I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий)

ВБК 88. 372

Тест межличностного поведения Т. Лири. Методическое руководство.— Владимир: ВГПИ.1991. — 16 С.

I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru Руководство содержит подробное описание методики определения преобладаю­щего типа отношений человека к другим людям. В нем приведен опросник, ключи кнему, шифр для интерпретации результатов исследования.

Для практических психологов, преподавателей и студентов пединститутоа

Составители:доцент кафедры психологии ВГПИ В.С.Ивашкин,

ассистент кафедры психологии ВГПИ В.В.Онуфриева. Рецензентзав.кафедрой психологии ВГПИ, кандидат психологических наук Л.М.Клыгин.

Печатается порешению редакционно-издательского совета ВГПИ.

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ

1. Методическое руководство предназначено только для профес­сиональных практических психологов. Использование психоди­агностических методик непрофессионалами не рекомендуется, так как может привести к нежелательным последствиям, поскольку не обеспечивает достоверность выводов и является нарушением этических и правовых норм психодиагностики.

2. Ни один диагностический метод, взятый в отдельности, сам по себе не может служить надежным основанием для категорических выводов. Для исследования каждого психического явления пользователь формирует специальную программу, предусматрива­ющую применение широкого набора необходимых методов: наблюдения, обобщения независимых характеристик, самооценки, беседы, эксперимента и др.

3. Пользователь психолог отвечает за обеспечение высокого профессионального уровня обследования, методическую кор­ректность использования психодиагностических методик и на­учную достоверность формулируемых выводов и рекоменда­ций.

4. При интерпретации результатов обследования психолог, наряду с наиболее вероятными выводами, рассматривает и альтернативные, хотя и менее вероятные гипотезы.

5. Пользователь обеспечивает конфиденциальность психодиагно­стической информации, полученной им в ходе изучения личности, а также на основе личного доверия обследуемого.

6. Пользователь хранит профессиональную тайну: не передает некомпетентным лицам инструктивных материалов, не раск­рывает посторонним секретов психодиагностических методов; (ключи опросников, алгоритмы интерпретации результатов! тестирования, приемы психологической коррекции и др.).

7. Практический психолог несет ответственность за несоблюде­ние правовых и этических норм, регулирующих деятельность психологической службы.




© В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева. 1991г.

I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru Для определения преобладающего типа отношений человека к другим людям, выявления индивидуального стиля интерперсо­нального поведения используется тест Тимоти Лири. [_~По своей внутренней психологической структуре отношение каждого человека к другим людям чрезвычайно сложно, много­гранно и широко вариативно. Тем не менее, при исследовании больших групп людей установлено, что среди огромного разно­образия индивидуальных стилей отношения выделяются и устой­чиво воспроизводятся определенные типы интерперсонального поведения.

Преобладающий тип отношений человека к другим людям формируется и проявляется в процессах реального общения и деятельности. Он существенно отражается на системе личных взаимоотношений в коллективе, его психологическом климате и, в конечном счете, на уровне групповой сплоченности, деловой эффективности и здоровье людей.\

Знание преобладающего типа интерперсонального поведения необходимо для выработки оптимальной стратегии воспитательно­го воздействия, коррекции межличностных отношений в группе, в семье; для создания благоприятного психологического климата и определения профессиональной пригодности к руководящим, педагогическим и другим профессиям, работа по которым требует интенсивного общения с людьми.Знание своего типа интерперсонального поведения самим индивидом может оказаться полезным для самовоспитания. Разумеется, что такие сведения могут сообщаться ему в профессионально корректной, щадящей форме.

В основе теста Т.Лирри лежит косвенная дифференцированная самооценка своих отношений с помощью опросника Лири-Коффа, который расчитан на сравнительную оценку восьми типов отношений. Каждый тип оценивается на основе 16 ответов на вопросы. Таким образом, опросник включает в себя 128 вопро­сов. Они сгруппированы в четыре цикла. В каждом цикле содержится по четыре вопроса, относящихся к каждому из восьми типов отношений.

