Предмет психологии и педагогики
Психология - это наука о душе.
Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Предмет психологии - основные закономерности порождения и функционирования реальности.
Объект психологии - носители психики: и человек, и животные.
Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Предмет педагогики - исследования сущности развития и формирования личности человека и разработка на этой основе теоретических и методологических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Проблемы, которые исследует педагогика
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание.
2. Определение целей воспитания.
3. Разработка содержания воспитания.
4. Исследование методов воспитания.
Общее понятие о психике
Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность (Словарь практического психолога / Под ред. Головина С.Ю.).
Психика - это неотъемлемое свойство живого.
Психика - это субъективное воображение объективного мира.
Психика - это системное качество мозга.
Психика и у человека, и у животных – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
У человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью.
Психика и человека, и животных включает множество субъективных явлений.
Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма) воздействия. При этом психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности.
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психический процесс – это отдельные формы или виды психической деятельности. С помощью таких, например, как ощущения и восприятия, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.
Психические свойства личности – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент, характер и прочее). Иными словами, к психическим свойствам и особенностям личности относят качество ума, эмоционально-волевой среды, закрепившееся в характере, темпераменте, способностях и поведении человека.
Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Они вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода (например, состояния утомления, раздражительности, активности и т.д.).
Понятие «состояние» характеризует статику явления (в отличие от процессов) и определяется проявлением чувств (настроения, аффекты) внимания, воли, мышления и т.д.
Психические свойства, состояния и процессы тесно взаимосвязаны между собой и могут переходить один в другой.
Высшей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения является сознание.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета (Рис. 1).
Рисунок 1. Структура психики
Рисунок 2.Основные функции психики
Проблема возникновения (генезиса) психики
«Антропопсихизм» (связан с именем Декарта) - возникновение психики связано с появлением человека, то есть психика существует только у человека.
«Панпсихизм» - общая одухотворенность природы (Робине, Фехнер).
«Биопсихизм» - психика - свойство не всякой вообще материи, а свойство только живой материи (Гоббс, К.Бернар, Геккель, Вундт).
«Нейропсихизм» - психика - свойство не всякой живой материи, а только тех организмов, которое имеют нервную систему (Дарвин, Спенсер, многие современные физиологи и психологи).
Каждый из этих взглядов нельзя принять безоговорочно.
Проблема возникновения психики до сих пор считается не решенной.