Глава 5 Методы и методические приёмы совершенствования психических особенностей у детей в возрасте 15-17 лет
Практика показывает, что для развития разнообразных способностей учеников преимущество должно отдаваться практическим занятиям.
Учителя должны использовать в своей системе работы уроки-практикумы, практические занятия, построенные на изучении информации по изучаемому вопросу.[21]Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений.
В старшем школьном возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него. Особенно ценным представляется приобретаемый опыт самостоятельной работы в библиотеке, а также выполнение учебных поручений по подготовке и проведению занятий в классе, в том числе материалов, наглядных пособий и т.п.
Еще большие возможности для ускоренного развития способностейдетей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п.
Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. Такие игры необходимо включать в учебно-воспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями школьными предметами, причем с воспитательной точки зрения подростковый возраст представляется для этого наиболее благоприятным периодом жизни.
В возрасте 15-17 лет для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия к общей схемы деятельности. Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием не связанных между собой экономических терминов и законов, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными. Особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.
Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников, отдельные из них могут проявлять гражданскую пассивность, вовлекаться в различные объединения с негативной направленностью.
В связи с особенностями развития мышления отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес старших школьников к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов.
Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, проводить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.
Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. Главное здесь - не борьба со стремлением подростков ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде. Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого учащегося, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития учащихся - их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к педагогам и коллективу товарищей.[22]
В системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их внеурочную творческую деятельность. Вся работа направлена на формирование мотивации успеха у школьников, на развитие их познавательных интересов и способностей.
В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности), методы тренинга (активного социально-психологического воздействия в процессе обучения), методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения). Иногда ряд перечисленных выше методов объединяют в группу с условным названием активные методы обучения, подразумевая предполагаемое ими более активное участие обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия.
Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль. Можно выделить следующие основные пути повышения активности обучаемого (правильнее сказать «учащегося», т. е. активно учащего себя) и эффективности всего учебного процесса:
1) усилить учебную мотивацию учащегося за счет: а) внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов);
2) дать учащемуся новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;
3) обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;
4) интенсифицировать умственную работу учащегося за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой;
5) обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;
6) полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учащихся.
Дискуссионные методы известны с древности и были особенно популярны в средние века (диспут как форма поиска истины). Элементы дискуссии (спора, столкновения позиций, преднамеренного заострения и даже преувеличения противоречий в обсуждаемом содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных формах обучения, включая лекции.
Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности) – это работа, проводимая в группах. Она лучше всего описывается термином «социально-психологическое обучение». В качестве подлежащего усвоению содержания здесь выступают не предметные знания, а знания о себе, других людях и законах групповой динамики. Но гораздо большее значение, чем знания, приобретаемые в ходе групповой работы, имеют эмоциональный опыт, навыки межличностного общения, расширение сознания и, главное, усиление и удовлетворение мотивов личностного роста. И уже вторично новые и более сильные мотивы активизируют познавательные процессы на всех уровнях, в том числе и при добывании предметного знания. Поэтому можно сказать, что данный вид тренинга опирается на второй из семи перечисленных выше приемов активизации познания.
Выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем (научных, производственных, организационных и т.п.), - это учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятелъностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные и др. Они не поддаются строгой классификации, так как выделяются часто по разным основаниям и в значительной степени перекрывают друг друга.
Большая эффективность учебных деловых игр по сравнению с более традиционными формами обучения (например, лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тренинговых методов, здесь возникает возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности. Отсюда название «знаково-контекстное обучение» - для вузовского обучения, где широко используются различные формы комплексного воссоздания условий будущей профессиональной деятельности.
Словесные методы (рассказ, устное повествовательное изложение содержания учебного материала, беседа, дискуссия, лекция) должны сочетаться с наглядными и практическими.
Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Наглядные мет делят на две группы: метод иллюстраций (плакаты, картины, карты, зарисовки на доске) и метод демонстраций (приборы, технические установки, кинофильм, диафильм),
Практические методы основаны на практической деятельности ученика, этими методами формируют практические умения и навыки. Источником знания выступает практическая деятельность учащихся. К практическим методам относят: упражнения, лабораторные и практические работы, эксперимент, наблюдение.
Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.
Необходимо иметь в виду следующие особенности обучающего процесса:
1. для организации уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей;
2. сложный по характеру материал нельзя изучать поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции, рассказа). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием;
3. при выборе методов обучения следует учитывать потенциальные возможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где обучаемые имеют высокий уровень обученности и потенциальные возможности для более основательного изучения предмета, следует активизировать их самостоятельную работу путем заданий повышенной сложности, творческих и проблемных вопросов.
Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков являются упражнения.
Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.
В качестве упражнений эффективно использование методик «Общий шум», «Колесо» и «Аквариум».
При выполнении игрового упражнения «Общий шум» каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ученикам.
При выполнении игрового упражнения «Колесо»школьники разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30 -60 сек. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал: «Колесо поворачивается» члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.
Участники дискуссии«Аквариум» делятся на маленькие группы по 3—4—5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.
Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, и высказывания своего представителя в частности. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой. Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.
Интервьюирование — хороший способ расширить социальные представления школьников о реальной жизни, а также развить у них навыки общения с самыми различными людьми. Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут рассказы их собственных родителей, дедушек и бабушек.
