Основные характеристики малых групп людей
Основные параметры, с помощью, которых может быть осуществлен социально-психологический анализ группы, могут быть разделены на собственно групповые характеристики и характеристики членов группы, определяющие их положение в группе.
К групповым характеристикам (параметрам) относятся: композиция группы, ее структура и групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы.
Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений (социометрическая структура), структура «власти», структура коммуникаций (колесо, цепь, «игрек», круг, сложный круг).
К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.
К характеристикам членов группы относятся система статусов и ролей, система групповых ожиданий. Положение личности в системе групповых отношений характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.
По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. Если возникает разногласие между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, то он наказывается группой. Поведение, соответствующее образцу – поощряется. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения». В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Если говорить об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества (Бобнева).
Каждый член группы должен принимать групповые нормы (социальные). Если этого не происходит, то группа применяет к такому члену группы санкции. Это система механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.
Структура малой группы
Для понимания малой группы как целого важно, прежде всего, проанализировать структуры малой группы: социометрическую, коммуникативную, а также структуру власти.
Социометрическая структура (структура предпочтений) – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Характеристики структуры предпочтений: социометрические статусы членов группы, взаимность эмоциональных предпочтений членов группы, наличие устойчивых групп межличностного предпочтения и взаимоотношений между ними, система отвержений в группе.
Социометрический статус – величина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу.
Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а так же концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией - важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые «привилегии». С другой стороны, информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы, то есть обладание информацией связано с величиной статуса индивида. При анализе информационных связей часто использую термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованного и децентрализованного типа.
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информации и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут.
Основное отличие децентрализованных сетей от сетей первого типа состоит в «коммуникативном равенстве» всех участников, то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.
Структура социальной власти в малой группе – система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями процесса влияния, однако они имеют различную природу: руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.
Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождает не столько личностные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами в ней сформированными. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы.
Лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно, инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.
В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные позиции и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей.
Руководство – другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.
С одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи, с другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.
В руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта – формально-правовой аспект власти, который может быть назван «администрированием», и психологический аспект власти, который во многом сближает руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Психологические факторы авторитета руководителя: личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал, ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы) и, наиболее существенный фактор – стиль управления, реализуемый руководителем.
Принято выделять две основные модели управления – директивную (единоначалие руководителя) и кооперативную (возможность активного коммуникативного взаимообмена между руководителем и членами группы).
Каждая из моделей управления имеет свои достоинства и недостатки. Преимущество директивной модели в ее структурной простоте и возможностях оперативного управления группой, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане. Недостатки директивной модели – порождение и закрепление отношений между начальником и подчиненным, ограничивающих деловую инициативу членов группы, а также появление опасности постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, препятствующих сотрудничеству всех членов группы в достижении целей общей деятельности и увеличение необходимости контроля за исполнителями. Возникновение неформальных групп общения, автономных от системы власти и построенных на принципах равноправия. В рамках данной модели подчас возникает пассивность подчиненных, и их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Она внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат.
Достоинством кооперативной (демократической) модели является создание разветвленной групповой структуры, не ограничивающей информационные возможности и инициативу членов группы, высокая удовлетворенность групповым равенством, уменьшение числа иерархических ступеней в управлении, рост ответственности и самоконтроля со стороны членов группы. Однако необходимо отметить, что реализация данной модели требует высокой личностной зрелости и руководителя и членов группы. Реализация данной модели сталкивается с рядом трудностей – необходимостью затрачивать много сил, наличие хорошей психологической готовности участников. Также она неэффективно работает в условиях, требующих оперативных решений.
Выделяется пять основных методов влияния руководителя на подчиненных: 1) метод властного принуждения базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе, при наложении дисциплинарных взысканий; 2) метод вознаграждения (поощрения) – положительное подкрепление поведения работника, основанное на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности; 3) метод примера (харизмы) основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных; 4) метод влияния через участие подчиненных в управлении; 5) метод убеждения, основан на логике и аргументации руководителем своей точки зрения.