Предмет психологии. Психические явления

Предметом психологии является психика и психические явления. Психические явления делятся на: психические состояния, процессы, свойства. Психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, память, воображение, представление, мышление, речь, внимание. Связаны с восприятием и переработкой информации. Благодаря этим процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др.), волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др). психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Имеют начало, течение и конец, т.е. обладают динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются определённые состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Иногда выделяют как самостоятельную ещё одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В неё входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Такде имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. в то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Относятся: подъём, угнетённость, страх, бодрость, уныние и др. Психические свойства – характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Относятся: направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Развитие психики человека

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического раз­вития. Все стадии отличаются друг от друга преж­де всего по своим качественным, а не количественным характеристикам., А. Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подрост­ковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также вы­деляет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней — 1 год); раннее детство (1-2 года); пер­вый период детства ( 3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

По Леонтьеву: Первая стадия — стадияноворожденного (до 2 месяцев). Ребенок рождается, обладая относительно вы­соко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, фор­мирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в про­странстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элемен­тарные рефлексы.Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психи­ческого развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновре­менной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирова­ние зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия.Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру.На 7 месяце жизни у ребенка хорошо развиты ручные предметные движения. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. К концу периода ребенок овладивает самостоятельной хотьбой. Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновени­ем и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы созна­тельного отражения действительности. Особенности психического развития ребенка на данном этапе: овладевание присущим человеку отношением окружающим предметам, подражание поведению взрослых и формирование основных функций мышления. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста являет­ся наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладе­нию миром предметов и ограниченностью его возможностей. Важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера. Ребенок свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характери­зует новый этап развития психики ребенка. У ребенка появляются обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей завит его будущее, его место в социуме. Все главные изменения в псих. развитии связани с учебой. Основная закономерность псих. Развития - умственное развитие ребенка. На завершающей стадии происходит разделение деятельности на муж. и жен.Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризу­ется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к саморе­ализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впер­вые термин «акмеология» был предложен II. И. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме — высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обо­значать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. Характеризуется тем. Что в нем завершается общесамотическое развитие и половое созревание человека, высоким уровнем интеллектуальных, творческих, проф.достижений. Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем приня­то выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года); старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше. Характеризуется: угасанием психических и физических функций. Снижается общая активность человека. В то же время отмечается снижение возможностей психическских функций, особенно памяти, внимания, мышления.

При изучении других психологических дисциплин, например педагогической психологии, можно встре­титься с иной классификацией основных этапов развития психики ребенка, но их содержание и закономерности динамики в основном будут соответствовать выше­изложенным характеристикам. Выводы: возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека, возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и раз­вития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Наши рекомендации