Глава 1 Психические особенности, их виды и роль в развитии детей старшего школьного возраста
Введение
Тема курсовой работы актуальна по следующим причинам. Юношеский возраст – один из самых сложных и ответственных периодов в жизни человека. В период старшего дошкольного возраста (15-17 лет) происходит становление личности. В этом возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности - учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.
Процесс формирования личности в ранней юности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Знание возрастных особенностей психического развития, особенностей ведущей деятельности учеников старшей школы, очень помогает педагогу ворганизации учебной деятельности, помогает родителям успешно решать задачи по обучению и воспитанию, а также найти общий язык с ребёнком, лучше понять мотивы поведения, чувства и переживания.
К окончанию школы у подростков формируется определенный круг интересов, и они решают проблему выбора профессии. Глобальные политические и социально-экономические преобразования в России, жесткий темп современной жизни требуют от подростков, в скором времени вступающих во взрослую жизнь, умения правильно понимать собственные чувства и желания, а также мотивы и поступки других людей. От этих умений зависит личный и профессиональный успех в современном мире.
Отдельные вопросы, касающиеся проблемам совершенствования психических особенностей детей встречаются в работах следующих ученых: В. А. Барабанщикова, А. А. Борисовой К. Изарда, В. А. Лабунской, Т. Н. Малковой, В. П. Морозова, А. X. Пашиной, П. В. Симонова, Е. Д. Хомской, П. Экмана. Анализ степени научной разработанности темы курсовой работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам возрастной психологии, проблемные вопросы совершенствования психических особенностей старших школьников изучены недостаточно хорошо.
Актуальность темы курсовой работы обусловливают выбор его объекта и предмета, цели и задач.
Цель исследования: изучение методики совершенствования психических особенностей в юношеском возрасте.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить данные современной литературы по изучаемой проблеме;
2. Дать определение и классифицировать психические особенности детей;
3. Проанализировать проявление возрастных особенностей у юношей и девушек в возрасте 15-17 лет;
4. Определить задачи, средства, методы и методологию совершенствования психических способностей детей старшего школьного возраста;
5. Предложить эффективные методы оценки и контроля способностей детей старшего школьного возраста.
Объект исследования –старшие школьники в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования – методика совершенствования психических особенностей детей.
Подростковый период характеризуется неравномерностью темпов развития разных составляющих личности подростка, и это ярко прослеживается на процессе развития интеллектуальных способностей школьников-подростков.
Работа основана на теоретических и методологических положениях отечественной и зарубежной психологии и педагогики.
Заключение
Старший школьный возраст приходится на возраст 15-17 лет. Подросток в этом возрасте находится на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. Старший школьный возраст - это период юности, характеризующийся наступлением физической и психологической зрелости.Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии
Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики.
Характерной чертой нравственного и интеллектуального развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Главным измерением времени в самосознании подростков является будущее, к которому они себя готовит. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений. К периоду старшего подросткового возраста отмечается рост уровня тревожностивызванный преимущественно проблемами интимно-личностного общения.
Задачи развития способностей старшего школьника включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. В первую очередь развитие способностей должно быть связано с подготовкой к профессиональной карьере.
Что касается средств развития способностей, топедагог в своей работе должен использовать преимущественно средства, которые позволяют включать в работу самого ученика, чем больше творческого начала в этой работе, тем эффективнее процесс запоминания и усвоения материала. Средства должны включать элемент самостоятельности и наглядности. Важное место должно отводится умелому и рациональному использованию технических средств обучения (ТСО).
Разрабатывая методологию занятий педагоги должны учитывать, что для развития разнообразных способностей учеников преимущество должно отдаваться практическим занятиям. Занятия в обязательном порядке должны включать опыт самостоятельной работы и поиска информации. Гражданское и моральное воспитание учеников должно реализовываться путем проведения уроков-дискуссий, а учащиеся должны систематически вовлекаться в общественную работу. Учение в старшей школе должно сочетаться с трудом и деловой игрой. Поэтому в последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения и методы тренинга. Словесные методы также должны сочетаться с наглядными и практическими. Целесообразным является проведение на уроке различных упражнений.
В работе были рассмотрены наиболее эффективные для возраста 15-17 лет методы оценки различных способностей. Так для оценки интеллекта рекомендуется использование тестов Стенфорд-Бине и Векслера, методику ИП. Психологический тест «Анаграммы - 2011. Форма Г» предназначен главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. Диагностический тест «Способности школьника» позволит определить доминирующее направление способностей развития ученика. К тестам, которые применяются для определения особенностей характера относятся тест К. Леонгарда - Н. Шмишека, «Тип вашего характера» Юнга, тест «Чертова дюжина» и Сигналетический опросник Гекса (для определения характерологических особенностей).
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1.
