Интерпретация результатов по методике авторов (Майерс-Бриггс)
Согласно замыслу авторов, интерпретация MBTI предполагает диалог психолога с респондентом. Основная задача психолога – помочь респонденту найти наиболее точно характеризующее его описание психологического типа, на основе знания респондентом самого себя. Психолог выступает как преподаватель по теории типов личности. Обычно в такой ситуации около 75 % респондентов соглашаются со своими результатами, и большая часть беседы бывает посвящена обсуждению того, как различные предпочтения респондента проявляются в повседневном его поведении.
Ни одна методика не может выявить всю сложность личности или ее поведения. И результаты MBTI не всегда достоверны. Поэтому полезно предложить респонденту совместно обсудить полученный в результате психологический тип приблизительно так: "Вот что получилось по опроснику. Как, на Ваш взгляд, верно это?"
Достоверность результатов в опроснике MBTI, как и в любом другом, в значительной мере зависит от того, насколько "правильны" были ответы на вопросы. В некоторых случаях сразу признается адекватность полученного типа. В беседе с такими респондентами большую часть времени следует посвятить обсуждению примеров проявления типа и практического применения полученного знания. У других людей возникают сильные сомнения относительно своего типа, и тогда описанные ниже этапы должны дать им ту дополнительную информацию, которая поможет разрешить вопрос об их истинных предпочтениях и найти адекватный психологический тип.
Существуют различные обстоятельства, в силу которых результаты MBTI могут быть недостоверными, например:
- при недостаточной дифференциации психологического типа и предпочтений, что чаще встречается у молодых респондентов;
- при недостаточной дифференциации собственных предпочтений от ожиданий родителей;
- при переживании респондентом жизненного кризиса, вследствие чего не используются обычные для него способы поведения;
- в случае применения MBTI в ситуации, требующей от респондента соответствия каким-либо стандартам (например, при приеме на работу), вследствие чего ответы респондента отражают не его истинные предпочтения, а социально желательные свойства;
- в случае серьезных рассогласований между требованиями, предъявляемыми к респонденту его профессиональной деятельностью, и его истинными предпочтениями;
- при неверном истолковании понятий и терминов типологической теории, особенно если оно сопровождается возникновением у респондента негативных реакций (например, "интровертированный" интерпретируется как "невротический" или "стеснительный", а "чувство" – как "сверхэмоциональность" и т.п.);
- в случае, если респондент, в результате воздействия социальных стереотипов, затрудняется в выборе "своего" ответа (особенно часто это встречается в шкале TF, поскольку в сознании многих "мышление” отождествляется с маскулинностью – мужскими качествами, а "чувство" – с феминностью – женскими качествами);
- в случае, если респондент в настоящее время переживает период личностного роста, в ходе которого ранее неиспользуемые процессы начинают развиваться, при этом возможна неопределенность в отношении "старых" предпочитаемых процессов.
Все методики, основанные на самоотчете респондентов, сталкиваются с описанными выше трудностями. Так как в MBTI все ответы дихотомизированы и поскольку типологическая теория Майерс-Бриггс предполагает существование у каждого человека "истинных" предпочтений, психологу следует на каждой стадии процесса интерпретации быть внимательным к словам респондента, чтобы помочь ему точно определить свои предпочтения.
Этапы интерпретации результатов (авторская версия)
1-й этап
Психолог доводит до сведения респондента ряд исходных истин:
А. Никакие вопросы никакого, даже самого подробного, опросника не могут охватить все поведение человека. Результаты MBTI – это лишь самый первый шаг к пониманию действительных предпочтений человека.
Б. При ответах на вопросы MBTI респондент должен выбирать свои предпочтения из длинного списка, включающего разные, иногда нехарактерные для данного респондента виды деятельности. Это довольно трудная задача, требующая способности к самопознанию.
В. Термины и буквенные обозначения различных шкал могут сначала показаться респонденту странными, но поведение, которое они описывают, скорее всего, хорошо знакомо ему.
Г. Поскольку MBTI – это не тест, а индикатор, то не может быть правильных и неправильных ответов. Точно также не бывает хороших или плохих, сильных или слабых психологических типов: у каждого есть свои достоинства и сильные стороны.
Д. Независимо от принадлежности к какому-либо типу, каждый человек использует в повседневной жизни оба полюса предпочтений, но в разной мере.
Е. Обычно люди более умело и искусно используют те психологические процессы, которые они предпочитают.
Ж. Предпочтения, о которых идет речь в MBTI, относятся к процессам восприятия и принятия решений. Все это хорошо знакомо каждому из собственного опыта; знание своего типа лишь помогает более эффективно и структурированно использовать накопленный ранее жизненный опыт.
З. Если полученный в результате применения опросника психологический тип кажется респонденту "неправильным", респондент имеет возможность с помощью психолога выяснить, какие процессы более характерны для него и какой тип более точно описывает его поведение.
2-й этап
Объяснение респонденту сути парных оппозиций.
Для каждой из них описывается, как и чем отличаются люди, выбравшие один полюс предпочтений, от тех, кто выбрал другой, противоположный. При объяснении характеристик предпочтений и типов психолог не только дает респонденту иллюстрации типологических различий, но и осуществляет первую проверку адекватности типа, полученного в результате применения опросника. Если респондент утверждает, что все четыре полученных предпочтения действительно соответствуют тому, как он ведет себя в жизни, то это можно считать эмпирическим подтверждением адекватности полученного психологического типа. Если же характеристики того или иного предпочтения не подтверждаются в беседе с респондентом, то данное предпочтение следует считать сомнительным и проанализировать еще раз.
3-й этап
Еще один способ проверки адекватности полученного типа – это использование кратких описаний каждого из шестнадцати типов. При использовании "мини-портретов" следует сначала прочитать респонденту то описание, которое соответствует полученному в результате применения опросника типу, а затем сравнить его с соседними. Если какой-либо из соседних психологических типов покажется респонденту более подходящим или "правильным", то психологу в дальнейшей беседе следует ориентироваться именно на этот тип.
4-й этап
Обсуждение полного описания типа. Выясняется, верна ли каждая из фраз в отношении респондента. Цель обсуждения – выяснить, в чем описание подходит респонденту, а в чем – нет. На этой стадии обычно развеиваются последние сомнения насчет предпочтений респондента. Психологу важно учитывать, что не все в описании окажется подходящим для данного респондента. Внутри каждого типа существует множество вариаций, поскольку люди с одинаковыми предпочтениями могут по-разному их использовать.
Таким образом, когда респонденту не удается верно определить свои предпочтения при заполнении опросника, необходимо провести анализ его результатов. Ключевым инструментом, по мнению авторов, является полное описание типа. Любые сомнения и колебания респондента должны быть учтены.
Количественная интерпретация MBTI, как правило, не рекомендуется. Полученные в результате подсчета "сырых" баллов коэффициенты показывают только направленность предпочтений, а не их интенсивность. В отдельных случаях численные показатели дают информацию о вероятности точного определения респондентом своих предпочтений, а также о важности данного предпочтения для респондента.
Наиболее часто встречающаяся ошибка при интерпретации количественных показателей MBTI – это предположение, будто "сила" предпочтения однозначно соответствует уровню его развития: неверно будет полагать, что респондент с N = 26 обладает большей интуицией, чем респондент с N = 14. Больший коэффициент свидетельствует лишь о том, что респондент, вынужденный выбрать один из двух ответов в MBTI, более ясно представляет себе, что же он предпочтет. Однако следует иметь в виду, что, как правило, те респонденты, которые в МBTI демонстрируют отчетливые предпочтения по каким-либо элементам, чаще используют эти элементы, и, скорее всего, имеют более развитые навыки, обслуживающие эти предпочтения; вероятно, это означает, что у них более развиты соответствующие черты и привычки.