Природа и основные виды мышления.
Многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации. Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, Что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Следует отметить, что речь является орудием мышления. Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов. Например, человек хочет изложить свою мысль в развернутой речевой форме. Для этого он должен иметь соответствующий мотив высказывания, например, необходимость решить какую-либо проблему. Но формирование мотива — движущей силы процесса — является лишь первым, основным этапом. На втором этапе возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании. Этот этап подготовки высказывания мысли, как считал Л. С. Выготский, имеет особое значение. На нем происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания. Под генеративной схемой речевого высказывания подразумевается механизм, называемый в психологии внутренней речью. Генерирующая роль внутренней речи, приводящей к оживлению ранее усвоенных грамматических структур развернутой речи, обеспечивает последний этап появления развернутого внешнеречевого выражения мысли. Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
47. характеристика основных видов ощющения. Зрительные ощ,
разд., яв., электро магнитные волны, волны определенной длины вызывают у человека определенного цвета. Все что видит человек имеет цвет.,цвета разделяют на 2 типа на ахроматические( белый, черный, серый) хроматические(синий, красный, зеленый). Светлота зависит от коэфициэнта предмета, тоесть от того какую часть падающего света он отражает, чем больше коэффициент отражения тем светлее цвет, Цветовой тон зависит какие именно длины волн, преоблд, в цвет., потоке отражаемо данным предметам, насыщенность – степень выраженности цветового тона тоесть степени отличии цвета от серого одинакового его по светлоте, насыщенность цвета зависит от того, на сколько преобладают в цветовом потоке те длины волн которые определяют его цвет. Челов., глаз обладает неодинаковой чувствительности волн различной длины, в результате цвета спектра при объективном равенстве, самым светлым кажется желтый цвет, а наибол., синий т. К. чувст., глаза к волнам этой длины в 40 раз ниже чем г желтому. Чусв., глаза очень велика, остротой зрения принято различать удаленные предметы, чем мельче объекты тем выше острота их зрения .Эту величину можно назвать пространственным порогом зрения ,т.к остр зрен харак-ся мин промеж между 2-мя точ ,котор с дан растоян восприним отдел друг от друг,а не слив в одну в глаз одноврем попод волны различн длины при котор они смеш в результ чего челов видит один определ цвет Раб Ньютона и Гельмгольца были установл законы смешания цветов для каждого храматич цвета можно подобрать другой хроматич цвет котор при смеш с первым дает ахроматич цвет т.е белый или серый, смешание 2-ух не храмотич цветов получ 3 промуж мужду 2-мя первыми.Все цветовые тоны можно получ путем смешания трех соответственно выбранных храмотич цветов Теория Ломоносова и Юнга и через 50лет ,а еще через 50 Гельмгольца.предполога-ся у глаза 3х физиолог аппарата (кросноощущающего ,зеленоощущающего ,фиолетово ощущающего)илизолированое.Как правило свет одновременно действует на все 3 аппарата при этом возбужд данных физиологич аппоратов в различ интенсив пропорциях по отношен к друг другу дают извест храмотич цвета.невозм отлич оттенки красного и зеленого названа болезнью анг химика Дальтона .Возможность видеть опред налич у глаза щичатки представл собой разветвл зрител нерва входящего с зади в глазное яблоко в сечатке имеются аппарат 2-ух типов колбочки,палочки)-кольцевыми аппарат нервных волокон зрит нерва колбы заполн централямку сечатки (место куда поподает изображ)к краям сечатки колич колбачек меньше ,а палочекбольше ,а в середини подчти отсутствует .Колбочки менее раздрож они дейст при достаточн сильном цвете(аппарат дневн зрения)благод колбочк мы определ цвета).Осязание-это процесс сочит кожных и двигат ощ .благод осязанию человек опред предм по тверд и мягкости ,все виду ощ взаимосв благод этому взаимод человек может получ полную информ от окруж мира.
53. Особенности восприятия предмета.
Взаимотношение целого и части в восприятии. Каждый предмет является сложным целым и обладает многими св-ми. Обе стороны воспр теснейшим образом связаны между собой: воспр целого обусловлено воспр его частей и св-в.
