Основные методологические принципы психологии
Принцип детерминизма – психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.
Культурно-историческая концепция Выготского Л.С.- природные механизмы психических процессов преобразовываются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов.
Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности) (Рубинштейн С.Л.) - сознание и деятельность являются не тождеством, а единством.
Принцип развития – психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.
Вспомогательные принципы психологии
Принцип объективности психологического исследования – для того чтобы сделать верный научный вывод, необходимо учесть как можно больше факторов, влияющих на психическое явление или процесс.
Принцип системности (психофизического единства) – психика и физиология связаны, но в психологических исследованиях, физиологические методики должны быть вспомогательными.
Принцип индивидуализации - необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
Эволюционный (генетический принцип) – предметом исследования должен быть переход с одного уровня развития на другой.
Принцип педагогизации – изучаем, обучая.
Принцип активности – личность - активно преобразует действительность, субъект и объект общественных отношений.
Принцип историзма – личность развивается в определенных исторических условиях и не может существовать вне их.
Соотношение понятий методология, метод, методика.
Методология – диалектико – материалистическое понимание предмета психологии.
Методологические принципы психологического исследования – требования к построению исследования.
Методы исследования – способы получения фактов о проявлениях психики, отвечающие методологическим принципам.
Методики исследования – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Обработка материалов
Выводы
Лекция 2. Психика и ее развитие
Основные вопросы.
1. Происхождение и развитие психики.
2. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
3. Отличия психики животных и человека.
4. Мозг и психика, функции психики.
5. Специализация полушарий головного мозга.
6. Происхождение и развитие сознания.
7. Деятельность и ее роль в становлении человека
Происхождение и развитие психики.
Психика- свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность на основе формируемого при этом психического образа, целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения.
Функции психики - отражать и регулировать.
Раздражимость – свойство белковых молекул реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ.
Саморегулирование – избирательное отношение к внешним раздражителям.
Чувствительность - способность реагировать на нейтральные, биологические незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.
Элементарная сенсорная психика - способность отражать отдельные свойства среды.
Перцептивная психика - психическое отражение животными целостных вещей.
Развитие психики связано с необходимостью приспосабливаться.
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
Процессы (познавательные, эмоционально-волевые).
Состояния
Свойства личности.
Отличия психики животных и человека.
Животные – психическое отражение действительности.
Человек - сознательное отражение действительности.
Почти все в поведении и психологии животного приобретается наследственным путем и путем стихийного научения. У человека добавляются сознательно регулируемые процессы – обучение и воспитание. Таким образом, человек – социально-природное существо, с различными и общими чертами с животными.
Мозг и психика, функции психики.
Психика – свойство мозга, психическая деятельность осуществляется с помощью специфических физиологических механизмов, которые обеспечивают восприятие воздействий, преобразовывают их в сигналы, планируют и регулируют поведение.
Функции психики - отражать и регулировать.