Кафедра социальной психологии
Кафедра социальной психологии
Рег. № ____________________
«____»______________20 ___г.
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по УР НГУЭУ
_________ В.И. Мамонов
«___»____________ 20__ г.
Проректор по ИО и МР НГУЭУ
_______________ С.А. Смирнов
«___»____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
по соответствующим направлениям (специальности)
Учебная дисциплина Методика преподавания психологии
по специальности 030301 «Психология»
Рабочая программа дисциплины разработана
Соколова Елена Викторовна, к.пс.н., доцент
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.
Рабочая программа дисциплины соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ.
Начальник отдела планирования
и организации учебно-методической
работы [Ф.И.О.]
Утверждено на заседании кафедры Социальной психологии и психофизиологии
(протокол от «__» ___ 20__ г. № ___).
Заведующая кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент
Соколова Елена Викторовна
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по специальности 030301.65 «Психология» кафедры Социальной психологии и психофизиологии
Заведующая кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент
Соколова Елена Викторовна
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине.
ОПД.Ф.19 Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
1.2. Направления подготовки (специальности), слушателями которых изучается дисциплина.
Дисциплина изучается студентами специальности 030301.65 «Психология» по очной форме обучения.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель дисциплины «Методика преподавания психологии» – подготовка студентов к работе в качестве преподавателей психологии в высших и средних учебных заведениях.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
– Обучение основам проектирования учебных курсов и занятий, обоснованию выбранных форм, методов и средств обучения;
– Овладение приёмами толерантности субъектов педагогического общения;
– Формирование навыков проведения занятий.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины.
По окончанию изучения дисциплины «Методика преподавания психологии» слушатель должен:
- знать цели и содержание обучения психологии, особенностях подготовки различных форм занятий: лекций, семинаров, практикумов, характер взаимоотношений с учениками на всех этапах усвоения знаний.
- уметь составлять сценарии занятий, использовать различные средства обучения и контроля знаний, взаимодействовать со слушателями в различных учебных ситуациях.
- владеть о методике преподавания психологии как научно-практической дисциплине и её месте в системе педагогических дисциплин, способах активизации мыслительной деятельности учащихся, основных формах, приёмах и средствах обучения.
1.5. Междисциплинарные взаимосвязи.
Дисциплина «Методика преподавания психологии» основана на использовании знаний, умений и навыков, полученных слушателями в процессе изучения дисциплин «Общая психология», «Психология личности», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология личности».
Дисциплина «Методика преподавания психологии» позволяет сформировать базовые знания, умения и навыки для итоговой государственной аттестации и практической деятельности в области преподавания психологии.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||||||
Лекции | Практи-ческие занятия | Самостоя- тельная работа | Форма текущего контроля | Форма промежу-точной аттестации | Лекции | Практические занятия | Самостоя- тельная работа | Форма текущего контроля | Форма промежуточной аттестации | |
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Тема 1. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин. | ||||||||||
Тема 2. Формирование учебной деятельности студентов. | ||||||||||
Тема 3. Преподавание в вузе как развивающее обучение. Характеристика процесса обучения. | ||||||||||
Тема 4. Планирование и организация занятий по целому курсу. | ||||||||||
Тема 5. Цель преподавания психологии в вузе. Методические особенности преподавания теоретической психологии. | ||||||||||
Тема 6. Методические особенности преподавания прикладной психологии | ||||||||||
Тема 7. Методика подготовки и чтения лекции. |
Тема 8. Методика планирования, организации и руководства семинаром. | ||||||||||
Тема 9. Организация лабораторных занятий при обучении психологии. | ||||||||||
Тема 10. Организация самостоятельной работы студентов. | ||||||||||
Тема 11. Контроль как учебное действие. Контроль и коррекция учебной деятельности студентом. | ||||||||||
Тема 12. Организация педагогического контроля в процессе обучения. | ||||||||||
Тема 13. Активные методы обучения. | ||||||||||
Тема 14. Методика организации учебной дискуссии. | ||||||||||
Тема 15. Применение технологии критического мышления при обучении психологии. | ||||||||||
Тема 16. Специфика преподавания психологии в средних учебных заведениях. | ||||||||||
Тема 17. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебном взаимодействии со студентами. | ||||||||||
Итого по дисциплине: |
Содержание отдельных разделов и тем.
Тема 1. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин
Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности будущих преподавателей психологии.
Тема 2. Формирование учебной деятельности студентов
Цель преподавания психологии – научить студента правильно учиться психологии, то есть сформировать его учебную деятельность. Цели психологии в области профессиональных умений будущих преподавателей (умение решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической деятельности): а) диагностика готовности к обучению, уровня осознанности и освоенности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности; б) анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету; в) диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик; г) анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления; анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений.
Цели обучения психологии в области развития личности студентов:
а) развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;
б) развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;
в) развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта;
г) развитие коммуникативных способностей.
Тема 4. Планирование и организация занятий по целому курсу
Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии. Выделение задач логико-теоретического и исторического анализа содержания учебного курса; нормативного деятельностного анализа предметного содержания. Конструирование единиц усвоения и связей между единицами в процессе решения учебных задач.
Подготовка к организации процесса усвоения знаний: использование многообразия типов учебных задач (таксономия задач), многообразия форм контроля, коррекции, взаимоконтроля, форм поощрения студентов и учащихся; организация системы форм сотрудничества преподавателя с учащимися и учащихся друг с другом в процессе решения учебных задач; выбор форм сотрудничества, адекватных уровню усвоения; сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; управление межличностными отношениями.
Планирование и организация занятий по целому курсу. Выделение задач и организация содержания для аудиторной и самостоятельной работы. Распределение учебного времени для решения задач объяснения, освоения и контроля.
Планы практических (семинарских) занятий
Семинары
1. Методика планирования и проведения урока психологии в традиционной форме.
2 Методика игровых форм уроков психологии в младших с средних классах.
3. Применение игровых форм уроков в старших классах.
4. Обучение работе с литературными источниками психологических знаний. Составление опорного конспекта.
5. Способы создания мотивации учебной деятельности.
6. Методика групповой работы.
7. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках психологии.
8. Методика подготовки и организации лабораторного занятия.
9. Разработка проекта семинарского занятия.
10. Методические приемы и средства обучения, используемые при чтении лекции.
11. Методические приемы организации проектной деятельности.
12. Методы контроля знаний и их применение в учебном процессе.
13. Методика проведения занятия с применением технологии критического мышления.
14. Составление программы учебного курса психологии.
15. Использование элементов театрализации на занятиях по психологии.
16. Планирование самостоятельной работы студентов.
17. Проектирование учебных задач разного уровня сложности.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студента предполагает изучение основной и дополнительной литературы, подготовку к семинарам, разработку проектов занятий, проведение занятий по разработанным сценариям.
РАЗДЕЛ 3. Система оценки качества
освоения студентами дисциплины
3.1. Оценка качества освоения студентами дисциплины включает:
– текущий контроль успеваемости;
– промежуточную аттестацию;
3.1.1. Текущий контроль.
В течение семестра студенты готовятся к практическим занятиям по предложенным темам, разрабатывают сценарии, проводят по ним занятия и принимают участие в их обсуждении. Результаты практических работ являются основанием для допуска к курсовому зачёту. Выполнение всех практических работ является обязательным для студентов. Студенты, не выполнившие в полном объёме все работы, не допускаются к зачёту как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.
3.1.2. Промежуточный контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт. Отметка о зачёте является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачётной книжки). В рамках данной дисциплины проводятся практические занятия, целью которых является обучение студентов составлению сценариев занятий по психологии с использованием различных технологий, форм, приёмов и методов обучения студентов и школьников.
3.2. Список вопросов для подготовки к зачету.
Теоретическая часть
1. Специфика задач высшего образования в современных условиях.
2. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин.
3. Характеристика предмета и цели курса «Методика преподавания психологии».
4. Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов.
5. Цели обучения психологии в области развития личности студентов.
6. Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом.
7. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой дисциплине.
8. Характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов.
9. Содержание курса психологии в вузе.
10. Реализация дидактических принципов научности, доступности, систематичности, последовательности и полноты в преподавании психологии.
11. Характеристика учебного процесса с точки зрения теории усвоения.
12. Теория усвоения знаний как основа определения системы методов обучения и выбора последовательности методов.
13. Планирование и организация занятий по целому курсу.
14. Особенности организации лекций.
15. Особенности организации семинаров.
16. Организация практических занятий.
17. Формы самостоятельной работы студентов.
18. Организация экзаменов и зачётов.
19. Формирование лекционного мастерства.
20. Анализ типового лекционного занятия.
21. Способы реализации внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий участников обучения.
22. Типы учебных задач.
23. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств.
24. Задания по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач.
25. Формирование обобщённых способов учебной деятельности.
26. Саморегуляция учебной деятельности студентом.
27. Организация контроля в процессе обучения психологии.
28. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности.
29. Выбор и реализация методов и средств контроля.
30. Приёмы формирования действий взаимо- и самоконтроля.
31. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами.
32. Способы и средства коммуникации в процессе обучения.
33. Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии.
34. Подготовка к организации процесса усвоения знаний.
35. Педагогические технологии.
36. Средства обучения.
37. Способы создания мотивации учебной деятельности.
