Уровни методологического анализа.

Лекция 1

Введение в методологию

План:

Уровни методологического анализа.

Основные методологические принципы.

Классификация методов исследования.

Основные понятия: методология, психологический факт, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, интрпретационные методы, эксперимент, наблюдение, беседа, тест.

Литература:

Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003

Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М., 1999

Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2003

Регуш А.А., Наблюдения в экспериментальной психологии. - СПб.,1997

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005

Наука - это прежде всего исследование. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познаётся предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему часных методов, или методик.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Разработанность психологии и педагогики зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются психологические факты.

Что такое психологический факт? Это:

определенные акты поведения ребенка, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики;

Акты совместной деятельности группы, проявление общего настроениия, акты общения между детьми.

общая цель всех методов исследования заключается в точной регистрации психологических фактов для последующего теоретического анализа. Психологические объяснения всегда будут разноуровневыми, многослойными, каждый слой обладает самостоятельной значимостью и не заменим ни одним другим.

Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии и педагогики находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор обекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

Выделяют 3 уровня методологического анализа (схема 1).

Схема 1

Уровни методологического анализа

Уровень Основны особенности

Общая

Методология Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности

Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений.

В качестве общей методологии исследователи принимают различные философские системы.

Проводится мировоззренческое обобщение получен­ных результатов

Частная

(специальная)

Методология Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.

Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте

Совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования Связана с практикой исследования.

В практике исследования все методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией.

Любой методический прием (например, тест) всегда рассматривается вместе с решением ряда более прин­ципиальных вопросов исследования

Таблица 1.

Методологические принципы

Принцип детерминиз­ма

Специфика детерминант психического развития ре­бенка:

особая роль обучения и воспитания в процессе фор­мирования личности (воспитание — процесс много­плановый и многофакторный: научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детермина­ции);

степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности);

Принцип

Принцип

объектив­ности

Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей:

по уровню психического развития;

по содержательной характеристике деятельности;

По обучаемости и т.д.

Принцип

Развития

Изучать психическое явление в системе трех коорди­нат:

актогенеза (развитие процесса в ответ на воздейст­вие конкретного раздражителя);

онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка);

Организационные методы

Комплексный.

Сравнительный («поперечных срезов») - Суть его в сопоставлении различных групп испытуемых. Положительное - Можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Отрицательное - Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей; не вскрываются сам процесс развития, его природа и движущие силы.

Лонгитюдный: длительный; много методик – систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени; может быть выборочным (какой-то психический процесс) или комплексным (психическое развитие ребенка в целом).

Эмпирические методы

Экспериментальные методы,

психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа),

Биографические методы.

Методы обработки данных

количественный анализ, (статистика)

качественный анализ. (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев).

Интерпретационные методы

Дополнительные материалы

Проективные методики

В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (или выражает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проектирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла.

Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик:

Относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

Обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением;

Интерпретативные – методики, в которых необходимо истолковать какие-либо события, изображенные на картинках (предполагается, что каждый толкует их соответственно своему отношению к ним) – методика ТАТ, тест Розенцвейга

Катарсические – реализуются в игровой, специально организованной деятельности (например психодрама).

Аддитивные – реализация предполагает завершение какого-либо рассказа, предложения (считается, что при этом могут быть выражены скрытые мотивы, значимые отношения к событию, факту, волнующему испытуемого).

Лекция 1

Введение в методологию

План:

Уровни методологического анализа.

Наши рекомендации