Непременное условие успешного тестирования с помощью опросника состоит в том, чтобы понимание каждого вопроса испытуемым совпадало или, в крайнем случае, минимально отличалось от того, которое заложено в него автором опросника. Практическая проверка опросника Лири-Коффа позволила обна­ружить некоторые недостатки, обусловленные как неточностью

перевода, так и несовершенством исходных авторских формулиро­вок вопросов. Во-первых, многие вопросы требуют от испытуемого оценить свою способность к чему-либо, например, вопрос № 9 — «Вы способны быть суровым?», № 25 — «Вы способны к сотрудничеству и взаимопомощи?» и т.п. Подобные формули­ровки вопросов оказались неадекватными задаче выявления типа реальных отношений испытуемого, поскольку люди исходят из житейского понимания способности как некоторой потенциальной возможности, тогда как задача тестирования — выявление акту­ально проявляемых особенностей интерперсонального поведения к другим людям.Отвечая на такие вопросы, испытуемые высказы­ваются о своих предполагаемых, гипотетических способностях, а не реальных проявлениях этих способностей во взаимоотношени­ях с другими людьми.

Во-вторых, ряд вопросов состоит из нескольких высказыва-ний.В них основное утверждение дополнено фразами, предназна­ченными для уточнения смысла основного суждения, для исключения неоднозначного его истолкования. Однако многие из таких дополнений недостаточно семантически конгруентны основному утверждению, не синонимичны ему по смыслу. В след­ствие этого некоторые испытуемые воспринимают их в качестве двух самостоятельных вопросов и дают два различных ответа, что нередко приводит их в замешательство и снижает доверие к тесту.

Модифицированный вариант опросника, предложенный Л. Н. Собчик*, лишен указанных недостатков. Однако свертывание вопросов до одного слова (покладистый, деликатный, кроткий) представляется не вполне оправданным, поскольку вне контекста, хотя бы минимального, понимание таких терминов испытуемыми становится чрезмерно неоднозначным, особенно, когда эти термины метафоричны, например, «мягкотелый». Наши испытуе­мые допускали как буквальное понимание этого термина: «У меня мягкое тело», так и различные варианты несинонимиче­ских значений: «бесхарактерный», «беззащитный», «плаксивый» и др. Встречаются в нем и семантически неконгруентные уточнения, например, «холодный, черствый».

Разрабатывая свою модификацию опросника, мы старались по возможности освободить его от указанных выше недостатков при соблюдении максимальной смысловой идентичности новых фомулировок вопросов их исходным авторским вариантам.

* ,Л. Н. Собчик. Диагностика межличностных отношений. Методическое руко­водство.— М., 1990, 47С.

Модифицированный вариант опросника

1. Люди к Вам благосклонны.

2. Производите благоприятное впечатление на окружающих.

3. Умеете распоряжаться, приказывать.

4. Умеете настоять на своем.

5. Обладаете чувством собственного достоинства.

6. В своих суждениях не зависимы от окружающих.

7. Умеете постоять за себя,

8. Иногда проявляете безразличие.

9. Иногда проявляете суровость и непреклонность.

10. По отношению к другим строги, но справедливы.

11. Обычно не скрываете своих мыслей.

12. Резко критикуете недостатки других.

13. При неудачах ищете сочувствия у своих знакомых.

14. Часто печальны без видимой причины.

15. Не доверяете некоторым людям.

16. Часто разочаровываетесь в своих поступках.

17. Критично относитесь к себе, своим привычкам, пережива­ниям и поступкам.

18. Обычно открыто признаете неправоту.

19. Охотно присоединяетесь к мнению большинства.

20. Предпочитаете уступить, чем отстаивать свою точку
зрения.

21. Испытываете неловкость, если не можете отблагодарить за услугу.

22. Невольно подражаете тем, кем восхищаетесь.

23. Уважительно относитесь к тем, с кем общаетесь.

24. Считаете, что заслуживаете одобрения.

25. Способны к сотрудничеству и взаимопомощи.

26. Уживаетесь с другими людьми, уступая их мнению.

27. Доброжелательны и дружелюбны к окружающим.

28. Внимательны и ласковы в семье.

29. Деликатны, никогда не задаете бестактных вопросов
другим людям.

30. Умеете поддержать и ободрить отчаявшегося человека.

31. Не можете не откликнуться на призыв о помощи.

