Основные методологические принципы.
Классификация методов исследования.
Основные понятия: методология, психологический факт, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, интрпретационные методы, эксперимент, наблюдение, беседа, тест.
Литература:
Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М., 1999
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2003
Регуш А.А., Наблюдения в экспериментальной психологии. - СПб.,1997
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005
Наука - это прежде всего исследование. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познаётся предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему часных методов, или методик.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Разработанность психологии и педагогики зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются психологические факты.
Что такое психологический факт? Это:
определенные акты поведения ребенка, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики;
Акты совместной деятельности группы, проявление общего настроениия, акты общения между детьми.
общая цель всех методов исследования заключается в точной регистрации психологических фактов для последующего теоретического анализа. Психологические объяснения всегда будут разноуровневыми, многослойными, каждый слой обладает самостоятельной значимостью и не заменим ни одним другим.
Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии и педагогики находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор обекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.
Выделяют 3 уровня методологического анализа (схема 1).
Схема 1
Уровни методологического анализа
Уровень Основны особенности
Общая
Методология Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности
Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений.
В качестве общей методологии исследователи принимают различные философские системы.
Проводится мировоззренческое обобщение полученных результатов
Частная
(специальная)
Методология Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.
Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте
Совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования Связана с практикой исследования.
В практике исследования все методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией.
Любой методический прием (например, тест) всегда рассматривается вместе с решением ряда более принципиальных вопросов исследования
Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов исследования и методик.
На основе общих методологических принципов (таблица 1.) строится любое психологическое исследование. Исходя из методологических принципов и конкретных задач тех или иных особенностей психики ребенка определяются стратегия, общий путь психологического и педагогического исследования.
Таблица 1.
Методологические принципы
Принцип детерминизма
Специфика детерминант психического развития ребенка:
особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности (воспитание — процесс многоплановый и многофакторный: научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации);
степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности);