Самосознание личности как осознание своей субъектности.

Необходимым этапом в становлении рефлексивного сознания, помогающим человеку преодолеть абсолютную поглощенность процессом жизни, течением событий, является его самосознание.

Рефлексия обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание человеком своей самости, собственной субъектности. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Понятие субъектности рассматривается как сложное личностное качество, объединяющее различные уровни проявления активного, интегративного, системного начала в человеке. При этом ее развитие и индивидуальные проявления обусловлены многообразием взаимосвязей психических элементов, относимых к различным подструктурам личности, особенностями взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе онтогенетического развития человека. Субъектность трактуется как отношение к себе как к деятелю, источнику продуктивной активности.

Самосознание имеет уровневое строение.

На уровне организма, когда активность субъекта определена системой «организм - среда», имеет двигательный характер и вызывается потребностями в физическом благополучии организма, формируется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального индивида активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими.

На уровне личности активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т.д. - и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации и рассматриваются как ее условие.

Самосознание как осознание себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться каксамопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие[4].

Самопознание. Его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается:

- во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;

- во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности);

- в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянногоса­моконтроля и саморегуляции человека.

Самоконтроль проявляет­ся в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, илисамооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадениекогнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным. Самооценка - это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в ча­стности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может бытьадекватной (реальной, объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самосознание тесно связано суровнем притязаний человека.Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является Я-концепция.

Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я-концепция форми­руется под воздействием различных внешних влияний, которые ис­пытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют пред­ставление человека о самом себе. Р.Бернс (1986) рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В этих установках выделяются три компонента:

1) образ Я - представление индивида о самом себе;

2) самооценка - аффективная оценка этого представления, ко­торая может обладать различной интенсивностью, поскольку кон­кретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные дейст­вия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.

«Образ Я» является результатом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. В психо­логических исследованиях «образа Я» выделяют несколько авто­номных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути[5].

Во-первых, это степенькогнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.

Во-вторых, это степень выраженности иконкретный состав «образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различать­ся и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних «об­раз Я» в центре сознания, у других - на периферии), и по пред­мету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие - социальным, третьи - духовным.

В-третьих, это степеньвнутренней цельности, последователь­ности «образа Я». Он может отличаться внутренней согласованно­стью либо включать в себя противоречивые представления субъек­та о самом себе. Противоречивость, непоследовательность «образа Я» вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, этостепень устойчивости «образа Я» во време­ни. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебани­ям и изменениям.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» высту­паетсамопринятие и самоуважение личности. Самоуважение со­относимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. Как подтверждено в психологических исследованиях, само­уважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Вопрос № 4. Научные направления и школы психологии.

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем большого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформления иной, чем выделение отраслей психологии.

Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения. Какие-то отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, другие – либо не замечаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление.

Представители определенных теоретических направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.

Научная школа – способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний.

Каждый из представленных в науке гносеологических подходов к пониманию психического, а значит, и к пониманию предмета и содержания психологической науки имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую копилку” психологической науки. Поэтому в психологии, как, впрочем, и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос, какой подход наиболее верный. Все подходы имеют свои достоинства и свои недостатки. Более существенным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход. Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.

В психологии на разных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как душа, сознание, поведение, бессознательное, психика и др.

В первой трети ХХ века появилось несколько крупных психологических научных школ, резко противопоставивших друг другу свои теории, факты и объяснительные принципы. Старая интроспективная концепция, трактовавшая психологию как науку о сознании, состав которого «просвечивается» благодаря самонаблюдению, утрачивает своё влияние. Попытки трансформации её в вюрцбургской школе, изучавшей мышление, не привели к успеху, поскольку оказалось, что процесс мышления детерминируется установкой (задачей), не осознаваемой самим субъектом. Идея поэлементного членения сознания, которую отстаивали В.Вундт и его последователи, была подвергнута резкой критике в гештальтпсихологии, противопоставившей ей научение целостных психических структур («гештальтов»), изоморфных независимым от сознания физических и физиологических структурам. Независимо от своей философской ориентации эти школы способствовали разработке двух важнейших психологических категорий: действия (умственного действия как направленного на проблемную ситуацию - в вюрцбургской школе) и образа (в качестве целостной структуры, а не конгломерата ощущений, - в гештальтпсихологии).

Решающий удар по трактовке психологии как науки об интроспективно данных феноменах сознания был нанесён психоанализом и бихевиоризмом. Первый выдвинул проблему неосознаваемой мотивации поступков, обусловленной сложной структурой личности, второй изменил представления о предмете психологии, в качестве которого выступили объективно наблюдаемые телесные реакции на раздражители среды — внешней и внутренней.

Таким образом, психология сознания, сосредоточившая свои усилия на изучении относительно простых психических процессов (ощущения, восприятие) не могла удовлетворительно объяснить многие явления, которые стали в дальнейшем предметом специального изучения таких направлений, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология (см. рис. 6)

Направление психологии Предмет исследования
Психология сознания Сознание
Бихевиоризм Поведение
Психоанализ (Фрейдизм) Бессознательное
Гештальтпсихология Целостные структуры психики
Гуманистическая психология Личность. Индивидуальность
Когнитивная психология Познавательные процессы
Деятельностный подход Внутренняя деятельность. Психика

Рис.6. Направления психологии и предмет их исследования.

Наши рекомендации