32. Бескорыстно делаете добро без расчета на вознаграждение.

33. Вашими поступками часто восхищаются другие.

34. Окружающие уважают Вас.

35. Умеете руководить людьми.

36. Любите выполнять ответственные поручения.

37. Уверены в себе.

38. Самоуверенны, энергичны и напористы.

39. Деловой и практичный человек.

40. Любите состязаться с соперниками.

41. Где надо, бываете строгим и крутым.

42. В серьезном деле неумолимы и беспристрастны.

43. Вам свойственна раздражительность.

44. Открыто и прямолинейно говорите то, что думаете.

45. Не терпите, чтобы Вами командовали.

46. Открыто проявляете недоверие к людям.

47. На Вас трудно произвести впечатление.

48. Обидчивы, даже по незначительным поводам.

49. Легко смущаетесь.

50. Не уверены в себе, с трудом принимаете решения.

51. Во всем склонны уступать другим людям.

52. Испытываете неловкость, когда Вас хвалят при людях.

53. Даже при незначительных затруднениях прибегаете
к помощи других.

54. Склонны следовать мнению авторитетных людей.

55. Охотно следуете советам других людей.

56. Стремитесь доставлять радость другим людям.

57. Обычно любезны и снисходительны.

58. Дорожите мнением окружающих о себе.

59. Стремитесь быть со всеми в хороших отношениях,
уживчивы с людьми.

60. Постоянно готовы помогать другим.

61. Ваша доброта вселяет уверенность в других.

62. Вы мягкосердечны и покорны.

63. Любите заботиться о других.

64. Готовы бескорыстно делиться с другими всем, что имеете.

65. Склонны давать людям советы.

66. Производите на других впечатление значительности.

67. Вам нравится повелевать другими людьми.

68. Получив власть, стараетесь использовать свои преимуще­ства.

69. Любите похвалиться своими успехами.

70. Вам свойственно надменное самодовольство.

71. Забота о других Вам непривычна.

72. Вы хитрый и расчетливый человек.

73. Нетерпимы к ошибкам других.

74. Стремитесь все делать лишь в свою пользу.

75. Вы откровенный человек.

76. Недружелюбны к большинству своих знакомых.

77. Часто злитесь, даже по незначительным поводам.

78. Привыкли жаловаться всем и на всех.

79. Вы ревнивы.

80. Долго помните обиды.

81. Склонны к самобичеванию.



82. I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru Робки и застенчивы.

83. Не любите проявлять инициативу.

84. Привыкли кратко излагать свои мысли.

85. Зависимы в своих суждениях от мнения большинства.

86. Любите подчиняться.

87. Принятие решений охотно предоставляете другим.

88. Часто попадаете впросак.

89. Легко поддаетесь влиянию друзей.

90. Готовы довериться любому, даже незнакомому человеку.

91. Испытываете расположение ко всем без разбора.

92. Ко всем относитесь с чувством симпатии.

93. Всем и все прощаете.

94. Переполнены чрезмерным сочувствием к людям.

95. Великодушны и терпимы к недостаткам других.

96. Стремитесь опекать других.

97. В каждом деле стремитесь к успеху.

98. Считаете, что все должны восхищаться Вами.

99. Часто распоряжаетесь другими.

100. Деспотично требуете следовать Вашим указаниям.

101. Оцениваете людей только по положению и достатку.

102. Любите славу и стремитесь к ней.

103. Вы—эгоист.

104. Неотзывчивы и недоброжелательны.

105. Любите посмеяться над недостатками других.

106. Вы злой и жестокий человек.

107. Часто сердитесь по малейшим поводам.

108. Ко всему равнодушны.

109. Чрезмерно злопамятны.

110. Часто противоречите другим, даже если знаете, что
неправы.

111. Вы упрямый человек.

112. Недоверчивы и подозрительны.

113. Очень робкий человек.

114. Очень стыдливы.

115. Вам свойственно всегда и во всем подчиняться другим.

116. У Вас мягкий и податливый характер.

117. Всегда согласны с другими и никому не возражаете.

118. Навязчивы в разговоре с другими.

119. Любите, чтобы Вас опекали.

