Формирующий – изучает явления непосредственно в процессе активного формирования определенных особенностей.
Следовательно, в эксперименте исследователь сам создает условия для проявления явления, которое его интересует; создание этих условий самим экспериментатором позволяет повторять эксперимент, но при создании условия может быть нарушено естественное протекание психических реакций (особенно – в лабораторных условиях).
Так называемые «вспомогательные методы» дополняют и подкрепляют наблюдения и эксперимент:
- метод беседы – метод сбора фактов о явлении в процессе личного общения по специальной программе. Можно сохранить цель беседы, видоизменять вопросы в зависимости от цели;
- метод анкеты – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Существуют следующие виды анкет – открытые (испытуемый сам формирует ответы) и закрытые (выбор одного из предложенных вариантов ответа);
- метод изучения продуктов деятельности – это метод сбора информации на основе анализа материализованных результатов деятельности (рисование, лепка и т.д.);
- метод тестов – это стандартизированное задание для выявления психических особенностей личности, соответствующих неким средним нормам. Георг Айзенк, Анна Анастази создали тесты по выявлению разных параметров личности. Первые тесты создал Альфред Бине в прошлом веке;
- контент – анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.
Исследование нельзя считать оконченным без обработки полученных материалов (количественной и качественной).
Общее понятие о деятельности. Структура деятельности
Психологическая теория деятельность создана в советской психологии и развивалась более 50 лет. Ее касались в своих исследованиях Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и другие психологи.
Основой теории деятельности стал тезис диалектического материализма о том, что бытие, деятельность человека определяют его сознание. А.Н. Леонтьев в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) наиболее полно изложил теорию деятельности. Начнем со строения деятельности, ее макроструктуры, которая, однако, не исчерпывает всего ее содержания. Деятельность человека имеет иерархическое строение, состоит из слоев или уровней. Сверху вниз структура выглядит так:
1 уровень – уровень особых видов деятельности или уровень особых деятельностей;
2 уровень – уровень действий;
3 уровень – операции;
Уровень – психофизиологические функции.
Действие – основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Результат должен быть сознательным, осознанным.
В основе теории деятельности лежат (с учетом свойств действия) 4 принципа:
1. Сознание – не замкнуто, оно должно быть выведено в деятельность субъекта;
2. Деятельность – активный целенаправленный процесс;
3. Принцип единства сознания и поведения;
4. Действия человека предметны и реализуют социальные цели.
Все эти принципы заключены в понятие «действие».
Рассмотрим деятельность по «связкам». Связка «Цель - действие» означает, что цель задает действие, а действие реализует цель. Всякое крупное действие – это последовательность действий более низкого порядка с переходом на разные этажи иерархии действий, к действиям более высокого порядка. Говоря о действиях, мы говорим о том, что делает человек. Если же говорить о том, как он делает что-то, то есть, как совершает действие, следует обратиться к операциям – следующему после действий уровню в структуре деятельности. Операция – это способ выполнения действия (например, умножение 2-значных чисел можно сделать в уме – это один способ, и письменно – это другой способ). Операции – это как бы техническая сторона выполнения действия. Цель, заданная в определенных условиях, в теории деятельности названа задачей. При решении задачи мы анализируем и действия, и операции. Главное свойство операций – в том, что они или мало, или вообще не осознаются. А действия, в отличие от операции, предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль.
Существуют операции 2-х видов:
1) возникающие на основе адаптации подражания и не осознаваемые;
2) возникающие из действий путем автоматизации на границе сознания могут стать осознанными.
Всякое действие, если оно сложное, состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций; причем, граница между слоями очень трудно установима. Принято считать наиболее точным признаком, различающим действие и операцию, осознаваемость – неосознаваемость.
Самый низкий уровень в структуре деятельности – это психофизиологические функции, которые напоминают нам о том, что человек- это не только субъект общественной деятельности, но и организм с нервной системой, органами чувств, опорно-двигательным аппаратом и т.д. Названный уровень – это уровень физиологического обеспечения психических процессов, он являет собой и предпосылки, средства деятельности, ее органический фундамент.