Кейс–метод – метод анализа ситуаций, суть которого в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную правовую ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую–либо практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Опыт работы по данной методике показывает, что применение кейсов эффективно при преподавании в школе права, обществознания, экономики.
Особенно большую роль по развитию речи в старшем школьном возрастеиграет организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.
Заключение
Старший школьный возраст приходится на возраст 15-17 лет. Подросток в этом возрасте находится на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. Старший школьный возраст - это период юности, характеризующийся наступлением физической и психологической зрелости.Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии
Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики.
Характерной чертой нравственного и интеллектуального развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Главным измерением времени в самосознании подростков является будущее, к которому они себя готовит. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений. К периоду старшего подросткового возраста отмечается рост уровня тревожностивызванный преимущественно проблемами интимно-личностного общения.
Задачи развития способностей старшего школьника включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. В первую очередь развитие способностей должно быть связано с подготовкой к профессиональной карьере.
Что касается средств развития способностей, топедагог в своей работе должен использовать преимущественно средства, которые позволяют включать в работу самого ученика, чем больше творческого начала в этой работе, тем эффективнее процесс запоминания и усвоения материала. Средства должны включать элемент самостоятельности и наглядности. Важное место должно отводится умелому и рациональному использованию технических средств обучения (ТСО).
Разрабатывая методологию занятий педагоги должны учитывать, что для развития разнообразных способностей учеников преимущество должно отдаваться практическим занятиям. Занятия в обязательном порядке должны включать опыт самостоятельной работы и поиска информации. Гражданское и моральное воспитание учеников должно реализовываться путем проведения уроков-дискуссий, а учащиеся должны систематически вовлекаться в общественную работу. Учение в старшей школе должно сочетаться с трудом и деловой игрой. Поэтому в последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения и методы тренинга. Словесные методы также должны сочетаться с наглядными и практическими. Целесообразным является проведение на уроке различных упражнений.
В работе были рассмотрены наиболее эффективные для возраста 15-17 лет методы оценки различных способностей. Так для оценки интеллекта рекомендуется использование тестов Стенфорд-Бине и Векслера, методику ИП. Психологический тест «Анаграммы - 2011. Форма Г» предназначен главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. Диагностический тест «Способности школьника» позволит определить доминирующее направление способностей развития ученика. К тестам, которые применяются для определения особенностей характера относятся тест К. Леонгарда - Н. Шмишека, «Тип вашего характера» Юнга, тест «Чертова дюжина» и Сигналетический опросник Гекса (для определения характерологических особенностей).
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1.
2. Возрастная Психология (Психология развития). Электронный учебник. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
3. Волошкина И.А. Фразеосемантическое поле «Характер человека» (на материале французского языка). // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Воронеж. 2009 г.
4. Григорович И.Е. Социально-психологические характеристики современной студенческой группы и особенности формирования профессиональной идентичности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3. 2008.
5. Дольто, Ф. На стороне подростка; Пер. с фр. А. К. Борисовой. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.
7. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2011. —480 о: ил
8. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
9. Крэйг Г. Психология развития— СПб. : Питер Ком. 2000..
10. Левин К. Теория пола в социальных науках. СПб., 2000.
11. Миславский- Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.М.: Педагогика, 1991.
12. Морозов А.В. «Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений»: СОЮЗ; Санкт Петербург; 2008
13. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2009.
14. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
15. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
16. Пугачев А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2013. — №12.
17. Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношений в студенческой группе // Психология обучения: N 1. 2011.
18. Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков: стандартизация и практическая апробация. Пособие для врачей и медицинских психологов, Санкт-Петербург, 2008.
19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981.
20. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. - М: Логос, 2002.
21. Шадриков В.Д. Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей) // Вестник практической психологии образования. 2007. №1.
22. Курлянова Наталья Васильевна. Педагогические средства развития творческого мышления студентов :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:05-13/181
23.
[1]Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С.116.
[2]Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2011. —480 о: ил
[3]Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981. с. 149-152.
[4]Волошкина И.А. Фразеосемантическое поле «Характер человека» (на материале французского языка). // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Воронеж. 2009 г.
[5] Морозов А.В. «Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений»: СОЮЗ; Санкт Петербург; 2008, с.89.
[6]ШадриковВ.Д. Введение в психологию: способности человека. - М: Логос, 2002. - 160 с.
[7]Шадриков В.Д. Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей) // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. – C. 43-49
[8]Левин К. Теория пола в социальных науках. СПб., 2000. С. 51.
[9]Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношений в студенческой группе // Психология обучения: N 1. 2011. С.154
[10]Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1. C. 175
[11]Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
[12]Крэйг Г.Психология развития— СПб. : Питер Ком. 2000.С. 411.
[13]Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
[14]Григорович И.Е. Социально-психологические характеристики современной студенческой группы и особенности формирования профессиональной идентичности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3.2008.
[15]Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. С. 393-394.
[16]Миславский- Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.М.: Педагогика, 1991. с.68.
[17]Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2009. С. 229.
[18]Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.
[19]Дольто, Ф. На стороне подростка; Пер. с фр. А. К. Борисовой. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
[20] Возрастная Психология (Психология развития). Электронный учебник. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
[21]Шевкопляс Е.Н. Методическая разработка «Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной деятельности старших школьников». // Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов, 2012 год
[22]Пугачев А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 506-510.