известно, как меняется восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно. Нап., при быстром взгляде на слово, сходное с другими словами, мы порой говорим не то слово катоое на самом деле. Важность роли воспр части в воспр целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспр все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспр, или воспр неясно, или не может быть воспр-то в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет.Это происходит потому, что каждый предмет имеет хар-ные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в воспр сущес-ных не мешает узнать то, что мы воспр-ем. Данное положение верно не только по отношению к рисункам, но и по отношению к другим явл. Какое влияние, оказывает воспр целого на воспр его отдельных частей и на выделение различных сторон предмета? воспр-мая целое, мы не замечаем иногда отсутствия в нем некоторых его частей или, наоборот, наличия того, что в действ-ти к нему не должно относиться. Не замечаем мы искажения отдельных частей предмета. Напр. что при чтении мы иногда не замечаем опечаток в тексте: пропусков букв Объясняется это тем, что при высоком уровне навыка чтения каждое слово восп-тся как целое, и это влияет на воспр его отдельных частей. Взаимоотношение воспр целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют инд-ные различия людей.1 период восприятия у большинства людей хар-тся тем, что на 1план выступает воспр целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей набл-тся обратное явление: в 1очередь различаются отдельные части предм. В соответствии с инд-ми различиями по-разному протекает и 2этап воспр. Если сначала воспр-ся общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспр-тся все более отчетливо. И наоборот. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается воспр в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей. необходимо отметить, что воспр целого и его частей зависит не только от инд-ных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в 1очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Нап. мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспр-мых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. пример
(девушки и старухи)Почему большинство людей на рис. видят девушку? мы обращаем внимание на название.»порт молод ж» Сформировать установку воспр можно использовать другой способ — использовать предшествующий опыт. Таким образом, воспр целого и части действительно зависит от многих факторов. Причем особенности воспр отдельных частей и целого весьма существенно влияют на характер и содержание воспр-мого объекта или явления.Предмет и фон восприятия, на наши органы чувств действует много предметов, но не все они восприним одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них. Другие отходят «на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, восприним менее ясно. различают предмет, или объект, восприятия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент воспр, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».(пример) Когда мы достаем книгу из книжного шкафа, мы восприним много других книг, но предметом, или объектом, восприя является лишь та книга, которая нам необходима в данный момент и которую мы ищем. Все остальные книги восприним нами только как фон. То же самое бывает и в других модальностях восприятия. Например, мы идем и с кем-то разговариваем. При этом мы слышим слова не только нашего собеседника, но и многие другие звуки. Однако слова говорящего человека восприним нами более отчетливо, как предмет, а все остальные звуки воспринимменее отчетливо, т. е. являются фоном. Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В псих данная проблема 1ые стала рассматрив как самостоятел датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон. Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, Подтверждением этого является следующий пример. изображена белая ваза на фоне черного круга, если прсмотрется, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В другом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеч лиц. Выдел предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действител является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи. которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Напр, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматр. Именно на этом построены встречающиеся в детских журналах задачи, в которых нужно найти различие между 2мя схожими рисунками. Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет И фон отличаются друг от друга, тем легче предметвыделяется из фона. Наприм, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик. Выделен предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. (прим), достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками .т.об .для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наоборот, выделение предмета из фона облегчает, во1, знание того, что надо найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во2, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В3, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности. Для подтверж наших слов давайте особым образом трансформируем Поменяем на нем цвета на противоположные и внесем некоторые изменения в изображ . В результате на 1 план для большинства наблюдателей выступают профили человеч лиц, а ваза становится практически незаметна. Это связано с тем, что, во-1 вы уже знакомы с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во2, мы поменяли соотношения цветов; в3, мы частично изменили феноменологическое поле нашего воспр, изменив очертания вазы. Каждый предмет является сложным целым и обладает многими св-ми. Обе стороны воспр теснейшим образом связаны между собой: воспр целого обусловлено воспр его частей и св-в.
известно, как меняется восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно. Нап., при быстром взгляде на слово, сходное с другими словами, мы порой говорим не то слово катоое на самом деле. Важность роли воспр части в воспр целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспр все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспр, или воспр неясно, или не может быть воспр-то в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет.Это происходит потому, что каждый предмет имеет хар-ные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в воспр сущес-ных не мешает узнать то, что мы воспр-ем. Данное положение верно не только по отношению к рисункам, но и по отношению к другим явл. Какое влияние, оказывает воспр целого на воспр его отдельных частей и на выделение различных сторон предмета? воспр-мая целое, мы не замечаем иногда отсутствия в нем некоторых его частей или, наоборот, наличия того, что в действ-ти к нему не должно относиться. Не замечаем мы искажения отдельных частей предмета. Напр. что при чтении мы иногда не замечаем опечаток в тексте: пропусков букв Объясняется это тем, что при высоком уровне навыка чтения каждое слово восп-тся как целое, и это влияет на воспр его отдельных частей. Взаимоотношение воспр целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют инд-ные различия людей.1 период восприятия у большинства людей хар-тся тем, что на 1план выступает воспр целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей набл-тся обратное явление: в 1очередь различаются отдельные части предм. В соответствии с инд-ми различиями по-разному протекает и 2этап воспр. Если сначала воспр-ся общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспр-тся все более отчетливо. И наоборот. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается воспр в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей. необходимо отметить, что воспр целого и его частей зависит не только от инд-ных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в 1очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Нап. мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспр-мых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. пример
(девушки и старухи)Почему большинство людей на рис. видят девушку? мы обращаем внимание на название.»порт молод ж» Сформировать установку воспр можно использовать другой способ — использовать предшествующий опыт. Таким образом, воспр целого и части действительно зависит от многих факторов. Причем особенности воспр отдельных частей и целого весьма существенно влияют на характер и содержание воспр-мого объекта или явления.
54. Воспр., пространства.
Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Простр-ные сво-ва присущи всем предметам, равно как временные особенности хар-ны для каждого явления или события. К простр-ным сво-вам предмета относятся: величина, форма, положение в прот-ве. В воспр величины предмета сущее-ную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изобр. предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. величина изображ воспр-го предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображ на сетчатке глаза. закон зрительного угла как закон восприятия размер открыл Эвклид. Из закона следует, что восп-мый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изобр. та закономерность сохр при одинаковом удалении от нас предметов. Напр если длинный шест находится от нас в 2раза дальше, чем палка, которая в 2раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг другу. мы будем воспр палку и шест как равные по величине предметы. практике этого не происходит. Мы отчетливо видим, что шест намного длиннее палки. Воспр величины предмета сохраняется и в том случае, если мы будем отходить все дальше и дальше от предмета, хотя при этом изобр предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности воспр величины предмета. Воспр величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и воспр-м расстояния, на котором мы находимся от предмета. Данную закономерность можно выразить так:Восприним размер = Зрит угол х Расст Учет удал предметов в основном осущес за счет нашего опыта воспр предметов при меняющемся расс до них. Сущ поддержкой воспр величин предметов служит знание о приблизит величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу восприни его величину такой, какая она есть на самом деле. Вообще следует отметить, что константность величины значительно повыш когда мы видим знакомые предметы. и значит уменьш при воспр отвлеченных геометр форм. Также следует подчеркнуть, что константность воспр сохраняется только в известных пределах. Если мы находимся очень далеко от предмета, то он нам кажется меньше, чем на самом деле. (когда мы летим на самолете, то все предметы, находящиеся внизу, кажутся нам очень маленькими). Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится восприним нами предмет, оказывает заметное влияние на его воспр (чел среднего роста в окружении высоких людей кажется значит меньше своего настоящего роста. искажение воспр вызван условиями восприятия, назв иллюзией. На воспр величины предмета может оказывать влияние и то целое, в котором находится предмет(2совершенно равные диагонали 2ух параллелепипедов воспр-ся разными по длине, если 1 из них находится в меньшем, а другая — в большем параллелепипеде Здесь имеет место иллюзия, вызванная перенесением св-ва целого на его отдельные части. На воспр предмета в пространстве влияют и другие факторы. (верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикал линии кажутся длиннее горизонтал.на воспр величины предмета оказывает влия цвет предмета. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные. Объемные формы( шар или цилиндр)кажутся меньше соответств плоских изображений. Столь же сложным, как воспр величины, явл воспр формы предмета., при воспр формы явление константности также сохран (когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет, находящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке будет выглядеть как эллипс или как трапеция). Тем не менее мы всегда видим один и тот же предмет одинак, имеющим 1ну и ту же форму. воспр формы оказыв постоянным и устойчивым, т. е. константным. Основой этого постоянства явл то, что учитывается поворот предмета к нам. Причем, как и в случае с воспр величины, воспр формы в значительной степени зависит от нашего опыта Воспр формы предмета, находящегося на значительном удалении, может меняться. мелкие детали контура по мере удаления предмета исчезают, и его форма приобретает упрощенный вид. Может меняться и форма в целом.(прямоугольные предметы кажутся округлыми. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его воспр, и вершины прямоугольника втягиваются вглубь. углы закругляются.Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Суть бинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета па сетчатке левого и правого" глаза будет различно. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета. Однако бинокулярное зрение не является единственным условием объемного воспр предмета. Если мы посмотрим на предмет одним глазом, то все равно воспр его рельеф. Большую роль в воспро бъемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распредел света и тени на объемном предмете. Воспр чел пространства имеет целый ряд особенностей. пространство 3мерно, и поэтому для его воспр необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. При этом воспр пространства может протекать на разных уровнях. В воспр 3мерного пространства прежде всего задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет вид 3х заполн жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет полож головы, заполн каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуж вызывает изменения в ощ устойчивости тела (статические ощ).
Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз при быстрых изменениях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие движения глаз,называемые нистагмом. Существует и обратная связь (при продол ритмической смене зрительных раздражений (при длит взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровож тошнотой. Взаимосвязь вестибул и глазодвигательного аппаратов, проявляющаяся в оптико-вестибулярных рефлексах, входит в качестве одного из самых сущ компонентов в систему воспр 3мерного пространства. 2ым аппаратом, обеспеч воспр пространства, и прежде всего его глубины, является аппарат бинокулярного зрения. Воспр глубины главным образом связано с воспрудален предметов и располож их относительно друг друга. Бинокулярное зрение — это одно из условии восприятия удаленности предметов. ( если в 3- 4 метрах от чел натянуть нить и затем сверху бросать мячик или шарик, то благодаря бинокулярному зрению мы без труда увидим, где падает шарик, — за ниткой при монокулярном зрении человек не различит, где по отношению к натянутой нити падает предмет. Сущроль в воспр удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. ( это происходит при переходе взора с далекого предмета на близкий. При обратном переходе — с близкого на далекий предмет — наблюдается ди-или перед ней. Однако девергенция глаз, т. е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей. Как конвергенция, так и дивергенция вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц. Поэтому они сопровож определен двигател ощущ. Хотя мы обычно не замечаем эти ощ, в воспр пространства они играют весьма сущ роль. Так, при конвергенции глаз возникает незначит диспарантность изображ появляется ощудален предмета или стереоскопический эффект. При большей диспарантиости точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображ, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относител напряжения мышц глаз, обеспеч конвергенцию и смещение изображ сетчатке, явл важным источником информ для сенсорных и перцептивных зон коры головного мозга и 2ым компонентом механизма воспр пространства. Наряду с ощ от конвергенции и дивергенции глаз (при переводе взора с далекого предмета на близкий и обратно) мы получаем ощущения от аккомодации глаза. Явление аккомодации заключается в том, что форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Это достигается сокращ или расслабл мышц глаза, что влечет за собой определен ощ напряжения или расслабления, которых мы не замечаем, но которые воспр соответствующими проекционными полями коры головного мозга. Восп пространства не ограничивается воспр глубины. В воспр пространства важную роль играет воспр располож предметов по отношению друг к другу. Дело в том, что при значительном удалении предмета конвергенция и дивергенция прекращаются, однако восприним пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично, т. е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, а также дальше от нас или ближе к нам. Поэтому часто бывает, что об удаленности мы судим по косвенным признакам: один предмет закрывает другой, или контуры одного предмета заметны более, чем контуры другого. различное положение предметов в пространстве часто имеет первоочередное значение для человека, даже большее, чем восприятие удаленности предмета или глубины пространства, поскольку чел не просто воспр пространство или оценивает положение предметов, он ориентируется в простр, а для этого он должен получать определен инфо о располож предметов( когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и т. д.