38. Организация групповой работы.
39. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения.
40. Методы работы с текстом.
41. Использование тестов в процессе обучения.
42. Требования к тестам. Виды тестов.
43. Создание контролирующих материалов.
44. Стили педагогического общения в процессе обучения.
45. Анализ результатов педагогической деятельности.
46. Система форм совместной деятельности педагогов и студентов.
47. Диагностика готовности к обучению.
48. Диагностика уровня развития познавательной деятельности.
49. Анализ конфликтных ситуаций в процессе обучения и способов их предупреждения и преодоления.
50. Анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений в процессе обучения.
Практическая часть
РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основное (обязательное) обеспечение
4.1.1. Библиографический список:
а) учебники:
1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. А. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - М. : Академия, 2008 .- 319 с.
2. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии : учеб. пособие / В. Н. Карандашев .- СПб. : Питер, 2008 .- 249 с.(УМО)
3. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / В. Я. Ляудис .- 5-е изд .- СПб. : Питер, 2007 .- 192 с. (УМО)
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / С. Л. Рубинштейн .- СПб. [и др.] : Питер, 2008 .- 712 с.
5. Хасанова, Г. Б. Антропология : учеб. пособие для вузов / Г. Б. Хасанова .- 2-е изд., стер .- М. : КноРус, 2007 .- 229 с. (УМО)
Дополнительное обеспечение
4.2.1. Библиографический список:
а) учебники:
1. Основы социально-психологических исследований : учеб. для вузов и курсов системы доп. образования / [А. Я. Анцупов и др.] ; под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева .- М. : Гардарики, 2007 .- 335 с.
б) учебные пособия:
1. Антропология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов / авт.-сост.: Л. Б. Рыбалов, Т. Е. Россолимо, И. А. Москвина-Тарханова .- 4-е изд., стер .- М.; Воронеж : Моск. психол.-социал. ин-т, 2004 .- 445 с.
2. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / Б. Ц. Бадмаев .- М. : ВЛАДОС, 2001 .- 303 с.
3. Буравцова, Н. В. Технология проведения психологического тренинга : учеб.-метод. пособие / Н. В. Буравцова ; НГУЭУ .- Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2008 .- 195 с.
4. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения : теория, методы, диагностика, коррекция : учеб. пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус .- М. : Академия, 2001 .- 286 с.
5. Психодиагностика персонала : методики и тесты [учеб. пособие : в 2 т.. Т.1. / ред.-сост. Райгородский Д. Я.] .- [Самара] : БАХРАХ-М, 2007 .- 435 с.
6. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум .- СПб. : Питер, 2008 .- 432 с.
7. Хомутов, А. Е. Антропология : учеб. пособие / А. Е. Хомутов, С. Н. Кульба .- 4-е изд., доп. и перераб .- Ростов н/Д : Феникс, 2006 .- 379 с.
в) научная литература:
1. Аверченко, Л. К. Психология и педагогика : учебно -метод. комплекс для всех специальностей / Л. К. Аверченко. - Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2006 .- 117 с.
2. Вассерман, Л. И. Медицинская психодиагностика : теория, практика и обучение / Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова. - М. ; СПб. : Академия, 2004 .- 733 с.
3. Методологические и теоретические проблемы психологии / [отв. ред. Е. В. Шорохова] ; АН СССР, Ин-т философии .- М. : Наука, 1969 .- 375 с.
4. Миллер, С. Психология развития: методы исследования : [пер. с англ.] / С. Миллер .- 2-е междунар. изд .- СПб. [и др.] : Питер, 2002 .- 463 с.
5. Практическая психодиагностика : методики и тесты / [ред.-сост. Д. Я. Райгородский] .- [Самара] : БАХРАХ-М, 2006 .- 668 с.
6. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых .- СПб. [и др.] : Питер, 2008 .- 255 с.
Кафедра социальной психологии
Рег. № ____________________
«____»______________20 ___г.
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по УР НГУЭУ
_________ В.И. Мамонов
«___»____________ 20__ г.
Проректор по ИО и МР НГУЭУ
_______________ С.А. Смирнов
«___»____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
по соответствующим направлениям (специальности)
Учебная дисциплина Методика преподавания психологии
по специальности 030301 «Психология»
Рабочая программа дисциплины разработана
Соколова Елена Викторовна, к.пс.н., доцент
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.
Рабочая программа дисциплины соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ.
Начальник отдела планирования
и организации учебно-методической
работы [Ф.И.О.]
Утверждено на заседании кафедры Социальной психологии и психофизиологии
(протокол от «__» ___ 20__ г. № ___).
Заведующая кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент
Соколова Елена Викторовна
СОГЛАСОВАНО: