы. Совершенствование психологического климата группы – это задача развития социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Условия, в которых происходит взаимодействие членов любой группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Поэтому данная проблема в настоящее время является актуальной.
Разработанность.
Социально-психологический климат был предметом многих исследователей: К.К. Платонова, А.И. Донцова, В.А. Петровского, А.Л. Свенцицкого, О.И. Зотовой, Я.Л. Коломинского, Л.Г. Почебут, Б.Д. Парыгина, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, М.П. Ночевника, Н.С. Мансурова, В.П. Машеро, Г.А. Моченова, А.А. Русалиновой[6;11;15;18].
Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в группе[11]. Н.Н Обозов одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей[14].
А.А.Радугин рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей[20].
П.И.Козырев включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство группы[12].
Таким образом социально-психологический климат представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым характеризуется любая деятельность группы. Специфика его состоит в динамической характеристике психических состояний всех членов группы[16]. Отношения, сложившиеся в группе, выступая в качестве объективных условий взаимодействия и общения между ними, требует от каждого из них определенного стиля поведения. От социально-психологической атмосферы в группе во многом зависит не только их совместная деятельность, но и собственно отношение каждого члена группы к этой деятельности, эмоциональный настрой, также внешняя мотивация и удовлетворенность работой[8].
Цель исследования: изучить социально-психологический климат в студенческой группе.
Объект исследования:студенческая группа и ее члены.
Предмет исследования: социально-психологический климат.
Гипотеза.
Особенность формирования социально-психологического климата в студенческой группе обусловлена высоким показателем групповой сплоченностимеждуее членами и взаимодействием друг с другом в ходе учебной и трудовой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи :
1. Дать понятие социально-психологического климата в студенческой группе;
2.Выявить факторы и особенности, определяющие социально-психологический климат;
3. Рассмотреть конфликты в группе, выявить причину их появления, рассмотреть методы управления конфликтами и пути их предотвращения;
4.Изучить развитие благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе.
Для проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:
1.Методика«Определение индекса групповой сплоченности»Сишора [25].
2.Методика «Выявление социально-психологической атмосферы в группе»Фидлера[26].
Практическая значимость.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для преподавателей и психологов.
Работа состоит из 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы составляет 27 страниц. Количество литературных источников - 26.
Анализ результатов.
Проведя исследование методикой диагностики индекса групповой сплоченности Сишора, получили следующие результаты, что 17(74%) человека из группы оценивают сплоченность своей группы выше среднего уровня. 2(9%) человека оценивают уровень групповой сплоченности как высокий и 4 (17%) человека оценивают свою группу со средним уровнем индекса групповой сплоченности.(см.табл 1.)
Результаты исследования
Методике Фидлера
« Выявление социально-психологической атмосферы группе»
Таблица 3
Методика Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» | Методика Ф.Фидлера «Уровень благоприятности психологического атмосферы в коллективе |
Индекс групповой сплоченности Высокий-9% Выше среднего-74% Средний-17% Низкий-0% | Благоприятный психологический климат-85% Неблагоприятный психологический климат-15% |
Итак, проведенное исследование показало, что большая часть коллектива оценивает психологический климат в группе, как благоприятный по всемметодикам ярко выражено положительное эмоциональное отношение в группе, что говорит о том, что коллектив активен, полон энергии; преобладает бодрое и жизнерадостное настроение.
Следовательно, исследование подтвердило общее мнение о том, что группа дружная, сплоченная, с благоприятным психологическим климатом.
Заключение
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты формирования и развития психологического климата в студенческой группе, в частности выявляются особенности социально-психологического климата, структуры и факторы, определяющие социально-психологический климат.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению.
Диагностика психологического климата в группе важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики конфликтов.
Таким образом были выявлены факторы и особенности, определяющие социально-психологический климат;
Рассмотрены конфликты в группе, выявлены причины их появления, рассмотрены методы управления конфликтами и пути их предотвращения;
Проанализировано развитие благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе.
Во второй главекурсовой работы проведен эксперимент по изучению социально-психологического климата в студенческой группе. Базой исследования выбран Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. В эксперименте приняли участие 23 студента,среди из 17 девушек и 6 юношей.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера.
2. Методика Сишора« Определение индекса групповой сплоченности»
Исследование показало, в группе наблюдаются высокие показатели по всем методикам.
По результатамметодики Ф.Фидера выявлено, что подавляющее большинство студентов 85%(18 человек)–считают психологическую атмосферу в своей группе как благоприятной, при этом 15% (5 человек) испытуемых посчитали атмосферу в группе неблагоприятной.
По результатам методики определения индекса групповой сплоченности видно, что 17(74%) человека из группы оценивают сплоченность своей группы выше среднего уровня. 2(9%) человека оценивают уровень групповой сплоченности как высокий и 4 (17%) человека оценивают свою группу со средним уровнем индекса групповой сплоченности.
Таким образом, результаты эксперимента говорят о благоприятном социально-психологическом климате в данной группе учащихся, что подтвердило мнение о том, что исследуемая группа – дружная, вследствие большей внутригрупповой сплочённости, и характеризуется общностью интересов ее членов.
Список литературы
1.Андреева Г.М.Социальная психология.Изд.3.М: Наука 2008г.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие — М.: Изд. центр «Академия», 2006.
3.Буртовая Е.В. Конфликтология.Учебноепособие.-М.2002
4.Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб.пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: МПСИ, 2009
5.Гришина Н.В Психология конфликта-СПб.2006.
6.Донцов.А.И. Психология коллектива-М.,ИздательствоМоскоского Университета.2002.
7.Дружинин В.В,Конторов Д.С. Введение в теорию конфликта.,М.2000. 8.Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе/О. Жданов // HR-портал: сообщество профессионалов. – 2007. - №10.
9.Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов-М.,2010.
10.Коллектив.Личность.Общение.,Словарь социально-психологических понятий.Подред.Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова-Л.СПб.2010.
11.Кузьмин Е.С.,Семенов В.Е. Методы социальной психологии.СПБ,2005.
12.Козырев Г.И.Введение в конфликтологию.-М., Москва.2000
13.Морено Я.Л. Социометрия.-М.,2003
14.Обозов Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова. – Самара: БАХРАХ, 2007.
15.Петровский А.В. Абраменкова В.В.Подред.Петровского.А.В.Социальная психология учебное пособие для студентов пед.институтов-М. Просвещение-2007.
16.Платонов К.К. Проблемы управления психологического климата коллектива.-СПб.2010
17.Платонов Ю.П. Основы социальной психологии.-СПб-2004.
18.Почебут Л.Г. Организационная социальная психология/ Л.Г.Почебут,В.А.Чикер. - СПБ: Речь, 2000.
19.Психологический словарь. // под ред.Давыдова В.В и Лурия.А.Р.,М.2009.
20.Радугин А.А. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 2004.
21.Робер М.А.,Тильман Ф. Психология индивида и группы. Пер.с фр./ Предисловие А.В.Толстых.-М: «Прогресс» 2010.
22.Утлик.В.Э.Психологический климат студенческой группы.,М:2010.
23.Хасан Б.И.Психотехника конфликта и конфликтная компетентность-Красноярск.201
24.Щуркова Н.Е. Новое воспитание.М.,2000
25.Психологические условия формирования благоприятного психологического климата.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCathttp://www.dissercat.com
26.Афанасьева Т.А.Социально-психологический климат организации// http://psi/lib.ru/soveti_sbor/spkliorg.htm
Методика Сишора «Определение индекса групповой сплоченности»
1.Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
5. Живу и существую отдельно от нее (1)
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1)
2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
3. Не вижу никакой разницы (3)
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
6. Не знаю, трудно сказать (1)
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве классов (1)
4. Не знаю, трудно сказать (1)
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю. (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
4. Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности
- 15, 1 баллов и выше - высокая;
- 11, 6 - 15 балла - выше средней;
- 7 - 11,5 - средняя;
- 4 - 6,9 - ниже средней;
- 4 и ниже - низкая.
Методика Фидлера «Оценка психологической атмосферы в коллективе»
1 2 3 4 5 6 7 8
Дружелюбие Враждебность
Согласие Несогласие
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Продуктивность Непродуктивность
Теплота Холодность
Сотрудничество Несогласованность
Взаимная поддержка Недоброжелательность
Увлеченность Равнодушие
Занимательность Скука
Успешность Безуспешность
Факультет управления и социальных технологий
Кафедра социальной и клинической психологии