120. Чрезвычайно доверчивы.

121. Стремитесь заслужить расположение каждого.

122. Обычно со всеми соглашаетесь.

123. Всегда дружелюбны.

124. Всех любите.

125. Слишком снисходительны к окружающим.

126. Каждого стараетесь утешить.

127. Часто заботитесь о других в ущерб себе.

128. Портите людей чрезмерной добротой.

Работа с опросником проводится по стандартной процедуре: испытуемому дают опросник, бланк ответов, карандаш и сообщают инструкцию. После усвоения инструкции испытуемый приступает к ответам. Если имеется возможность исключить общение испытуемых, возможно групповое тестирование.

Инструкция испытуемому

«Внимательно прочитайте каждую фразу опросника. Подумай­те, верно ли она характеризует Вашу личность. Если верно, то перечеркните в бланке ответов крестом номер этой фразы. Если неверно, то не делайте никаких пометок. Будьте внимательны и откровенны». Обработка результатов тестирования производится с помощью ключа.

Ключ к опроснику

 
34 35 66 67 98 99 1 Автократически-властвующий
f  
5 6 7 8 37 38 39 40 69 70 71 72 101 102 103 104 11 Эксплуатирующий-соревнующийся
9 10 11 41 42 43 73 74 75 105 106 107 111 Прямолинейно-агрессивный
 
13 14 15 16 45 46 47 48 77 78 79 80 109 110 111 112 IV Скептически-недоверчивый
17 18 19 20 49 50 51 52 81 82 83 84 113 114 115 116 V Скромно-стушевывающийся


 
  I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru


 
22 23 54 55 86 87 118 119 VI Зависимо-послушный
 
 
26 27 58 59 90 91 122 123 V11 Конвенциально-сотрудничающий
 
 
30 31 62 63 94 95 126 127 VIII Ответственно-великодушный
 

Каждый перечеркнутый номер вопроса оценивается одним баллом. Таким образом, возможное количество баллов по каждой шкале — от 0 до 16. Этот отрезок делится на 4 равномерных ступени: I —от 0 до 4 баллов, II—от 4 до 8, III — от 8 до 12, IV—от 12 до 16. Ступени делят пространство типов межличностных отношений индивида по уровням интенсивности их проявления в поведении:

I ступень — еле заметные, единичные проявления;

II ступень — нормальные по силе и частоте проявления;

III ступень — сильные, частые проявления;

IV ступень — чрезмерно сильные и очень частые проявления.
Наряду с количественными различиями имеются также

и качественные особенности отношений на различных ступенях: на I и II ступенях они не выходят за рамки нормы, на III — становятся акцентированными, а на IV — приобретают сходство с патологией и ведут к социальной дезадаптации.

Содержательная психологическая интерпретация количествен­ных показателей производится на основе описательного шифра типов межличностных отношений, приведенного ниже.

1 1

VI. Зависимый-послушный

Неуверенность в себе. Самокритичность. Потребность в по­мощи, доверии и признании. Инертность и неуверенность в принятии решений.

Конформность. Неспособность сформировать собствен­ное мнение. Зависимость от мнений других. Исполнитель­ность и ответственность в работе. Чувствительность к невниманию и грубости окружающих. Потребность в привязанности и доверительных отношениях.

Сильная зависимость от мнения окружающих. Высокая конформность, тревожность. Неустойчивость самооценки.

12—16 Полная зависимость от мнения окружающих. Болезнен­ная мнительность. Сверконформность. Высокая тревож­ность.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru Ответственно-великодушный

Рис. 1. Многомерная шкала типов межличностных отношений

Обработка результатов начинается с размещения полученных числовых показателей на построенной таким образом много­мерной шкале. Если в массиве данных по всем шкалам отсутствуют показатели, превышающие 4 балла, то результаты исследования сомнительны, поскольку испытуемый был недоста­точно откровенным, скрытным, либо не хотел сотрудничать с психологом.

Характеристики, не превышающие 8 баллов свидетельствуют о гармоничных отношениях испытуемого с окружающими, а различия в показателях отражают обычные вариации нормы.

Расстояния между показателями, относящимися к одной и той же биополярной шкале, отражают реальный размах колебаний отношений к другим людям, свойственный данному испытуемому.

Симметрия таких показателей при их высоких абсолютных значениях может свидетельствовать о большой экзальтированнос­ти отношений и непредсказуемости поведения. Выраженная асим­метрия показателей на биполярной шкале при высоком,

Шифр испытуемого

1 4

I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru значении одного из них — признак акцентированное™ соответ-ствуещего типа отношений.

Соединив точки шкал, соответствующие полученным показате­лям, отрезками, можно построить индивидуальный профиль типов отношений испытуемого к другим людям. Соотношение площадей фигур, заключенных между нулевой линией шкалы и боковыми половинами профиля является показателем соотношения векторов доминирования (Si> S2) и доброжелательности (S2>Si).

Типы отношений, показатели которых превышают 14 баллов при низких значениях оппозитных показателей, означают высокую акцентуацию соответствующего им поведения, трудности социальной адаптации, вплоть до дезаптации.

Таким образом, для интерпретации результатов существенное диагностическое значение имеют не только абсолютные значения показателей, сколько отношения между ними.

Опросник позволяет также оценить внутриличностную совмести­мость индивида. Для этого испытуемому дается дополнительная инструкция: «Повторите работу с опросником. Перечеркивайте номера тех утверждений, которые соотствуют Вашему представле­нию об идеальном отношении к людям». Обработка результатов производится сопоставлением показателей, полученных для акту­ального и идеального образа «Я». Умеренное расхождение двух серий ответов — нормально, оно служит условием для развития личности. Значительные расхождения свидетельствуют о заниженной самооценке, затянувшемся внутриличностном или социальном конфликте.

Методическое руководство

Редактор Р. Д. Калягина

Подписано к печати 14.06.91 Формат 60X80 1/16.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 0.93. Уч. изд. л. 1.07.

Тираж 700 экз. Заказ 3267.

ВБК 88. 372

Тест межличностного поведения Т. Лири. Методическое руководство.— Владимир: ВГПИ.1991. — 16 С.

I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru Руководство содержит подробное описание методики определения преобладаю­щего типа отношений человека к другим людям. В нем приведен опросник, ключи кнему, шифр для интерпретации результатов исследования.

Для практических психологов, преподавателей и студентов пединститутоа

Составители:доцент кафедры психологии ВГПИ В.С.Ивашкин,

ассистент кафедры психологии ВГПИ В.В.Онуфриева. Рецензентзав.кафедрой психологии ВГПИ, кандидат психологических наук Л.М.Клыгин.

Печатается порешению редакционно-издательского совета ВГПИ.

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ

1. Методическое руководство предназначено только для профес­сиональных практических психологов. Использование психоди­агностических методик непрофессионалами не рекомендуется, так как может привести к нежелательным последствиям, поскольку не обеспечивает достоверность выводов и является нарушением этических и правовых норм психодиагностики.

2. Ни один диагностический метод, взятый в отдельности, сам по себе не может служить надежным основанием для категорических выводов. Для исследования каждого психического явления пользователь формирует специальную программу, предусматрива­ющую применение широкого набора необходимых методов: наблюдения, обобщения независимых характеристик, самооценки, беседы, эксперимента и др.

3. Пользователь психолог отвечает за обеспечение высокого профессионального уровня обследования, методическую кор­ректность использования психодиагностических методик и на­учную достоверность формулируемых выводов и рекоменда­ций.

4. При интерпретации результатов обследования психолог, наряду с наиболее вероятными выводами, рассматривает и альтернативные, хотя и менее вероятные гипотезы.

5. Пользователь обеспечивает конфиденциальность психодиагно­стической информации, полученной им в ходе изучения личности, а также на основе личного доверия обследуемого.

6. Пользователь хранит профессиональную тайну: не передает некомпетентным лицам инструктивных материалов, не раск­рывает посторонним секретов психодиагностических методов; (ключи опросников, алгоритмы интерпретации результатов! тестирования, приемы психологической коррекции и др.).

7. Практический психолог несет ответственность за несоблюде­ние правовых и этических норм, регулирующих деятельность психологической службы.

© В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева. 1991г.

