Семинар 1. Ощущение и восприятие
Семинар 1. Ощущение и восприятие
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения, проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.
Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и физиологические основы ощущений.
2. Основные свойства и характеристики ощущений.
а) пороги и чувствительность;
б) адаптация;
в) взаимодействие ощущений;
г) контраст.
3. Понятие и физиологические основы восприятия.
4. Виды восприятия.
5. Предмет и фон в восприятии; взаимоотношения целого и части. Восприятие пространства, времени и движения.
Основной список литературы
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 7.
2. Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : Академия, 2010.
Дополнительный список литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.
2. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
3. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с.
4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.
5. Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.
6. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.
Семинар 2. Память
Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.
Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.
2. Виды памяти.
3. Физиологические и психологические теории памяти.
4. Общая характеристика процессов памяти
а) запоминание;
б) сохранение и забывание;
в) воспроизведение.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 10.
Список источников литературы:
1. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: Директ-Медиа, 2008. - 1602 с.
Или
2. Черемошкина Л. В. Психология памяти. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 320 с.
3. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.
4. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.
5. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.
6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.
Семинар 3. Мышление и воображение
Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы и виды процесса мышления, обозначить основные мыслительные операции, а также этапы решения мыслительных задач.
Понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач, творческое мышление.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.
2. Мыслительные операции. Мышление и логика. Виды мышления.
3. Динамика мышления при решении задач. Творческое мышление.
4. Индивидуальные особенности мышления.
& Список литературы:
Базовый учебник:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 12.
2. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с.
3. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
Список источников литературы:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.
2. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.//Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. стр. 282-287.
Семинар 5. Эмоции и чувства
Цель занятия: проанализировать специфические особенности эмоций и чувств, раскрыть основные положения теорий происхождения эмоций, исследовать сущность, физиологические основы, свойства и виды эмоций и высших чувств.
Понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.
Вопросы для обсуждения:
1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические основы эмоций.
2. Теории эмоций.
3. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.
4. Классификация и виды эмоций и чувств и функции эмоций и чувств.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 16.
Список источников литературы:
Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2008.
Семинар 6. Воля и Внимание
Цель занятия:проанализировать сущность, мотивационные аспекты волевых действий, рассмотреть структуру волевого акта и волевые свойства личности. проанализировать сущность, свойства, основные виды процесса внимания.
Понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности, внимание, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, свойства внимания.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.
2. Структура волевого акта.
3. Волевые качества человека и их развитие. Патология воли.
4. Понятие о внимании, физиологические основы внимания.
5. Теории внимания.
6. Основные виды и свойства внимания.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 14 и 16.
Список источников литературы:
1. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. Т. 3. С. 454—465.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.
3. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
4. Казанская К. О. Основы психологии. Конспект лекций. Учебное пособие. М.: А-Приор, 2010. - 145 с.
5. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с..
6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1. Глава 3.
7. Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : Академия, 2010
8. Першина, Л. А.Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Першина Людмила Алексеевна. - М. : Акад. Проект, 2004. - 436 с. ; 21 см. - (Gaudeamus) (Учебное пособие для вузов).
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. - 1859 с
Семинар 1. Ощущение и восприятие
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения, проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.
Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и физиологические основы ощущений.
2. Основные свойства и характеристики ощущений.
а) пороги и чувствительность;
б) адаптация;
в) взаимодействие ощущений;
г) контраст.
3. Понятие и физиологические основы восприятия.
4. Виды восприятия.
5. Предмет и фон в восприятии; взаимоотношения целого и части. Восприятие пространства, времени и движения.
Основной список литературы
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 7.
2. Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : Академия, 2010.
Дополнительный список литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с.
2. Гуревич П. С. Психология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
3. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 255 с.
4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.
5. Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.
6. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.
Семинар 2. Память
Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.
Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.
2. Виды памяти.
3. Физиологические и психологические теории памяти.
4. Общая характеристика процессов памяти
а) запоминание;
б) сохранение и забывание;
в) воспроизведение.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2003, 2010. Глава 10.
Список источников литературы:
1. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: Директ-Медиа, 2008. - 1602 с.
Или
2. Черемошкина Л. В. Психология памяти. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 320 с.
3. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.
4. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.
5. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.
6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.