Психологические методы социальной работы
В социальной работе применяются психологические методы. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума.
Психологические методы, применяемые в социальной работе, подразделяются на индивидуальные и групповые.
Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучение социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений.
Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин "психологический диагноз" не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типов темперамента и т.д.
Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен социальному работнику. Это - наблюдение за обследуемым в ходе взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни (семье, группе).
В социальной работе широко применяется психологическая консультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т.д. По результатам этой работы строиться их индивидуальная и групповая деятельность.
Необходимым метолом социальной работы является психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.
Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они выключают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к меняющимся условиям жизнедеятельности.
Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия трудовой, учебной и другой деятельности. Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующем обобщением и переносом социально-психологических образований в новые условия своей жизнедеятельности. Углубленный характер по отношению к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. По этому признаку психологические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.
Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя их он, он непременно прибегает к помощи психологии.
Прежде всего надо отметить, что социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.
Социальный работник чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей, развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.
Социальный работник действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания, социальный работник обретает у клиентов доверие. Деятельности социального работника присуща самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что социальная психология и педагогика есть теоретический и методологический стержень социальной работы. Социономическая деятельность носит комплексный характер, так что социальный работник по сути своей профессии является педагогом-психологом. Психологическими средствами он диагностирует социономическую ситуацию, состояние ее участников, обосновывает необходимость применения социальный технологий. Педагогическими методами он информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразования социума и личности.
Литература
Нормативно-правовые акты:
1. Об охране здоровья граждан в Российской федерации. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с последующими изм. и доп.)
3. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (с последующими изм. и доп)
4. Об основах обязательного социального страхования. Федеральный закон от 16 июля 1999. № 165-ФЗ (с последующими изм. и доп.)
5. О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ
6. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (с последующими изм.)
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с последующими изм. и доп.)
8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (с последующими изм. и доп.)
9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с последующими изм. и доп.)
10. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с последующими изм. и доп.)
11. О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с последующими изм. и доп.)
12. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (с последующими изм. и доп.)
13. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (с последующими изм. и доп.)
14. О занятости населения в Российской Федерации. Закон Российской федерации от 19 апреля 1991 г. (с последующими изм. и доп.)
Основная литература:
1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник.2-е изд. пер. и .доп. Изд-во Кнорус, 2014г.
2. Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие и практикум. Изд-во Книжный мир, 2010г.
3. Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие для Вузов. 2-е изд. пер. и доп. Издательская торговая компания «Дашков и К», 2013г.
4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. 2-е изд. пер. и доп. М., Юрайт, 2013г.
5. Сидоров В.Е. Право социального обеспечения РФ: учебное пособие. Изд-во Инфра-М, РИОР, 2014г.
6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы- учебное пособие для Вузов. 10-е изд. пер. и доп. Издательская торговая компания «Дашков и К», 2013г.
7. Социальная работа с пожилыми инвалидами: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – Изд.: Академия, 2009 г.
8. Кравченко А.И. Социальная работа: электронный учебник. М., Кнорус, 2010г.
9. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие для бакалавров. 3-е изд. пер. и.доп. Издательская торговая компания «Дашков и К», 2014г.
Интернет-ресурсы:
1.Официальный сайт «Президент РФ», форма доступа – http://www.kremlin.ru/
2. Официальный сайт компании «Консультант Плюс», форма доступа – http://www.consultant.ru/
3. Информационно-правовой портал «Гарант», форма доступа – http://www.garant.ru/
4. Официальный сайт «Пенсионный фонд РФ», форма доступа – http://www.pfrf.ru/
5. Официальный сайт «Фонд социального страхования РФ», форма доступа – http://www.fss.ru/
6. Официальный сайт «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ», форма доступа – http://www.ora.ffoms.ru/
7. Официальный сайт «Социальная работа», форма доступа – http://www.soc-work.ru/
8. http://правительство.рф/ - интернет-портал Правительства РФ
Периодические издания:
1. «Библиотека «Российской газеты» совместно с библиотекой журнала «Социальная защита», Издательский дом «Социальная защита».
2. Еженедельный журнал работников социального обеспечения «Вопросы социального обеспечения», Издательство - «Форгрейфер».
3. Еженедельный общественно – информационный журнал «Вопросы социального обеспечения», Издательство - «Форгрейфер».
4. Еженедельный журнал по социальным вопросам «Социальная защита», Издательство – «Социздат».
- Перечень выполненных работ по освоению ПК и ОК
№ | Виды работ | Освоил /не освоил | |||
ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | |||||
МДК.01.01 Право социального обеспечения МДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности | |||||
ПК 1.1 | Осуществлять профессиональные толкования нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения | Ознакомления с правилами организации работы юриста в организации. Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы Определение этики взаимоотношений с клиентами. Стандарты поведения в организации: лояльность, ответственность, конфиденциальность, порядочность, честность Составление или ознакомление с кодексом этики социального работника Изучение организации психологического контакта с клиентами , приемов делового общения и правила культуры поведения. Определение поведения личности в конфликте. | |||
ПК 1.3 | Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. | ||||
ПК 2.3 | Понимать сущность и социальную значимость, своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ||||
ПК 2.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. | ||||
ПК 2.5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ||||
ПК 2.6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | ||||
ПК 2.7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | ||||
ПК 2.8 | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. | ||||
ПК 2.9 | Соблюдать деловой этикет, культуры и психологические основы общения. Нормы и правила поведения. | ||||
ПК 3.0 | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. | ||||
Г.