I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru Для определения преобладающего типа отношений человека к другим людям, выявления индивидуального стиля интерперсо­нального поведения используется тест Тимоти Лири. [_~По своей внутренней психологической структуре отношение каждого человека к другим людям чрезвычайно сложно, много­гранно и широко вариативно. Тем не менее, при исследовании больших групп людей установлено, что среди огромного разно­образия индивидуальных стилей отношения выделяются и устой­чиво воспроизводятся определенные типы интерперсонального поведения.

Преобладающий тип отношений человека к другим людям формируется и проявляется в процессах реального общения и деятельности. Он существенно отражается на системе личных взаимоотношений в коллективе, его психологическом климате и, в конечном счете, на уровне групповой сплоченности, деловой эффективности и здоровье людей.\

Знание преобладающего типа интерперсонального поведения необходимо для выработки оптимальной стратегии воспитательно­го воздействия, коррекции межличностных отношений в группе, в семье; для создания благоприятного психологического климата и определения профессиональной пригодности к руководящим, педагогическим и другим профессиям, работа по которым требует интенсивного общения с людьми.Знание своего типа интерперсонального поведения самим индивидом может оказаться полезным для самовоспитания. Разумеется, что такие сведения могут сообщаться ему в профессионально корректной, щадящей форме.

В основе теста Т.Лирри лежит косвенная дифференцированная самооценка своих отношений с помощью опросника Лири-Коффа, который расчитан на сравнительную оценку восьми типов отношений. Каждый тип оценивается на основе 16 ответов на вопросы. Таким образом, опросник включает в себя 128 вопро­сов. Они сгруппированы в четыре цикла. В каждом цикле содержится по четыре вопроса, относящихся к каждому из восьми типов отношений.

Непременное условие успешного тестирования с помощью опросника состоит в том, чтобы понимание каждого вопроса испытуемым совпадало или, в крайнем случае, минимально отличалось от того, которое заложено в него автором опросника. Практическая проверка опросника Лири-Коффа позволила обна­ружить некоторые недостатки, обусловленные как неточностью

перевода, так и несовершенством исходных авторских формулиро­вок вопросов. Во-первых, многие вопросы требуют от испытуемого оценить свою способность к чему-либо, например, вопрос № 9 — «Вы способны быть суровым?», № 25 — «Вы способны к сотрудничеству и взаимопомощи?» и т.п. Подобные формули­ровки вопросов оказались неадекватными задаче выявления типа реальных отношений испытуемого, поскольку люди исходят из житейского понимания способности как некоторой потенциальной возможности, тогда как задача тестирования — выявление акту­ально проявляемых особенностей интерперсонального поведения к другим людям.Отвечая на такие вопросы, испытуемые высказы­ваются о своих предполагаемых, гипотетических способностях, а не реальных проявлениях этих способностей во взаимоотношени­ях с другими людьми.

Во-вторых, ряд вопросов состоит из нескольких высказыва-ний.В них основное утверждение дополнено фразами, предназна­ченными для уточнения смысла основного суждения, для исключения неоднозначного его истолкования. Однако многие из таких дополнений недостаточно семантически конгруентны основному утверждению, не синонимичны ему по смыслу. В след­ствие этого некоторые испытуемые воспринимают их в качестве двух самостоятельных вопросов и дают два различных ответа, что нередко приводит их в замешательство и снижает доверие к тесту.

Модифицированный вариант опросника, предложенный Л. Н. Собчик*, лишен указанных недостатков. Однако свертывание вопросов до одного слова (покладистый, деликатный, кроткий) представляется не вполне оправданным, поскольку вне контекста, хотя бы минимального, понимание таких терминов испытуемыми становится чрезмерно неоднозначным, особенно, когда эти термины метафоричны, например, «мягкотелый». Наши испытуе­мые допускали как буквальное понимание этого термина: «У меня мягкое тело», так и различные варианты несинонимиче­ских значений: «бесхарактерный», «беззащитный», «плаксивый» и др. Встречаются в нем и семантически неконгруентные уточнения, например, «холодный, черствый».

Разрабатывая свою модификацию опросника, мы старались по возможности освободить его от указанных выше недостатков при соблюдении максимальной смысловой идентичности новых фомулировок вопросов их исходным авторским вариантам.