55. Восприятие движен и времени
Воспр движ осуще благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. изображения предметов перемещаются по вашей сетчатке, но вы не воспринимаете предметы как движущиеся, — они находятся на месте (это явление называется константностью положения).
Если предмет движется в пространстве, то мы воспр его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят два явления. Во1 смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во2 мозг фиксирует движ глаз, следящих за предметом. 2 особенно важно для воспр движения, но механизм обработки информ о движ глаз весьма сложен и противоречив. Будет ли человек в состоянии воспр движение, если ему зафиксировать голову и обездвижить глаза? Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых с помощью специальной замазки, не позволяющей поворачивать глаза. Однако у испытуемого возникало ощ движения предметов (иллюзия перемещпредметов) каждый раз, когда он пытался повернуть глаза. =) в мозгу фиксировалось не движение глаз, а попытка двигать глазами, т. е. для воспр движ важна не афферентная инфор о движ глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информ (команды на перемещение глаз). Однако воспр движ не может быть объяснено только движ глаз, — мы воспр одновременно движ в 2ух противоположн направл, хотя глаз, очевидно, не может двиг одновременно в противопол стороны. В то же время впечатление движможет возникнуть при отсутствии его в реальности( если небольшие временные паузы черед на экране ряд изображ воспроизводящих фазы движения объекта Это так называемый стробоскопический для возникновения которого отдельные раздражит должны быть отделены друг от друга определен промежутками времени. Пауза между смежными раздражит должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза в2ое меньше, изображ сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 с), изображ осознаются как раздельные; максим пауза, при которой имеет место стробоскопический эффект, равна 0,45 с. на стробоскопическом эффекте построено воспр движ в кинематографе. В воспр движзначит роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движ Механизм использован косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движ осущ их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, впечатление движ может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей. К числу «кинетических положений»,вызывающих представление о движ, принадлежат наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний предмета и множество других косвенных признаков. нельзя толковать воспр движ как лежащий за пределами собственно воспр интеллектуальный процесс: впечатлен движ может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движна самом деле нет. Все теории воспр движ могут быть разбиты на 2 группы. 1 группа теорий выводит воспр движ из элементарных, следующих друг за другом зрит ощ отдельных точек, через которые проходит движ, и утверждает, что воспр движвозникает вследствие слияния этих элементарных зрит ощ.(В. Вундт).Теории 2группы утверждают, что воспр движ имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощ Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, (мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и воспр движ несводимо к сумме составляющих это воспр элементарных зрит ощ. Из этого положения исходит, ( теория гештальтпсихологии, известным представителем которой является М. Вертгеймер. Воспр движ является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от воспр самих движущихся предметов. Если имеются 2 последовательных восприятия объекта в различных положениях (а) и (б), то переживание движения не складывается из этих 2ух ощущений, а соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер называет фи-феноменом. проводилось достаточно много специальных работ по исследованию проблемы воспр движ с позиции гештальтпсихологии. С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте; двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспр. Так, при фиксации луны на фоне облаков она восприним движущейся. Ими было показано, что из двух предметов обычно движущимся кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.
Воспр времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не восприним нами как явление материального мира. О его течении мы судим лишь по определен признакам. Наиболее элементарными формами являются процессы воспр длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы восприним время при выполнении какой-либо работы, т. е. когда происходят определен нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определен инфо о времени. в исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: воспр временной длительности и воспрвременной последовательности.
Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполне