Принципы коррекционной работы по развитию памяти дошкольников с ОНР и со стертой формой дизартрии
Психолого-педагогическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной специальной психологии, разработанных Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным.
В детском возрасте память тренируется и корректируется относительно легко. С возрастом она меньше поддается корректировке, но зато может совершенствоваться в плане своего уже сформировавшегося уровня. Поэтому очень важно не упустить время формирования памяти (даже логическая память может отрабатываться у детей 4-5 летнего возраста), а также знать приемы и методы работы, позволяющие ее тренировать и совершенствовать.
Поэтому, для нашей работы наибольший интерес представляют методические рекомендации, приемы работы по развитию мнемической деятельности детей дошкольного возраста, представленные методистами В.Л. Шарохина, Гуровой Н.Н., Черемушкиной Л.В., Дубровиной И.В., Яковлевой Н..
Выделяют следующие принципы организации коррекционной работы с дошкольниками с ОНР и со стертой формой дизартрии:
1. Принципы единства диагностики и коррекции
предполагает наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы, имеющее значение для определения путей, методов конкретного воздействия.
2. Этиопатогенетический подход к анализу нарушений подразумевает определение этиологии и механизмов, структуры дефектов, поскольку глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.
3. Принцип комплексного подхода предполагает учет специфики развития психики в дошкольном возрасте, поскольку при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления, поэтому комплексная диагностика позволяет прогнозировать дальнейшее развитие в специально организованных условиях коррекционного развития.
4. Принцип ранней коррекции отклонений в нарушении развития речи предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию работы с ним в сенситивные периоды. Наиболее оптимальным является коррекционное воспитание и обучение, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте в период интенсивного морфофункционального развития мозга; в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-последовательная деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления, а также коммуникативные навыки.
5. Принцип учета онтогенетического развития, в соответствии с которым
необходимо выявить качественное своеобразие ребенка с ОНР и со стертой формой дизартрии, определить уровень ОНР, поскольку нецелесообразно сразу включать ребенка в интенсивную учебную деятельность, формировать у ребенка высшие уровни мышления и речи при отсутствии полноценной базы для их становления.
6. Принцип реализации деятельного подхода при обучении детей с ОНР и со стертой формой дизартрии, можно рассмотреть в 3 аспектах:
а) достижение успехов в коррекционной работе может быть только при условии опоры на ведущую деятельность возраста ребенка;
б) целенаправленное педагогическое воздействие обеспечивает условия для формирования предметной игровой деятельности;
в) учет трудностей формирования ребенка как субъекта деятельности, обусловленных несформированностью таких ее компонентов как мотивационный, ориентационно-операциональный, регуляционный.
7. Принцип коммуникации предполагает повышенное внимание к развитию речи как эффективного средства ее коррекции.
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов влияния на память с целью ее улучшения, основанных:
- на регуляции внимания, совершенствовании восприятия материала, управляемости воображения;
- на развитии способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал;
- на приобретении и активном использовании в процессе запоминания специальных мнемотехнических приемов и действий.
При организации обучения, адаптированного к возможностям детей с ослабленной памятью, рекомендует использовать следующие приемы:
- учет и опора на ведущий тип памяти (дополнительное использование наглядности, повторное проговаривание вслух);
- организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
- визуализация запоминаемой информации на основе ярких несложных таблиц, схем или конспектов;
- многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
- определение запоминаемого материала с постепенным усложнением в зависимости от способностей ребенка.
Л. Ф. Симоновой предложены приемы запоминания, следование которым позволяет достичь устойчивой положительной динамики:
1. Составление плана заучиваемого материала:
а) разбивка материала на составные части;
б) придумывание заглавий или выделение опорного пункта, с которым ассоциируется все содержание данной части материала;
в) связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.
2. Сравнение, которое предполагает выделение общих и особенных моментов в отдельных частях материала. Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними.
3. Классификация (распределение материала на определенные части, классы. Например, выделение животных и растений, имен мужских и женских, предметов по цвету).
4. Систематизация материала.
Эти приемы произвольного запоминания основаны на ассоциации по сходству и по контрасту.
5. Опора на образные связи - там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который запоминается.
Прочность и полнота запоминания в значительной степени зависят от организации повторений. Успех заучивания зависит не от количества повторений, а от того, как они распределены во времени. Распределенное повторение (с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем сплошное, без перерыва.
Содержание групповой психокоррекционной работы
Цель:Развитие зрительной, слуховой, логической и образной памяти. К тому же раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитее у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, воображения, речи;
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении;
- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;
- Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения ( мимикой, жестами, пантомимикой);
- Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
- Развития чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
Содержание психокоррекционной работы представлено групповой формой, при которой психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога, но и со стороны логопеда, воспитателя, музыкального работника в коррекционных садах.
Каждое занятие включает четыре этапа работы:
Разминка.
На данном этапе участники группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются психогимнастические упражнения, настраивающие на определенный вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения на развитее мимических движений, игры па определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики, игры на развитие на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд. Этюды на распознание различных жестов, на развитие выразительности жеста, по изучению поз, походки и других выразительных движений, игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных. Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги, обучение правилам этикета.
Основная часть.
Этап, нацеленный на развитие и коррекцию познавательной сферы психики. В этой части занятия проводятся игры в основном нацеленные на развитие всех видов памяти, а также на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, творческой фантазии, речи.
3. Релаксация.
Этап обучения детей приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений, а также погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.
В этой части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжения и расслабления) отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки.
При обучении детей ауторелаксации используется релаксационная музыка, запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада и др. Формулы внушения чувства покоя, безопасности, расслабления подаются в стихотворной форме.
Подведение итогов занятия
Осуществляется психологом с помощью членов группы. Психолог задает детям вопросы:
Чем мы сегодня занимались?
Что вы запомнили на этом занятии больше всего?
Вам понравилось это занятие? И др.
Содержание групповых психокоррекционных занятий.
Занятие 1.
Разминка.