* ,Л. Н. Собчик. Диагностика межличностных отношений. Методическое руко­водство.— М., 1990, 47С.

Модифицированный вариант опросника

1. Люди к Вам благосклонны.

2. Производите благоприятное впечатление на окружающих.

3. Умеете распоряжаться, приказывать.

4. Умеете настоять на своем.

5. Обладаете чувством собственного достоинства.

6. В своих суждениях не зависимы от окружающих.

7. Умеете постоять за себя,

8. Иногда проявляете безразличие.

9. Иногда проявляете суровость и непреклонность.

10. По отношению к другим строги, но справедливы.

11. Обычно не скрываете своих мыслей.

12. Резко критикуете недостатки других.

13. При неудачах ищете сочувствия у своих знакомых.

14. Часто печальны без видимой причины.

15. Не доверяете некоторым людям.

16. Часто разочаровываетесь в своих поступках.

17. Критично относитесь к себе, своим привычкам, пережива­ниям и поступкам.

18. Обычно открыто признаете неправоту.

19. Охотно присоединяетесь к мнению большинства.

20. Предпочитаете уступить, чем отстаивать свою точку
зрения.

21. Испытываете неловкость, если не можете отблагодарить за услугу.

22. Невольно подражаете тем, кем восхищаетесь.

23. Уважительно относитесь к тем, с кем общаетесь.

24. Считаете, что заслуживаете одобрения.

25. Способны к сотрудничеству и взаимопомощи.

26. Уживаетесь с другими людьми, уступая их мнению.

27. Доброжелательны и дружелюбны к окружающим.

28. Внимательны и ласковы в семье.

29. Деликатны, никогда не задаете бестактных вопросов
другим людям.

30. Умеете поддержать и ободрить отчаявшегося человека.

31. Не можете не откликнуться на призыв о помощи.

32. Бескорыстно делаете добро без расчета на вознаграждение.

33. Вашими поступками часто восхищаются другие.

34. Окружающие уважают Вас.

35. Умеете руководить людьми.

36. Любите выполнять ответственные поручения.

37. Уверены в себе.

38. Самоуверенны, энергичны и напористы.

39. Деловой и практичный человек.

40. Любите состязаться с соперниками.

41. Где надо, бываете строгим и крутым.

42. В серьезном деле неумолимы и беспристрастны.

43. Вам свойственна раздражительность.

44. Открыто и прямолинейно говорите то, что думаете.

45. Не терпите, чтобы Вами командовали.

46. Открыто проявляете недоверие к людям.

47. На Вас трудно произвести впечатление.

48. Обидчивы, даже по незначительным поводам.

49. Легко смущаетесь.

50. Не уверены в себе, с трудом принимаете решения.

51. Во всем склонны уступать другим людям.

52. Испытываете неловкость, когда Вас хвалят при людях.

53. Даже при незначительных затруднениях прибегаете
к помощи других.

54. Склонны следовать мнению авторитетных людей.

55. Охотно следуете советам других людей.

56. Стремитесь доставлять радость другим людям.

57. Обычно любезны и снисходительны.

58. Дорожите мнением окружающих о себе.

59. Стремитесь быть со всеми в хороших отношениях,
уживчивы с людьми.

60. Постоянно готовы помогать другим.

61. Ваша доброта вселяет уверенность в других.

62. Вы мягкосердечны и покорны.

63. Любите заботиться о других.

64. Готовы бескорыстно делиться с другими всем, что имеете.

65. Склонны давать людям советы.

66. Производите на других впечатление значительности.

67. Вам нравится повелевать другими людьми.

68. Получив власть, стараетесь использовать свои преимуще­ства.

69. Любите похвалиться своими успехами.

70. Вам свойственно надменное самодовольство.

71. Забота о других Вам непривычна.

72. Вы хитрый и расчетливый человек.

73. Нетерпимы к ошибкам других.

74. Стремитесь все делать лишь в свою пользу.

75. Вы откровенный человек.

76. Недружелюбны к большинству своих знакомых.

77. Часто злитесь, даже по незначительным поводам.

78. Привыкли жаловаться всем и на всех.

79. Вы ревнивы.

