Средства коммуникации. Речь.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. При простом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, и осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер.
Важнейшее условие успешной вербальной коммуникации – понимание смысла того, что говорит другой, в конечном счете – понимания, познания другой личности. Иными словами, как уже отмечалось ранее, участники коммуникации, воздействуя друг на друга, стремятся достичь определенного изменения поведения.
Для эффективной коммуникации говорящему необходимо не упустить ни одного элемента этого процесса. Существую модели для повышения эффективности воздействия. Например, модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу (американский журналист), включает пять элементов:
1) Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор
2) Что? (передается) – Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача) – Канал
4) Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
5) С каким эффектом? – Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Среди характеристик коммуникатора, способствующих повышению эффективности его речи, важно отметить тип его позиции во время коммуникативного процесса: открытая позиция (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения); отстраненная позиция (нейтрально сопоставляет противоположные точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытая позиция (коммуникатор умалчивает о своей точке зрения).
Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Речь пусть и является универсальным средством общения, но приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика) 2) пара- и экстралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, темп речи);
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса;
4) визуальный контакт[17]. Невербальная коммуникация выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинестическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция; лица – мимика; позы – пантомимика). Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинестической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы.
Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков представляет собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – система вокализации, т.е. качества голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, других вкраплений, н-р, покашливания, плача, смеха, и сам темп речи.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает как особая знаковая система и несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.
Визуальный контакт – «контакт глаз» имеет место в визуальном общении как дополнение к вербальной коммуникации, т. е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос (так как каждая из них использует свою собственную, которую можно определить как код) – важно определить, что является кодом в этих системах и как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом.
Все невербальные системы коммуникации усиливают смысловое значение (семантическую значимость) информации, умножают как раз ту часть, которая и влияет на изменения поведения. Но это дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода.
Невербальная коммуникация играют большую вспомогательную
(а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.