История развития социально-психологической теории
Становление социальной психологии как науки происходило на трех этапах:
1) период накопления социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. – середина XIX в.);
2) период выделения описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50 – 60-е годы XIX в. – 20-е годы XX в.);
3) период оформления социальной психологии в науку как таковую со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в.).
На первом этапе корни социальной психологии прослеживаются в интересе людей первобытного общества к феноменам массового заражения (психологического заражения, приводящего к воздействию толпы на индивида. Например, обряды и табу, как своего рода нравственный регулятор человеческого общения). В античную эпоху, в философии Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) рассматриваются вопросы влияния общества на поведение человека, взаимодействия индивида в различных группах (например, определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам). В Новое время – Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Кант сосредотачивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим».
Второй этап становления социальной психологии как науки (самостоятельной дисциплины) ознаменован работами французского философа Огюста Конта (1798 – 1857), которого называют «отцом» социальной психологии. В 1854 году в последнем томе «Системы позитивной политики» Конт заявил о намерении создать «систему позитивной политики», имея в виду под этим термином социальную психологию. Он исходил из того, что психика человека развивается только в обществе и человек всегда должен рассматриваться с учетом его социального окружения.
Большое влияние на развитие социальной психологии оказали идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809 – 1882). Он приписывал человеку природную агрессивность на основе сформулированного им принципа естественного отбора, когда в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». В то же время Дарвин подчеркивал свою веру в моральную эволюцию человека, благодаря социальным и культурным факторам.
Под влиянием этих идей в середине XIX века в период бурного развития наук происходит выделение социальной психологии в самостоятельную науку. Она имела в основном междисциплинарный характер, т.к. различные области гуманитарного знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы.
В Германии формируется научная школа, сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов. В работах философа М. Лацаруса (1824 – 1903) и языковеда Х. Штейнталя (1823 – 1899) разрабатываются идеи, что главная сила истории – народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях. Индивидуальное сознание подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» – народу, нации, и задача социальной психологии – изучение психологической сущности духа народа, законов протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе»).
В конце XIX – начале XX вв. ведется активный поиск движущих сил, определяющих социальное поведение. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание и иррациональные моменты, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Мак-Даугалл и Т. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».
Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 год, когда появилась работа психолога У. Мак-Даугалла «Введение в социальную психологию», и книга социолога Э. Росса «Социальная психология», в названии которых впервые присутствовал термин «социальная психология».
На третьем этапе социальная психология в западных странах развивается в рамках следующих подходов:
1) в необихевиоризме (К. Халл, Б. Скинер) исследуются рационалистические аспекты межличностных отношений и процессы научения как основа поведения человека для обоснования основной идеи бихевиоризма – среда (стимул и подкрепление) формирует поведение человека (Н. Миллер, Д. Доллард, Бандура, Дж. Тибо, Г. Келли);
2) когнитивный подход ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина, для объяснения социального поведения исследуются процессы познания, перцепции, аттракции, формирования и изменения аттитюдов (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, Д. Креч, Р. Крачфилд, С. Аш);
3) в психоаналитическом подходе (З. Фрейд) исследуется эмоциональная сторона межличностных отношений, основанных на идентификации и сублимации, т.е. бессознательном процессе, посредством которого сексуальная и агрессивная энергия трансформируется в социально приемлемую активность (Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л. Шутц);
4) интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теория социальной психологии исследует социальные детерминанты человеческого поведения в большей степени, чем в предыдущих подходах, для чего вводится ключевое понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности (Г. Мид; М. Кун, Г. Блумер, Т. Шибутани, Э. Гоффман, Р. Мертон и др.).
Развитие социальной психологии в России имеет свои особенности. Социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Исключением являются работы основоположника отечественной социально-психологической мысли, социолога Н.К. Михайловского (1842 – 1904), далекого от марксистских воззрений. Н.К. Михайловский, стремясь осмыслить психологические особенности народных масс в связи революционным движением в России, разработал теорию «героев и толпы». Он считал, что герой является порождением толпы как «самостоятельного общественного явления», которая «выдавливает» его в определенные моменты истории. Механизмом взаимодействия людей в толпе выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей.
Г.В. Плеханов (1856 – 1918), основатель социал-демократического движения в России, с марксистских позиций дал определение понятию «общественная психология», при этом он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.
После Октябрьской революции, в 20-е годы, в рамках борьбы материалистической и идеалистической психологии, острой дискуссии о предмете, теоретических и методологических основах социальной психологии выходят публикации психологов К.Н. Корнилова, В.А. Артемова, В.В. Беляева, П.П. Блонского, психолога и философа Г.И. Челпанова, зоопсихолога В.А. Вагнера, невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева.).
Г.И. Челпанов предлагает разделение психологии на эмпирическую, независимую от мировоззрения и марксизма и социальную психологию, имеющую в основе марксистскую идеологию. К.Н. Корниловым в психологии была разработана методология реактологии. Он предлагал сохранить единство психологии и социальной психологии, путем распространения реактологии на изучение поведения человека в коллективе. Коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение ее скорости, силы и динамизма коллективных реакций. П.П. Блонский, считая психологию биологической наукой, рассматривал социальность как особую деятельность людей, связанную с другими людьми. В.М. Бехтерев предложил создать особую науку – рефлексологию. Особую ее отрасль, «коллективную рефлексологию», он предложил использовать для решения социльно-психологических проблем, ее предмет – это поведение коллективов, поведение личности в коллективе.
По мнению Л.С. Выготского психология отдельного лица - это и есть «социальная психология», т.к. главный механизм развития психики – усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, принимающих вид высших психических функций. Личность в условиях коллектива должна изучать «коллективная» психология.
Идеи, высказанные исследователями в 20 – 30-е гг. XX века, явились необходимой предпосылкой для того, чтобы впоследствии наиболее точно определился предмет социальной психологии.
В 50 – 60-е гг. XX века в отечественной психологии развернулась новая дискуссия о предмете социальной психологии. К настоящему времени сложилось несколько точек зрения.
Первая, получившая преимущественно распространение среди социологов, понимает социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики».
Вторая точка зрения видит главным предметом исследования социальной психологии личность.
Наконец, третья точка зрения, объединяя две предыдущие, рассматривает социальную психологию как науку, изучающую и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В рамках этого подхода наиболее широкий перечень изучаемых явлений предложен Б.Д. Парыгиным: 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общности и общества; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности[3]. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2) особенности групп; 3) психическую сторону процессов общества[4]. Еще одно мнение в рамках этого подхода принадлежит Г.М. Андреевой: социальная психология исследует психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп[5]. А.Н. Сухов предложил определение социальной психологии как науки, изучающей закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях[6]. Кроме того, он выделяет предмет прикладной социальной психологии, который складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально психологических явлений.