В целом же, три основные уровня в структуре деятельности – действие, операция, психофизиологические функции – можно назвать операционно-техническими аспектами деятельности.
Вернемся (вслед за Ю.Б. Гиппенрейтер) к цели деятельности и зададимся вопросом, что побуждает человека ставить и добиваться их.
Для этого следует дать понятия потребности и мотива. Потребности - это исходная форма активности живых организмов. Это состояние объективной нужды организма (если иметь в виду органические потребности) в чем-то, что составляет необходимое условие его нормальной жизни. К элементарным биологическим потребностям, кроме потребностей в пище, воде, воздухе, относятся и потребность в контактах с себе подобными (ребенок нуждается в общении со взрослыми) и потребность в познании. Всякая потребность проходит 2 этапа – до первой встречи с предметом, который ее удовлетворяет, и после. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета назван опредмечиванием потребности (в элементарных формах, например, это механизм импринтинга, запечатления). В ходе опредмечивания потребность приобретает следующие черты: 1) очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить эту потребность, и 2) быстрая фиксация потребности на первом предмете, «удовлетворяющим» ее (опыты К. Лоренца: гусенок, однажды пошедший за «двигающейся подушкой», ходил за ней потом всегда, не реагируя на настоящую мать).
В акте опредмечивания рождается предмет потребности – мотив или опредмеченная потребность. А потребность, приобретая другой характер, становится потребностью именно в данном предмете.
С появлением мотива изменяется поведение человека, оно становится направленным на или от предмета. Именно множество действий или «гнездо действий» - это типичный признак мотива как того, ради чего совершается действие.
Совокупность действий, вызванных одним мотивом, называется особым видом деятельности или особенной деятельностью (игровая, учебная, трудовая деятельности). При определении мотива как предмета потребности следует помнить, что он может быть и идеальным (научная задача, художественный замысел). Уровень деятельностей отделен от уровня действий, ведь один мотив может быть удовлетворен набором разных действий или одно действие может побуждаться разными мотивами. Часто действия человека сразу побуждаются несколькими мотивами, т.е. полимотивированы (например, человек может работать и ради материального вознаграждения, и ради признания его заслуг). Не всегда мотивы равнозначны. Из мотивов, стимулирующих одну деятельность, выделяется ведущий мотив и второстепенные мотивы (мотивы-стимулы).
Мотивы могут быть осознаваемыми (это мотив-цель) и неосознаваемыми. Последние же все равно представлены в сознании в эмоциях или в личностных смыслах.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву: если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, и наоборот. Часто эмоции могут стать ключом к разгадке человеческих мотивов, если они не осознаются.
Личностный смысл в неосознаваемых мотивах – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия, события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. В смыслообразовании «работает» только ведущий мотив. Сильный ведущий мотив способен «осветить всю жизнь» (например, любовь).
Смыслообразующих мотивов может быть несколько. Мотивационной сферой человека определяется масштаб личности.
Отношения мотивов проясняются в конфликтах мотивов (например, материальная выгода или интересы дела; самосохранение или честь). Для развития личности важно и развитие мотивов.
Если анализировать теоретически, то, рассматривая деятельность, следует двигаться от потребности к мотиву, затем к цели и действию (д) (П.-М.-Ц.-д.), но в реальной деятельности идет обратный процесс: в ходе деятельности (Д) формируются мотивы и потребности (Д.-М.-П.).
Психологам удалось наметить один из механизмов образования новых мотивов – «сдвиг мотива на цель»: цель, побуждаемая к ее осуществлению каким-либо мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом (например, ученик хорошо учится по определенному предмету потому, что хорошо относится к учительнице. Со временем интерес к предмету усиливается, углубляется, и далее ученик с удовольствием учится уже ради интереса к предмету). При этом условием превращения цели в мотив становится накопление положительных эмоций.