2. Возрастная Психология (Психология развития). Электронный учебник. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
3. Волошкина И.А. Фразеосемантическое поле «Характер человека» (на материале французского языка). // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Воронеж. 2009 г.
4. Григорович И.Е. Социально-психологические характеристики современной студенческой группы и особенности формирования профессиональной идентичности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3. 2008.
5. Дольто, Ф. На стороне подростка; Пер. с фр. А. К. Борисовой. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.
7. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2011. —480 о: ил
8. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
9. Крэйг Г. Психология развития— СПб. : Питер Ком. 2000..
10. Левин К. Теория пола в социальных науках. СПб., 2000.
11. Миславский- Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.М.: Педагогика, 1991.
12. Морозов А.В. «Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений»: СОЮЗ; Санкт Петербург; 2008
13. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2009.
14. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
15. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
16. Пугачев А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2013. — №12.
17. Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношений в студенческой группе // Психология обучения: N 1. 2011.
18. Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков: стандартизация и практическая апробация. Пособие для врачей и медицинских психологов, Санкт-Петербург, 2008.
19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981.
20. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. - М: Логос, 2002.
21. Шадриков В.Д. Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей) // Вестник практической психологии образования. 2007. №1.
22. Курлянова Наталья Васильевна. Педагогические средства развития творческого мышления студентов :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:05-13/181
23.
[1]Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С.116.
[2]Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2011. —480 о: ил
[3]Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981. с. 149-152.
[4]Волошкина И.А. Фразеосемантическое поле «Характер человека» (на материале французского языка). // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Воронеж. 2009 г.
[5] Морозов А.В. «Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений»: СОЮЗ; Санкт Петербург; 2008, с.89.
[6]ШадриковВ.Д. Введение в психологию: способности человека. - М: Логос, 2002. - 160 с.
[7]Шадриков В.Д. Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей) // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. – C. 43-49
[8]Левин К. Теория пола в социальных науках. СПб., 2000. С. 51.
[9]Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношений в студенческой группе // Психология обучения: N 1. 2011. С.154
[10]Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1. C. 175
[11]Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
[12]Крэйг Г.Психология развития— СПб. : Питер Ком. 2000.С. 411.
[13]Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
[14]Григорович И.Е. Социально-психологические характеристики современной студенческой группы и особенности формирования профессиональной идентичности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3.2008.
[15]Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. С. 393-394.
[16]Миславский- Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.М.: Педагогика, 1991. с.68.
[17]Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2009. С. 229.
[18]Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.
[19]Дольто, Ф. На стороне подростка; Пер. с фр. А. К. Борисовой. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
[20] Возрастная Психология (Психология развития). Электронный учебник. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
[21]Шевкопляс Е.Н. Методическая разработка «Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной деятельности старших школьников». // Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов, 2012 год
[22]Пугачев А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 506-510.
Введение
Тема курсовой работы актуальна по следующим причинам. Юношеский возраст – один из самых сложных и ответственных периодов в жизни человека. В период старшего дошкольного возраста (15-17 лет) происходит становление личности. В этом возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности - учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.
Процесс формирования личности в ранней юности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Знание возрастных особенностей психического развития, особенностей ведущей деятельности учеников старшей школы, очень помогает педагогу ворганизации учебной деятельности, помогает родителям успешно решать задачи по обучению и воспитанию, а также найти общий язык с ребёнком, лучше понять мотивы поведения, чувства и переживания.
К окончанию школы у подростков формируется определенный круг интересов, и они решают проблему выбора профессии. Глобальные политические и социально-экономические преобразования в России, жесткий темп современной жизни требуют от подростков, в скором времени вступающих во взрослую жизнь, умения правильно понимать собственные чувства и желания, а также мотивы и поступки других людей. От этих умений зависит личный и профессиональный успех в современном мире.
Отдельные вопросы, касающиеся проблемам совершенствования психических особенностей детей встречаются в работах следующих ученых: В. А. Барабанщикова, А. А. Борисовой К. Изарда, В. А. Лабунской, Т. Н. Малковой, В. П. Морозова, А. X. Пашиной, П. В. Симонова, Е. Д. Хомской, П. Экмана. Анализ степени научной разработанности темы курсовой работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам возрастной психологии, проблемные вопросы совершенствования психических особенностей старших школьников изучены недостаточно хорошо.
Актуальность темы курсовой работы обусловливают выбор его объекта и предмета, цели и задач.
Цель исследования: изучение методики совершенствования психических особенностей в юношеском возрасте.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить данные современной литературы по изучаемой проблеме;
2. Дать определение и классифицировать психические особенности детей;
3. Проанализировать проявление возрастных особенностей у юношей и девушек в возрасте 15-17 лет;
4. Определить задачи, средства, методы и методологию совершенствования психических способностей детей старшего школьного возраста;
5. Предложить эффективные методы оценки и контроля способностей детей старшего школьного возраста.
