Самосознание – это образ себя и отношение к себе. Главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.
Для познания себя человек должен развить свои познавательные потребности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя; должен накопиться материал для познания; всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим.
Выработка идеального «Я», и соотнесение в ним целей, поступков, линии жизни и представляют вторую из названных выше важнейший функций самосознания.
Осмысление собственной жизни – активность особого рода, она направлена не просто на осознание ведущих мотивов, а на координацию всей личности в целом.
Способы психологической защиты.
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ века американский психолог У.Джеймс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель – его притязания:
самоуважение = .
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.
Одним из механизмов психологической защиты, по З.Фрейду, является агрессия, возникающая, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к своей цели и переживает фрустрацию.
Переключение – еще один механизм психологической защиты – когда личность замещает деятельность, оказавшуюся блокированной непреодолимым (или кажущимся непреодолимым) барьером, другой, которая оказывается для нее более доступной, перспективной (или таковой представляется).
Рационализация и вытеснение («спрятать голову в песок»), также являются защитными механизмами позволяющими осмыслить поведение человека.
Внимание как общий компонент всех психических процессов.
Определений внимания в современной психологии достаточно много. Важно, что в большинстве определений внимание характеризуется не как самостоятельная функция психической деятельности, а как общий компонент всех психических процессов.
Осознанное протекание любой деятельности, любого психического процесса (ощущения, восприятия, памяти, мышления, волевой или эмоциональной активности) возможно только при наличии внимания.
Обратимся к определению внимания, данному в учебнике общей психологии под редакцией В.В.Богословского: «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на определенном объекте, имеющем для субъекта устойчивую или ситуативную значимость при одновременном отвлечении от всего остального».
А в «Общей психологии» под редакцией А.В.Петровского читаем, что внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Обе характеристики содержат указание на направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Это имеет значение для выявления определяющей черты внимания - его избирательности (селективности).
Человек не может быть невнимательным. Объективно получается, что внимание к чему-либо - это одновременно и невнимание ко всему остальному, неактуальному, постороннему в данный момент.
Таким образом, сущность внимания - в отборе нужной, важной для ориентации в жизни информации.
А.Р.Лурия в книге «Внимание и память» дает следующее определение внимания: «Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием ... принято называть вниманием».