Вопрос о первоначальной, исходной форме психического
Существуют два взгляда:
1. Развитие психической жизни начинается с появления гедонической психики, т.е. с зарождения примитивного, зачаточного самосознания. Оно заключается в первоначально смутном переживании организмом своих собственных состояний (положительных и отрицательных). Эти состояния являются прообразом человеческих переживаний влечения, наслаждения или страдания и составляют ту главную основу, на которой в дальнейшем развиваются различный формы «предвидящего» сознания, сознания, познающего окружающий мир.
2. Психическая жизнь рассматривается как процесс взаимодействия организма и окружающей его среды.
Элементарная форма психики – ощущение, отражающее внешнюю объективную действительность. Поэтому вопрос о возникновении психики можно рассматривать как вопрос о возникновении «способности ощущения».
Сознание – это сущностная характеристика психики.
Сознание – это высший уровень развития психического отражения и саморегуляции; считается присущей только человеку.
Вывод: Понятие психики шире, чем сознания.
Принципы, задачи, отрасли психологии и педагогики
Принципы психологии
1. Принцип детерминизма.
2. Генетический принцип.
3. Личностного подхода.
4. Взаимосвязи личности и деятельности.
Задачи психологии в отношении к педагогике
1. Построение психологических исследований, которые не только направлены на обоснование готового и утвердившегося (содержание методов и приемов обучения и воспитания), сколько опережают устоявшуюся педагогическую практику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.
2. Вытекает из первой и обусловлена требованиями, которые предъявляет педагогике научно-технический прогресс – формирование качеств мышления, позволяющих учащимся самостоятельно усваивать новую информацию, развитие способностей, которые обеспечат человеку возможность не отставать от ускоряющегося развития общества.
Отрасли психологии, имеющие отношение к обучению и воспитанию:
1. Генетическая психология.
2. Психофизиология.
3. Дифференциальная психология.
4. Возрастная психология.
5. Социальная психология.
6. Педагогическая психология.
7. Медицинская психология.
8. Патопсихология.
9. Юридическая психология.
10. Психодиагностика.
11. Психотерапия.
Метод, методика, методология
Метод - способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования.
Методика - технические приемы реализации метода с целью уточнения знаний об исследуемом объекте.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Основные группы методов
I. Организационные методы
1.1. Сравнительный метод (сопоставление групп по возрасту).
1.2. Лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении продолжительного времени).
1.3. Комплексный метод (изучение одних и тех же объектов различными способами разных наук).
II. Эмпирические методы.
2.1. Наблюдение.
2.2. Самонаблюдение.
2.3. Экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий, констатирующий).
2.4. Психодиагностические методы (беседа, интервью, опрос, анкетирование и т.д.).
2.5. Биографические методы.
III. Методы обработки данных.
3.1. Количественный (статистический).
3.2. Качественный.
IV. Методы коррекции.
4.1. Аутотреннинг.
4.2. Групповой тренинг.
4.3. Обучение.
4.4. Способы психотерапевтического влияния.
Классификация методов психолого-педагогического исследования (основные и вспомогательные)
Основные методы
1. Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, постороннее).
2. Эксперимент (лабораторный, естественный, экспериментально-генетический, констатирующий, формирующий).
Вспомогательные методы
1. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).
2. Психолого-педагогический тест (тест-опросник, тест-задача, проективный тест).
3. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).
4. Психолого-педагогический анализ процесса и продуктов деятельности (рисунки, произведения, технические изделия, коллекции).
5. Социологические и педагогические анкеты.
6. Социометрия.
ПРАКТИЧЕСКое Задание
Методика Айзенка (выполняется самостоятельно на занятии)
Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только "Да" или «Нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов: здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не выявление умственных способностей.
ВОПРОСЫ:
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли вам трудно отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли обычно вы действуете и говорите?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы готовы решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь что разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, то предпочитаете найти это в книге или спросить у друзей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-нибудь?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Обработка результатов:
ЭКСТРАВЕРСИЯ - находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56
и ответов «нет» в вопросах 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.
Если сумма балов равна 0-10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда это вам нужно.
НЕВРОТИЗМ - находится количество ответов «да» в вопросах 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57
Если количество ответов «да» равно 0-10, то вы эмоционально устойчивы.
Если 11-16, то вы эмоционально впечатлительны.
Если 17-22, то у вас появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
Если 23-24, то у вас невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.
ЛОЖЬ - находится сумма баллов ответов «да» в вопросах 12,13,30,42,48,54.
Если набранное количество 0-3- норма человеческой лжи, ответам можно доверять.
Если 4-5, то сомнительно.
Если 6-9, то ответы недостоверны.
Если ответам можно доверять, то по полученным данным строится график.
САНГВИНИК–ЭКСТРАВЕРТ: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботен, весел, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
ХОЛЕРИК-ЭКСТРАВЕРТ: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.
ФЛЕГМАТИК-ИНТРОВЕРТ: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
МЕЛАНХОЛИК-ИНТРОВЕРТ: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуален, склонен к размышлениям. В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
Вопросы для самопроверки
1. Что является предметом психологии как науки?
2. Что является предметом педагогики как науки?
3. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
4. Перечислите основные функции психики?
5. Назовите задачи психологии в отношении к педагогике.
6. Дайте определение понятиям: «метод», «методика», «методология».
7. Какие методы исследования применяются в психологии и педагогике?
Тема 2. ЛИЧНОСТЬ
Цель: ознакомится с темой и диагностическими методиками по изучению структурных компонентов личности.
Ход занятия
I. Вопросы для самоподготовки
1.1. Индивид, личность, индивидуальность.
1.2. Понятие о личности как совокупности общественных отношений.
1.3. Формирование и развитие личности. Социализация личности.
1.4. Структура личности.
1.5. Активность личности. Фрейдистские и неофрейдистские концепции активности.
1.6. Перспективы личности и фрустрации.
1.7. Личность и деятельность.
Примечание: подготовиться к контрольной работе по данной теме.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ:
2.1. Додонов Б.И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. – 1985. - №5, с.36-45.
2.2. Ковалев А.Г. Психология личности. –М.: Просвещение, 1970.
2.3. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. – 1987. - №4, с.30-45.
2.4. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. – 1984. - №3, с.25-33.
2.5. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. – 1984. - №4, с.15-29.
2.6. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания // Вопросы психологии. – 1984. - №2, с.43-51.
2.7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М.: Знание, 1977, с. 159-206.
2.8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Хрестоматия «Психология личности». – М.: Изд-во МГУ, 1982, с.20-28.
2.9. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Хрестоматия «Психология личности». –М.: Изд-во МГУ, 1982, с.28-35.
2.10. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Хрестоматия «Психология личности». –М.: Изд-во МГУ, 1982, с.35-39.
2.11. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Хрестоматия «Психология личности». –М.: Изд-во МГУ, 1982, с.39-42.
III. Экспериментальное исследование.
3.1. Психогеометрический тест (выполняется самостоятельно на занятии).
3.2. Методика «Как вы смеетесь?» (см. «Познай себя», стр.10-11).
3.3. Методика «Какой у вас характер?» (см. «Познай себя», стр.63-68).
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ.
Основные понятия: индивид, личность, индивидуальность, структура личности, онтогенез, филогенез, активность личности, фрустрация, направленность, социальный опыт, движущие силы развития.
«Народ, и раб, и властелин - все признают, что высшее счастье лишь только в личности найдешь»
Йоган Гете