Объект исследования –старшие школьники в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования – методика совершенствования психических особенностей детей.
Подростковый период характеризуется неравномерностью темпов развития разных составляющих личности подростка, и это ярко прослеживается на процессе развития интеллектуальных способностей школьников-подростков.
Работа основана на теоретических и методологических положениях отечественной и зарубежной психологии и педагогики.
Глава 1 Психические особенности, их виды и роль в развитии детей старшего школьного возраста
Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, интеллекте, мотивационно-потребностной сфере и способностях. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности[1].
Уровень психического развития подростка связан с состоянием его интеллекта, характера, чувств, определяющих способность управлять своим поведением, возможность предвидеть и правильно оценивать последствия своих действий и планировать их, правильно определять свои цели и добиваться их[2].
Наиболее часто под психическими особенностями понимают характер, способности и интеллект. Дадим краткую характеристику каждому виду психических особенностей.
Под интеллектом понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, в его понимании имеется много различий.
Американский психолог Дж. Гилфорд разработал концепцию[3], согласно которой интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию (рис. 1). Умственная операция, включенная в интеллектуальное действие, может быть следующей по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание. По продукту интеллектуальная операция может представлять собой единицу, класс, отношение, систему, трансформацию и рассуждение. Наконец, по содержанию соответствующая операция может представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантическая операция), поведение.
Рис. 1. Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду
Понятие «интеллект» иногда сопоставляют с понятием «мышление». В психологии под мышлением понимают познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Обобщенность означает выделение наиболее существенных характеристик предметов и явлений – таких, которые имеют значение для какой-нибудь жизненной потребности человека (человечества), его деятельности. В восприятии отражаются отдельные стороны явлений, моментов действительности, в мышлении человек результаты восприятия соотносит, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает существенные отношения. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия.
Мышление и интеллект входят в структуру разных психических явлений: мышление – в состав психических процессов, а интеллект – в состав психических свойств, а именно общих способностей.
Характер понимается как совокупность психических, интеллектуальных и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Черты характера являются психическими объектами, отражающимися в сознании носителя языка многократно опосредованно, через наблюдение за сложными комплексами движений, действий, поступков, высказываний человека.[4]
Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях. Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Б. М. Теплов предложил черты характера делить на несколько групп.
В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся: принципиальность, целеустремленность, честность, мужество и т. д. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные, качества, например: беспринципность, пассивность, лживость и т. д.
Вторую группу составляют черты характера, в которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, замкнутость; откровенность и противоположная ей - скрытность; чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, заботливость, вежливость или, напротив, грубость.
Третья группа черт характера выражает отношение человека к самому себе. Таковы чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм и эгоизми т. д.
Четвертая группа черт характера выражает отношение человека к труду, своему делу. Сюда входят инициативность, настойчивость, трудолюбие и противоположная ему - лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей - боязнь трудностей; активность, добросовестность, аккуратность и т. д.
По отношению к труду характеры делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость; для второй – пассивность, созерцательность.
Чем ярче и сильнее у человека характер, тем более определенно его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Однако не у всех людей их действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями.
Характер - это личность в своеобразии ее деятельности. В этом его близость со способностями, которые также представляют собой личность, но в ее продуктивности.[5]
Общеизвестно и общепризнанно, что основная трудность в исследованиях способностей связана с определением самого понятия «способность». Указывая на недостаточную определенность понятия «способность», исследователи активно занимались изучением строения специальных способностей: музыкальных, педагогических, технических, математических и т.д. В результате психология обогатилась большим числом содержательных исследований, не раскрывающих, однако, самого понятия «способности».[6]
Крупный вклад в разработку проблемы способностей с точкизрения психологии трудавнес В.Д.Шадриков. В его исследованиях способности рассматривались как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическаяфункция.
Способности можно определить, как свойство или совокупность свойств (качеств) субъекта, проявляющихся в процессе функционирования; допустимо сказать, что это функциональные свойства субъекта, обусловливающие эффективность реализации вещью некоторой функции. Способности проявляются во взаимодействии вещей.[7]
Способности с позиции всеобщего определяют, как свойство функциональной системы, реализующее отдельные психические функции. Психические функции характеризуются свойствами, которые обладают интенсивностью, мерой выраженности. Это позволяет определить способности с позиции единичного (отдельного, индивидуального).
Способности – одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям. Одновременно способности характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции. Способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций.
Для дальнейшего анализа структуры способностей полезно отметить, что любую конкретную деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции. Психические функции реализуют наиболее общие, родовые формы деятельности, которые выступают в качестве исходных при ее анализе.
Итак, понятием «способности» определяют индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.