80. Долго помните обиды.

81. Склонны к самобичеванию.



82. I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru Робки и застенчивы.

83. Не любите проявлять инициативу.

84. Привыкли кратко излагать свои мысли.

85. Зависимы в своих суждениях от мнения большинства.

86. Любите подчиняться.

87. Принятие решений охотно предоставляете другим.

88. Часто попадаете впросак.

89. Легко поддаетесь влиянию друзей.

90. Готовы довериться любому, даже незнакомому человеку.

91. Испытываете расположение ко всем без разбора.

92. Ко всем относитесь с чувством симпатии.

93. Всем и все прощаете.

94. Переполнены чрезмерным сочувствием к людям.

95. Великодушны и терпимы к недостаткам других.

96. Стремитесь опекать других.

97. В каждом деле стремитесь к успеху.

98. Считаете, что все должны восхищаться Вами.

99. Часто распоряжаетесь другими.

100. Деспотично требуете следовать Вашим указаниям.

101. Оцениваете людей только по положению и достатку.

102. Любите славу и стремитесь к ней.

103. Вы—эгоист.

104. Неотзывчивы и недоброжелательны.

105. Любите посмеяться над недостатками других.

106. Вы злой и жестокий человек.

107. Часто сердитесь по малейшим поводам.

108. Ко всему равнодушны.

109. Чрезмерно злопамятны.

110. Часто противоречите другим, даже если знаете, что
неправы.

111. Вы упрямый человек.

112. Недоверчивы и подозрительны.

113. Очень робкий человек.

114. Очень стыдливы.

115. Вам свойственно всегда и во всем подчиняться другим.

116. У Вас мягкий и податливый характер.

117. Всегда согласны с другими и никому не возражаете.

118. Навязчивы в разговоре с другими.

119. Любите, чтобы Вас опекали.

120. Чрезвычайно доверчивы.

121. Стремитесь заслужить расположение каждого.

122. Обычно со всеми соглашаетесь.

123. Всегда дружелюбны.

124. Всех любите.

125. Слишком снисходительны к окружающим.

126. Каждого стараетесь утешить.

127. Часто заботитесь о других в ущерб себе.

128. Портите людей чрезмерной добротой.

Работа с опросником проводится по стандартной процедуре: испытуемому дают опросник, бланк ответов, карандаш и сообщают инструкцию. После усвоения инструкции испытуемый приступает к ответам. Если имеется возможность исключить общение испытуемых, возможно групповое тестирование.

Инструкция испытуемому

«Внимательно прочитайте каждую фразу опросника. Подумай­те, верно ли она характеризует Вашу личность. Если верно, то перечеркните в бланке ответов крестом номер этой фразы. Если неверно, то не делайте никаких пометок. Будьте внимательны и откровенны». Обработка результатов тестирования производится с помощью ключа.

Ключ к опроснику

 
34 35 66 67 98 99 1 Автократически-властвующий
f  
5 6 7 8 37 38 39 40 69 70 71 72 101 102 103 104 11 Эксплуатирующий-соревнующийся
9 10 11 41 42 43 73 74 75 105 106 107 111 Прямолинейно-агрессивный
 
13 14 15 16 45 46 47 48 77 78 79 80 109 110 111 112 IV Скептически-недоверчивый
17 18 19 20 49 50 51 52 81 82 83 84 113 114 115 116 V Скромно-стушевывающийся


 
  I. Властный-лидирующий (автократически-властвующий) - student2.ru


 
22 23 54 55 86 87 118 119 VI Зависимо-послушный
 
 
26 27 58 59 90 91 122 123 V11 Конвенциально-сотрудничающий
 
 
30 31 62 63 94 95 126 127 VIII Ответственно-великодушный
 

Каждый перечеркнутый номер вопроса оценивается одним баллом. Таким образом, возможное количество баллов по каждой шкале — от 0 до 16. Этот отрезок делится на 4 равномерных ступени: I —от 0 до 4 баллов, II—от 4 до 8, III — от 8 до 12, IV—от 12 до 16. Ступени делят пространство типов межличностных отношений индивида по уровням интенсивности их проявления в поведении:

I ступень

Наши рекомендации